Госдумой приняты поправки в Закон о защите конкуренции
Принятие поправок обусловлено необходимостью решить проблему, связанную с увеличением концентрации на рынке финансовых услуг, что, в свою очередь, негативно сказывается на состоянии конкурентной среды.
Закон также содержит ряд других точечных изменений в Закон о защите конкуренцииФедеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ..
Положения Закона вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
Рассмотрим нововведения.
1. Усиление контроля экономконцентрации на финансовых рынках
Напомним, что согласно действующей редакции ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции, получение предварительного согласия на совершение сделок с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации необходимо в том случае, если:- стоимость активов по последнему балансу этой финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ;
- сделка относится к одному из восьми установленных в ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции случаев.
В целях минимизации обозначенных рисков предусматривается что сделки, осуществляемые крупными финансовыми организациями, стоимость активов (суммарной стоимости активов финансовых организаций, входящих в одну группу лиц) которых превышает значения, установленные Правительством РФ в том числе по согласованию с Банком России, независимо от размера активов финансовых организаций, являющихся объектом экономической концентрации, будут осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.
Комментарий
С одной стороны, данные нововведения вполне логичны и будут способствовать повышению уровня правовой защищенности всех участников финансового рынка, поскольку Служба получит возможность осуществлять контроль над сделками, совершение которых может оказать негативное влияние на состояние конкуренции.
С другой стороны, необходимость согласования сделок с ФАС России скажется на сроках совершения обозначенных сделок, которые неизбежно увеличатся.
2. Другие поправки в Закон о защите конкуренции
2.1 Изменение порядка предоставления государственных и муниципальных преференций
Вносятся изменения в ст. 19, 20 Закона о защите конкуренции, регламентирующие порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.В частности, устанавливается возможность предоставления преференции без предварительного согласия антимонопольного органа в том случае, если такая преференция предоставляется в соответствии с государственными программами РФ (субъектов РФ) и муниципальными программами, содержащими мероприятия, направленные на развитие физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Уточняется срок, в который антимонопольный орган может принять решение о том, что его согласие на предоставление преференций не требуется - теперь он будет составлять 10 дней с даты получения заявления о даче согласия.
2.2 Изменение порядка исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Согласно ч. 5 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, срок исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть продлен исключительно по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение.Согласно принятым изменениям, срок сможет быть продлен и по инициативе антимонопольного органа.
Кроме того, ч. 8 названной статьи предусматривает, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Закон предусматривает исключение из данного порядка, в частности, если выдача предупреждения осуществлялась комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в период рассмотрения уже возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Законом также уточняются:
- перечень сведений, содержащихся в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства - теперь в нем обязательно должна быть подпись заявителя;
- основания для оставления антимонопольным органом указанного заявления без рассмотрения - в том случае, если в заявлении или материалах отсутствуют сведения и документы, которые должны быть приложены к заявлению о нарушении антимонопольного законодательства;
- случаи, при которых комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства - теперь это станет возможным в случае выдачи комиссией предупреждения о прекращении действий (бездействия).
Комментарий
Полагаем, что обозначенные поправки обусловлены практическими аспектами применения норм Закона о защите конкуренции и направлены на устранение правовой неопределенности в законодательстве.
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем ознакомиться с текстом Закона и учитывать его положения при осуществлении профессиональной деятельности.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при предварительном согласований сделок с ФАС России.
Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.