Загрузка...
25.04.2024
9 мин. на чтение

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев. Вновь заработают стимулы к уклонению от налогов, а также снизится желание трудиться: зачем зарабатывать больше, если значительная часть приработка уйдет в налог? В зависимости от сценария прогрессивного повышения ставок можно ожидать сокращения ВВП от 0,3% до 1,3% в год.
 
Идея прогрессивного налогообложения богатств очень стара, а спектр концепций, которые ее объясняют, широк. Однако все они — только идеологическое основание прогрессии, поскольку не раскрывают, как точно установить ставки налога. Скажем, какой может быть максимальная ставка? На каком уровне заканчивается капитализм и начинается уравнительный социализм? Но эти концепции задают два смысловых вектора: «пусть бедным будет легче» или «пусть богатым будет хуже».

По причине отсутствия строгого научного обоснования размеров изъятий все споры о прогрессивном налогообложении имеют идеологический, почти что религиозный характер, а всякая шкала ставок неизбежно произвольна, основана на довольно грубом подходе к определению платежеспособности.

Практика зарубежных стран богата разными подходами к установлению ключевых параметров прогрессии: необлагаемого минимума, количества ступеней, коридора ставок, уровня дохода высшего разряда. Поэтому нельзя сказать, какой прогрессия должна быть. Но можно выделить, чего не должно быть: какие подходы не соответствуют общим принципам права и налогообложения и, следовательно, недопустимы.

Вот обзор таких болевых точек.

Уравнительное налогообложение

Общественная дискуссия о прогрессии движима социальным популизмом. Поскольку чужое богатство на виду, прогрессивное налогообложение выступает своего рода «умиротворяющим средством». Прогрессия мистифицирует широкие слои общества, но вовсе не гарантирует снижения социального неравенства. К примеру, самый высокий уровень неравенства доходов — в ЮАР, при том что в стране действует прогрессивная шкала: минимальная ставка налога — 18%, а максимальная — 45%https://www.ey.com/ru_kz/workforce/progressive-tax-scale-step-into-the-future-or-right-back. Не налогообложение причина неравенства, и лекарством от него налоги не служат. И здесь впору вспомнить сказку о лисе, которая мирила медвежат: у одного кусок оказался больше, и лиса уравнивала куски, поочередно откусывая от обоих. В итоге спорщики стали равными.

Налоги нельзя обосновать задачами перераспределения. Для этого их правовые механизмы должны учитывать причины расхождения размеров доходов и собственности, а этого они не могут. Можно принять в расчет, почему индивид не участвует вовсе или недостаточно активно участвует в экономической жизни: безработица, болезнь, низкое образование или отсутствие стартового капитала. Но это не о повышенных ставках налога, а наоборот — об их снижении и о социальных льготах.

Налоги могут быть препонами демонстративному потреблению, которое свойственно состоятельным гражданам и раздражает общество. Но с этой целью вводятся не прогрессивные ставки НДФЛ, а налоги на роскошь в различных формах.

Совокупная прогрессивность

При учреждении прогрессивного налогообложения доходов необходимо оценивать последствия налогообложения лица в совокупности. Например, высокие налоги на мощные автомобили или на дорогое жилье вводились относительно недавно как форма обложения роскоши. Цель и была в том, чтобы «с тыла» подступить к высоким доходам, до которых напрямую не добирается НДФЛ. Так что нельзя говорить, что в России нет прогрессивного налогообложения.

Очень важно и то, что в большинстве ситуаций налогом облагается не чистый доход, то есть все полученное за минусом деловых расходов, а выручка в полном объеме. Например, в налоговой декларации просто нет строки, где сдающий квартиру в аренду гражданин может указать уплаченные им суммы коммунальных и других платежей. В результате арендная плата облагается налогом в полном размере, хотя доход от операции меньше.

Это наследие советской эпохи, когда за пределами госсектора иной экономики практически не существовало и не было задачи точно определять доход плательщика. С этим можно было как-то мириться при ставке 13%, но при ощутимом росте налога доход должен определяться не на глазок.

Бюджетное распределение

НДФЛ в основном зачисляется в региональные бюджеты, а в части введенных с 2023 года дополнительных 2% с высоких доходов — в федеральный. Абсолютное большинство российских регионов ничего не выиграет от повышения ставок. Миллионеры не размазаны тонким слоем по всей стране. Прирост доходов региональных бюджетов возможен лишь в узком круге субъектов.

