Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 20 декабря 2024 г. Совет Федерации одобрил Законhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/594965-8 о внесении изменений в КоАП РФ в части административной ответственности за нарушение законодательства РФ в сфере закупок. Одновременно одобрены корреспондирующие поправкиhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/594966-8 в УК РФ.
Необходимость принятия Закона обусловлена тем, что процесс оптимизации закупочных процедур, который активно проводился в последние годы, привел к тому, что большинство составов административных правонарушений утратили актуальность.
Положения Закона вступают в силу 1 марта 2025 г.
Рассмотрим основные нововведения.
1. Оптимизация структуры КоАП РФ
Предлагается изложить все составы административных правонарушений, касающиеся госзакупок и обязательных торгов, в едином комплексе из 6 статей. Таким образом, Кодекс дополняется статьями 7.30.1 – 7.30.6.Составы административных правонарушений приводятся в соответствие с изменившимся отраслевым законодательством, часть статей исключается, ужесточаются размеры штрафов за отдельные нарушения, вводится возможность выдавать предупреждения и дисквалифицировать должностных лиц за повторные правонарушения.
1.1. Изменение размеров штрафов за нарушения Закона № 44-ФЗФедеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 223-ФЗФедеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Ужесточается ответственность за некоторые нарушения Закона № 44-ФЗ и 223-ФЗ, например:Нарушение | Было | Стало |
Закон № 44-ФЗ |
||
Неверный выбор способа закупки | 30 тыс. руб. | от 30 до 50 тыс. руб. |
Несоблюдение объема закупок у СМП и СОНКО | 50 тыс. руб. | от 40 до 60 тыс. руб. |
Нарушение срока заключения контракта | 50 тыс. руб. | от 5 до 30 тыс. руб |
Нарушения в сфере изменения условий контрактов
|
20 тыс. руб. для должностных лиц 200 тыс. руб. для юридических лиц |
от 10 до 50 тыс. руб. для должностных лиц от 100 до 300 тыс. руб. для юридических лиц |
Нарушения при обосновании НМЦК |
10 тыс. руб.
|
1 % от НМЦК, но не менее 10 тыс. и не более 50 тыс. руб. |
Закон № 223-ФЗ |
||
Установление неправомерных требований к участникам закупки |
от 2 до 3 тыс. руб. для должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб. для юридических лиц |
от 5 до 30 тыс. руб. для должностных лицПри этом должностным лицам в таких случаях может быть вынесено предупреждение вместо штрафа. от 10 до 30 тыс. руб. для юридических лиц
|
1.2. Введение предупреждения и дисквалификации
В ряде случаев впервые предусматривается возможность выдавать нарушителям предупреждение:
Нарушение | Санкции |
Закон № 44-ФЗ |
|
Порядка формирования, утверждения планов-графиков | Предупреждение или штраф для должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб. |
Требований к содержанию документов, формируемых при осуществлении закупок | Предупреждение или штраф для должностных лиц от 3 до 10 тыс. руб. |
Требований к рассмотрению и оценке заявок, либо неправомерное отклонение заявки или отстранение участника закупки | Предупреждение или штраф для должностных лиц 1 % НМЦК, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. |
Порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта |
Предупреждение или штраф для должностных лиц от 10 до 50 тыс. руб. для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб. |
Закон № 223-ФЗ |
|
Требований к содержанию документов, формируемых при осуществлении закупок |
Предупреждение или штраф для должностных лиц от 3 до 10 тыс. руб. на юридических лиц – от 10 до 30 тыс. руб. |
Требований к порядку либо сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах |
Предупреждение или штраф для должностных лиц от 10 до 20 тыс. руб. для юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб. |
За повторное совершение должностным лицом ряда правонарушений предусматривается дисквалификация на срок от 1 до 2 лет, например:
- за повторную приемку результатов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при их несоответствии условиям контракта;
- за повторное нарушение срока либо порядка оплаты отдельных этапов исполнения контракта, поставляемого товара, выполняемой работы (ее результатов) или оказываемой услуги, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного контрактом.
1.3. Новые штрафы
Вводятся новые штрафы:
Нарушение | Санкции |
Закон № 44-ФЗ |
|
Требования к оформлению приемки результатов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги либо сроков такой приемки | Штраф от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц |
Закон № 223-ФЗ |
|
Объема осуществления закупок у СМП и СОНКО |
Штраф от 30 до 50 тыс. руб. для должностных лиц от 50 до 100 тыс. руб. для юридических лиц |
Порядка или сроков заключения договора |
Штраф от 5 до 30 тыс. руб. для должностных лиц от 30 до 50 тыс. руб. для юридических лиц |
1.4. Введение штрафных санкций для банков и кредитных организаций
С 2022 г. банки являются полноценными субъектами контроля в сфере закупок ввиду того, что они осуществляют юридически значимые действия по обеспечению участия в закупках юридических лиц, граждан и индивидуальных предпринимателей. С учетом изложенного, КоАП РФ дополняется положениями об ответственности банков в случае нарушения закупочного законодательства:
Нарушение | Санкции |
Требований к порядку либо сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. |
Неисполнение уполномоченным банком установленных законодательством РФ в сфере ГОЗ обязанностей при осуществлении банковского сопровождения сделки | Предупреждение или штраф от 30 до 50 тыс. руб. |
Совершение уполномоченным банком операций по счету, открытому головному исполнителю, исполнителю для расчетов по ГОЗ, проведение которых по такому счету не допускается | Штраф от 100 тыс. до 1 млн руб. |
Порядка блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника торгов | Предупреждение или штраф в размере 1 % суммы денежных средств, подлежащих блокированию или прекращению блокирования, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. |
1.5. Изменение размеров штрафов за нарушения процедуры обязательных торгов
Составы административных правонарушений, связанные с нарушением процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества также будут подвергнуты изменениям и закреплены в ст. 7.30.5 КоАП РФ:
Нарушение | Санкции |
Требований к порядку и (или) сроку размещения информации о проведении торгов |
Штраф от 30 до 40 тыс. руб. для должностных лиц от 40 до 50 тыс. руб. для ИП от 50 до 100 тыс. руб. для юридических лиц |
Порядка определения формы проведения обязательных торгов |
Штраф от 30 до 40 тыс. руб. для должностных лиц от 40 до 50 тыс. руб. для ИП от 50 до 100 тыс. руб. для юридических лиц |
Порядка предоставления документации об обязательных торгах, разъяснения такой документации, приема заявок, допуска к участию в обязательных торгах или определения победителя |
Штраф от 20 до 30 тыс. руб. для должностных лиц от 30 до 40 тыс. руб. для ИП от 40 до 50 тыс. руб. для юридических лиц |
Сроков заключения договоров |
Штраф от 30 до 40 тыс. руб. для должностных лиц от 30 до 50 тыс. руб. для юридических лиц |
Изменение по соглашению сторон или в одностороннем порядке условий договора при его заключении или исполнении в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения |
Штраф от 2 до 3 тыс. руб. для граждан от 20 до 30 тыс. руб. для должностных лиц от 50 до 300 тыс. руб. для юридических лиц |
Комментарий
Полагаем, что данные нововведения вполне логичны и направлены как на приведение положений КоАП РФ в соответствие с действующими положениями законодательства РФ, так и на усиление контроля за соблюдением закупочного законодательства.
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем ознакомиться с текстом Закона и учитывать его положения при осуществлении профессиональной деятельности.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при организации и проведении закупочных процедур для российских и иностранных компаний.
Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь клиентам в их взаимоотношениях с антимонопольным органом.
Кроме того, наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и законодательстве о закупках и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.