Загрузка...
05.08.2024
7 мин. на чтение

Принят закон об обязанности блогеров с аудиторией более 10 000 пользователей сообщать сведения о себе в Роскомнадзор

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 30 июля 2024 года Государственной Думой в третьем чтении принятhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/647048-8
 Закон № 647048-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), предусматривающий внесение изменений в отдельные федеральные законы, включая Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе».

Требования к блогерам

1. Законом внесены изменения в статью 106 Федерального закона «Об информации» («Особенности распространения информации в социальных сетях»), которую предлагается дополнить следующими нормами: в случае, если объем аудитории персональной страницы блогера составляет более 10 000 пользователей социальной сети, блогер обязан предоставить в Роскомнадзор сведения, позволяющие его идентифицировать. Состав сведений и порядок их предоставления устанавливаются Правительством РФ.

На данный момент нет разъяснений касательно того, что будет пониматься под «аудиторией» и как будет определяться объем аудитории (например, по количеству подписчиков или количеству просмотров контента персональной страницы). Также неясно, распространяются ли требования Закона на корпоративные страницы компаний в социальных сетях.

Полагаем, что под «социальными сетями» в целях Закона могут пониматься ресурсы, включенные в Реестр социальных сетей Роскомнадзораhttps://530-fz.rkn.gov.ru
. К таким ресурсам относятся, например, Telegram, ВКонтакте, YouTube, Rutube, Дзен и другие. Однако официальных разъяснений по этому вопросу пока также нет.

Положения Закона, касающиеся предоставления блогером сведений о себе в Роскомнадзор (абзац 3 подпункта «б» пункта 2 статьи 3 Закона), вступают в силу со дня официального опубликования Закона.

2. Такой блогер, объем аудитории персональной страницы которого составляет более 10 000 пользователей, обязан не допускать последующее распространение на его странице (репост) информации, которая была распространена на персональной странице другого блогера, не включенной в специальный перечень блогеров, который будет вести Роскомнадзор. Это требование (абзац 4 подпункта «б» пункта 2 статьи 3 Закона) вступает в силу с 1 января 2025 года.

В частности, Роскомнадзор будет вести перечень персональных страниц, объем аудитории каждой из которых составляет более 10 000 пользователей (далее – Перечень). Таким образом, в такой Перечень будут включаться персональные страницы блогеров, которые одновременно:

  • выполняют упомянутые выше требования (то есть предоставили в Роскомнадзор сведения о себе, а также не допускают репосты информации со страниц других блогеров, которые, в свою очередь, не включены в Перечень);
  • не распространяют информацию с нарушением требований законодательства РФ, а также информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Второе требование является крайне обширным и требует от блогера детальной оценки всей информации, распространяемой им на своей странице, на предмет соответствия законодательству РФ.

Полагаем, что под «распространением информации с нарушением требований законодательства РФ» может пониматься, например, распространение:

  • информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;

  • ложных сообщений об актах терроризма и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений;

  • под видом достоверных сообщений недостоверной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ в указанных целях;

  • информации, содержащей предложение о финансировании противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий, контртеррористической операции или иных действий с применением вооружения и военной техники, участие в которых принимает РФ, а также сведений о возможных способах осуществления такого финансирования.

К информации, распространение которой запрещено, относится информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Например, это может быть информация:

  • о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории РФ;

  • пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола;

  • содержащая предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии и разрешения на осуществление такой деятельности;

  • направленная на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.

Порядок формирования Перечня будет определяться Роскомнадзором.
Положения Закона, касающиеся ведения Роскомнадзором Перечня, (абзац пятый подпункта «б» пункта 2 статьи 3 Закона) вступает в силу с 1 ноября 2024 года.

3. Законом также предусмотрена обязанность владельца социальной сети размещать на персональной странице блогера, объем аудитории которой составляет более 10 000 пользователей, информацию о ее включении в Перечень (в составе и порядке, установленных Правительством РФ), и обязанность в течение суток с момента получения соответствующего требования Роскомнадзора ограничить доступ к персональной странице блогера до выполнения блогером требований Закона. Полагаем, что под «выполнением требований Закона» в данном случае понимается выполнение блогером следующих требований:

  • предоставить в Роскомнадзор сведения о себе;

  • не допускать репосты информации со страниц других блогеров, которые, в свою очередь, не включены в Перечень;

  • не распространять информацию с нарушением требований законодательства РФ, а также информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Что будет, если блогер не выполнит требования?

1. В случае, если объем аудитории персональной страницы блогера составляет более 10 000 пользователей и сведения о такой персональной странице не включены в Перечень, блогер, в соответствии с предложенными дополнениями к статье 106 Федерального закона «Об информации», не вправе размещать информацию, содержащую предложения о его финансировании, а также сведения о возможных способах его осуществления.