Это подтвердила практика взимания двухпроцентной надбавки. В 2023 году в федеральный бюджет дополнительно поступило 160 млрд рублей налога. Почти 70% сборов дали четыре региона — Москва и Московская область, Питер и Краснодарский крайhttps://www.rbc.ru/economics/18/03/2024/65f4177b9a794755ca641354?from=from_main_10.

Правда, планируется изменить систему так, чтобы НДФЛ в повышенной части зачислялся в федеральный бюджет и оттуда, возможно, перераспределялся по регионам, но это будет лишь новым ударом по и без того хилому российскому федерализму.

Семейное налогообложение

Прогрессия крайне несправедлива в отношении семей, где кормилец только один. Заработок одного родителя потребляется всей семьей и ей же как ячейке общества принадлежит. Так справедливо ли, что человек, стремящийся получить — зачастую на нескольких работах — высокий доход для достойного содержания большой семьи, оказывается в зоне повышенного налогообложения?

Для обложения истинного дохода во многих странах применяется совместное декларирование доходов супругами, а в ряде случаев и другими членами семьи. Супруги могут заполнять совместную декларацию, к их общему доходу применяются особые вычеты и специальная шкала ставок. Вариантов много, но ни один из них не использовался ни в советское время, ни в пореформенной России. Между тем справедливая прогрессия без этого инструмента недостижима.

Те способы укрепления справедливости в отношении больших семей, которые уже существуют или предлагаются, в действительности этой цели не достигают. Стандартный налоговый вычет на первого и второго ребенка составляет 1400 рублей в месяц, а на последующих — 3000 рублей. С момента, когда годовой доход родителя достиг 350 000 рублей, вычета больше нет (подпункт 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ). Сейчас предлагается повысить вычет на второго ребенка до 2800 рублей, на последующих — до 6000 рублей, а предельный уровень льготируемого годового дохода поднять до 450 000 рублей.

Простой расчет показывает, что семье с тремя детьми и одним работающим родителем льгота позволит сохранить в семейном бюджете минимум 1326 рублей — если в январе доход уже составит 450 000 рублей, а максимум 15 912 рублей — если предельный доход будет получен только к концу года. При двух кормильцах эффект в два раза выше. При максимальной семейной экономии около 32 000 рублей в год на одного ребенка приходится 884 рубля в месяц, тогда как душевой семейный доход — 15 000 рублей в месяц. Не разгуляешься.

Для семей с пятью детьми максимальная сохраненная сумма составит чуть менее 70 000 рублей за год, то есть 1154 рубля в месяц на ребенка. Эффект большой семьи — дополнительные ежемесячные 270 рублей на ребенка в условиях снижения среднедушевого дохода такой семьи до 10 714 рублей в месяц.

С предложенным вариантом семейных льгот нельзя согласиться, ибо их общий посыл таков: либо получай максимальную льготу, но оставайся в глубокой бедности, либо зарабатывай на достойное содержание детей сам и не рассчитывай на налоговые «поблажки».

Необлагаемый минимум

Речь идет о конституционном праве человека на жизнь: налоги не могут изымать ту часть дохода, которая абсолютно необходима для покрытия минимальных потребностей. Нищенский необлагаемый минимум никак не соответствует представлениям о справедливом налогообложении. Напротив, повышение необлагаемых доходов до реального социально-гигиенического уровня приводит к фактическому прогрессивному налогообложению безо всякого повышения ставок налога: доход малообеспеченных граждан в конечном счете облагался бы налогом лишь в малой части. Но Минфин противится: из бюджета выпадут значительные доходы.

Инфляционный налог

Прогрессивная шкала не должна вводиться в условиях стабильно высокой инфляции. Если регулярно не пересматривать пороговые значения ставок, обесценивание денег приведет к уплате инфляционного налога: налогообложение, предназначенное для средних слоев населения, постепенно распространится на малообеспеченных граждан, предназначенное для очень богатых — на среднюю прослойку. Шкалу ставок надо периодически пересматривать, вводить коэффициенты-дефляторы. Такая адаптация к инфляции будет постоянно запаздывать, что уже показал опыт 1990-х. Поэтому прогрессию можно вводить только в условиях экономической и валютной стабильности, чем наше время не отличается.

