Загрузка...
24.12.2024
4 мин. на чтение

Госдумой приняты поправки в Закон о защите конкуренции

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 17 декабря 2024 г. Госдумой в третьем чтении принят Законhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/709858-8, предусматривающий дополнительный механизм контроля за сделками экономической концентрации, совершаемыми крупными финансовыми организациями.

Принятие поправок обусловлено необходимостью решить проблему, связанную с увеличением концентрации на рынке финансовых услуг, что, в свою очередь, негативно сказывается на состоянии конкурентной среды.

Закон также содержит ряд других точечных изменений в Закон о защите конкуренцииФедеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Положения Закона вступят в силу с 1 сентября 2025 года. 

Рассмотрим нововведения. 

1. Усиление контроля экономконцентрации на финансовых рынках

Напомним, что согласно действующей редакции ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции, получение предварительного согласия на совершение сделок с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации необходимо в том случае, если:
  • стоимость активов по последнему балансу этой финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ;
  • сделка относится к одному из восьми установленных в ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции случаев.
Таким образом, если размер активов финансовой организации меньше установленной величины, может быть приобретено любое количество таких организаций без согласования с антимонопольным органом, в результате чего уровень концентрации может значительно возрасти. 

В целях минимизации обозначенных рисков предусматривается что сделки, осуществляемые крупными финансовыми организациями, стоимость активов (суммарной стоимости активов финансовых организаций, входящих в одну группу лиц) которых превышает значения, установленные Правительством РФ в том числе по согласованию с Банком России, независимо от размера активов финансовых организаций, являющихся объектом экономической концентрации, будут осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.

Комментарий

С одной стороны, данные нововведения вполне логичны и будут способствовать повышению уровня правовой защищенности всех участников финансового рынка, поскольку Служба получит возможность осуществлять контроль над сделками, совершение которых может оказать негативное влияние на состояние конкуренции.

С другой стороны, необходимость согласования сделок с ФАС России скажется на сроках совершения обозначенных сделок, которые неизбежно увеличатся.

2. Другие поправки в Закон о защите конкуренции

2.1 Изменение порядка предоставления государственных и муниципальных преференций

Вносятся изменения в ст. 19, 20 Закона о защите конкуренции, регламентирующие порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. 

В частности, устанавливается возможность предоставления преференции без предварительного согласия антимонопольного органа в том случае, если такая преференция предоставляется в соответствии с государственными программами РФ (субъектов РФ) и муниципальными программами, содержащими мероприятия, направленные на развитие физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Уточняется срок, в который антимонопольный орган может принять решение о том, что его согласие на предоставление преференций не требуется - теперь он будет составлять 10 дней с даты получения заявления о даче согласия. 

2.2 Изменение порядка исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Согласно ч. 5 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, срок исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть продлен исключительно по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение.

Согласно принятым изменениям, срок сможет быть продлен и по инициативе антимонопольного органа. 

Кроме того, ч. 8 названной статьи предусматривает, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Закон предусматривает исключение из данного порядка, в частности, если выдача предупреждения осуществлялась комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в период рассмотрения уже возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Законом также уточняются:
  • перечень сведений, содержащихся в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства  - теперь в нем обязательно должна быть подпись заявителя;
  • основания для оставления антимонопольным органом указанного заявления без рассмотрения - в том случае, если в заявлении или материалах отсутствуют сведения и документы, которые должны быть приложены к заявлению о нарушении антимонопольного законодательства;
  • случаи, при которых комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства - теперь это станет возможным в случае выдачи комиссией предупреждения  о прекращении действий (бездействия).

Комментарий

Полагаем, что обозначенные поправки обусловлены практическими аспектами применения норм Закона о защите конкуренции и направлены на устранение правовой неопределенности в законодательстве.


О чем подумать, что сделать

Рекомендуем ознакомиться с текстом Закона и учитывать его положения при осуществлении профессиональной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при предварительном согласований сделок с ФАС России.

Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

04.10.2024

ВС РФ рассмотрел очередной спор о законности включения лицензионных платежей в таможенную стоимость

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Не в пробке veritas» Александром Косовым.

Смотреть

23.12.2024

Конкуренция и право. Обзор за 16–22 декабря 2024 г.

Госдума приняла законы об ответственности за нарушение закупочного законодательства и корректировке правил продления...

19.12.2024

Ужесточена уголовная ответственность за деяния, связанные с заключением соглашения, ограничивающего конкуренцию

Информируем, что 13 декабря 2024 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 467-ФЗ, направленный на совершенствование...

17.12.2024

Журнал «Конкуренция и право» № 6, 2024 (ноябрь-декабрь)

16.12.2024

Конкуренция и право. Обзор за 9–15 декабря 2024 г.

Президент подписал закон об ужесточении уголовной ответственности за картели; Госдума приняла закон о сборе за распространение...