Полагаем, что под «финансированием» в данном случае понимается направление донатов (безвозмездных пожертвований) подписчиками (аудиторией) в адрес блогера, а под «сведениями о способах осуществления финансирования» понимается размещение блогером на персональной странице банковских реквизитов, гиперссылок на платформы сбора средств с целью получения донатов (безвозмездных пожертвований) от подписчиков (аудитории).

Положения Закона, касающиеся запрета размещать информацию, содержащую предложения о финансировании блогера, персональная страница которого не включена в Перечень, а также сведения о возможных способах осуществления такого финансирования (абзац шестой подпункта «б» пункта 2 статьи 3 Закона) вступают в силу с 1 января 2025 года.

Соответственно, компании, которые работают с блогерами, должны будут учитывать в своей рекламной деятельности, включена ли персональная страница такого блогера в Перечень.

2. Кроме того, другие пользователи социальной сети обязаны не допускать последующее распространение (репост) на своих страницах информации, которая была распространена на персональной странице блогера, не включенной в Перечень.

Полагаем, в данном случае под пользователем социальной сети может подразумеваться и корпоративная страница компании в социальной сети. Соответственно, компании также обязаны не допускать размещение на корпоративных страницах репостов блогеров, персональные страницы которых не включены в Перечень.

На данный момент нет разъяснений касательно того, что понимается под «последующим распространением» – репост, подразумевающий повторную публикацию контента другого блогера, или простая ссылка на персональную страницу блогера, не включенную в Перечень как на источник информации.

Указанное требование (подпункт «в» пункта 2 статьи 3 Закона) вступает в силу с 1 января 2025 года.

3. Законом также вносятся изменения в статью 5 Федерального закона «О рекламе» («Общие требования к рекламе»). Указанная статья дополнена частью 106, согласно которой не допускается распространение рекламы на персональных страницах блогеров, объем аудитории которых составляет более 10 000 пользователей, не включенных в Перечень. Изменение вступает в силу с 1 января 2025 года.
Специальная ответственность блогера или компании, сотрудничающей с ним, за нарушение требований Закона блогером пока не предусмотрена.

При этом в случае нарушения запрета распространения рекламы на персональных страницах блогеров, объем аудитории которых составляет более 10 000 пользователей, не включенных в Перечень, возможно привлечение всех участников цепочки размещения рекламы (то есть рекламодателя, рекламного агентства, самого блогера) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства о рекламе»). Такое нарушение может повлечь наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от 100 000 до 500 000 рублей.

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем компаниям:

  1. планировать свою маркетинговую активность с учетом факта включения персональных страниц блогеров в Перечень, а также возможности исключения блогера из Перечня и ограничения Роскомназдором доступа к его персональной странице;

  2. в случае, если объем аудитории корпоративной страницы компании в социальной сети составляет более 10 000 пользователей, необходимо подготовиться к предоставлению в Роскомнадзор сведений о компании (перечень сведений пока не определен), а также проанализировать информацию, размещаемую на корпоративной странице компании, на предмет соответствия требованиям законодательства РФ.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать компаниям всестороннюю юридическую поддержку в соблюдении требований законодательства о распространении информации (в том числе рекламы) в Интернете.

Спектр услуг «Пепеляев Групп» включает:

  1. консультирование рекламодателей, рекламораспространителей по вопросам распространения рекламы в сети Интернет (в том числе в части маркировки рекламы);

  2. консультирование по вопросам взаимодействия с рекламодателями/рекламораспространителями;

  3. консультирование по вопросам применения законодательства об информации;

  4. консультирование по вопросам взаимодействия с блогерами;

  5. представление интересов клиента при взаимодействии с государственными органами;

  6. иные услуги.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

25.07.2024

Правовые позиции Верховного Суда РФ. Автор комментария Сергей Савсерис в гостях у Сергея Пепеляева

Перед ВС РФ стоял вопрос о том, имеют ли установленные в гражданско-правовом деле обстоятельства преюдициальное значение для налогового спора. Отрицательный ответ Суда ко...

Смотреть

05.11.2024

Цифровая экономика. Дайджест за май-октябрь 2024 г.

Главные новости: Форма для регистрации владельцев каналов с 10 тыс. подписчиков открылась на Госуслугах; Закон...

12.08.2024

Регулирование трансграничных расчетов с использованием криптовалют и российских и иностранных ЦФА

Сообщаем об изменениях в регулировании цифровых валют, цифровых финансовых активов (ЦФА) и установлении экспериментальных...

28.06.2024

В Госдуму внесен законопроект о запрете рекламы на заблокированных сайтах

Сообщаем, что 21 июня 2024 года в Госдуму внесен законопроект № 652920-8 «О внесении изменений в статью 12 Федерального...

06.05.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–30 апреля 2024 г.

Главные новости: Создание «дипфейков» планируется урегулировать в Гражданском кодексе РФ; Комитет СФ поддержал...