Минфин планирует представить новый механизм налогообложения нефтяной отрасли на следующей неделе на финансовом форуме, сообщают"Ведомости". В текущем году ведомство предлагает повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снизить пошлину, а к 2017 году привести налог к 30%. В настоящее время министерство получает нефтяную ренту через пошлины и НДПИ. В конечном итоге Минфин планирует совсем избавиться от пошлин уже к 2018 году. Кроме того, предполагается замена НДПИ налогом на добавленный доход (НДД). Параметры НДД обсуждаются. При обнулении пошлин будут отменены и все льготы по ним. Цель от этого маневра – расширить налоговую базу: объектом налогообложения станет вся добытая в стране нефть, ведь пошлинами облагается только экспортируемая нефть.
Руководитель налоговой практики "Пепеляев Групп" Павел Кондуков считает маловероятным, что правительство и Госдума одобрят подготовленную Минфином версию законопроекта. Он уверен, что будут дополнительные предложения со стороны других министерств, а также от бизнеса и депутатов. Сам юрист положительно оценивает инициативу ведомства и видит в ней больше плюсов, чем минусов, но с некоторыми оговорками. "Продолжение "налогового маневра" может больно ударить по нефтеперерабатывающей отрасли, так как изначальные параметры закона рассчитывались, исходя из старых цен на нефть, и уже текущие изменения негативно отразились на этой отрасли", – предполагает он. В связи с этим Кондуков считает целесообразным вернуться к вопросу о снижении ставок акцизов (вплоть до установления отрицательных акцизов) для того чтобы избежать скачка цен на нефтепродукты. Представитель "Пепеляев Групп" также высказался относительно перспективы изменений в работе налоговых органов. "Я предполагаю, что у налоговых органов возрастет работа, но незначительно. Если брать за ориентир концепцию НДД, подготовленную Минфином в конце 2015 года, то НДД задумывается как подобие налога на прибыль, то есть уменьшение выручки (расчетной) на определенные расходы. НДПИ в этом смысле проще администрировать, что не раз подчеркивалось Минфином в качестве основного аргумента против этой реформы. С другой стороны, налоговые органы успешно контролируют налог на прибыль и могут совмещать проверку двух налогов, принимая во внимание часть затрат, уменьшающих налог на прибыль", – сказал Кондуков.