Возьмем снова сборы по повышенной ставке НДФЛ. В 2022 году они составили 149 млрд рублей, в 2023-м выросли до 160 млрд рублей, а на 2024 год запланирован рост до 280 млрд рублей — на 75%. Из-за чего такой скачок, ведь не растут же так быстро доходы граждан? Просто из-за инфляции, приводящей к корректировкам зарплат, средние доходы переваливают за границу в 5 млн рублей и начинают облагаться по повышенной ставке, хотя покупательская способность налогоплательщиков осталась прежней или снизилась.

Бюджетная эффективность

Эффект от введения плоского налогообложения убедительно доказывается цифрами. Минфин, который сейчас бодро поддерживает прогрессию, в официальной отчетности отмечает, что с 2006 по 2023 год сборы НДФЛ выросли в семь раз. 

А еще в 2009 году тогда председатель правительства Владимир Путин сообщал Государственной думе, что за первые восемь лет применения плоской шкалы поступления налога в бюджет увеличились в 12 раз. Только за один 2001 год рост платежей составил 28%. Плоская шкала была названа одним из основных конкурентных преимуществ отечественной экономической системы.

Зарубежные экономисты признали успех реформы. Около 30 государств перешли от прогрессивного налогообложения к пропорциональному. И это не только страны, решающие задачи ускорения экономического роста, но и развитые. Пропорциональное налогообложение не чуждо, например, канадской провинции Альберта и таким штатам США, как Иллинойс, Индиана, Массачусетс, Мичиган и Пенсильвания.

Россия же делает очередной зигзаг и совершенно не очевидно, что удачный. Введение плоской шкалы резко снизило стимулы к уклонениям от налогообложения, чем и был обусловлен всплеск собираемости. Возвращение прогрессивности вновь их оживит, а также снизит желание трудиться: зачем зарабатывать больше, если значительная часть приработка уйдет в налог? Поэтому, в зависимости от сценария прогрессивного повышения ставок НДФЛ, можно ожидать сокращения ВВП от 0,3% до 1,3% в расчете на год. Бизнес будет вынужден повысить зарплаты, чтобы сохранить работникам прежний уровень достатка. А это, естественно, увеличит себестоимость производства и, как следствие, цены.

Социальное восприятие прогрессии

Осенью 2023 года министр финансов России Антон Силуанов обещал, что в ближайшие три года ставки НДФЛ не изменятся, а вернуться к этому вопросу власти намерены в следующем бюджетном цикле. Реальное развитие событий оказалось совсем иным, что подрывает всякое доверие к стратегическим заявлениям лиц, в чьей прямой зоне ответственности находится налогообложение. А доверие — важный экономический фактор, особенно при принятии инвестиционных решений.

Если реформа не будет сопровождаться ощутимыми благами для малообеспеченных и семейных граждан, то социальная поддержка и одобрение мероприятия будут, мягко говоря, сдержанными, несмотря на все сегодняшние показатели соцопросов, демонстрирующие общественную поддержку инициативы. Одно дело отвечать абстрактно, другое — столкнуться с действительностью.

А у экономически активной части настроение и вовсе ухудшится. И здесь очень важно, что будет с налогом на профессиональный доход и с основным инструментом налогового планирования для среднего класса — упрощенной системой налогообложения, которой прогрессия противопоказана. Ставки налога по УСН довольно низкие, что и делает этот режим привлекательным. Но уже идут разговоры, что наемные работники, самозанятые, индивидуальные предприниматели платят налоги по различным ставкам, а это «оказывает негативное влияние на рынок труда и способствует получению налоговой выгоды без какой-либо деловой цели. Такую диспропорцию также необходимо проработать». Так что и специальные режимы, стимулирующие выход из серой необлагаемой зоны и упрощающие налоговую бюрократию, оказались в зоне риска.

Источник: Forbes

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.02.2024

Налоговая антология. Финал. Итоги 2023 года. Обзор основных изменений налогового законодательства

Из ролика вы узнаете об основных изменениях налогового законодательства

Смотреть

06.05.2024

Налоговые новости. Дайджест 22 апреля - 5 мая 2024 г.

Главные новости: Упрощено подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте; Подписан закон о повышении НДПИ на...

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...