Загрузка...
20.11.2023
2 мин. на чтение

Станут ли мировые соглашения с налоговыми органами популярнее?

Продолжаем рассматривать тему мировых соглашений в налоговых спорах с учетом последних новостей. В августе этого года ФНС России указала на необходимость более активно использовать этот инструмент. Ведущий юрист «Пепеляев Групп» Рустам Галияхметов разбирается в позиции налогового ведомства и в том, какое влияние она может оказать на практику.

Об актуальности проблематики мировых соглашений напомнила ФНС России в письме от 17.08.2023 № БВ-4-7/10590 «Об основных принципах урегулирования споров (мировых соглашений)» (далее – Письмо).

С первого утвержденного мирового соглашения прошло более 10 лет. Но споры о правовой природе этого института, практике применения и условиях заключения таких соглашений не утихают.

Мировое соглашение как результат примирительной процедуры само по себе давно существует в процессуальном законодательстве. Традиционно под этим термином понимают вид сделки, которая имеет частноправовую природу. Для сторон это способ добровольно и взаимовыгодно прекратить спор на основе взаимных уступок.

Такое понимание правовой природы мирового соглашения – одна из главных проблем применения этого инструмента в сугубо публично-правовых отношениях, где одним из субъектов является орган государственной власти.

Возникает целый ряд вопросов. Становятся ли налоговый орган и налогоплательщик субъектами гражданско-правовых отношений? Каковы варианты изменения мировых соглашений в случае выявления каких-либо новых обстоятельств? Насколько допустимы взаимные уступки, чтобы такое соглашение не превратилось в индивидуальное урегулирование налогов для конкретного налогоплательщика?

История вопроса

Практика заключения мировых соглашений в публично-правовых отношениях складывалась непросто. Изначально высшая судебная инстанция исходила из того, что применение этого института в налоговых спорах невозможно, поскольку его использование не соответствует законодательству: на решение вопроса о проверке законности решения налогового органа не могут повлиять те или иные договоренности между заявителем и заинтересованным лицом.

В 2002 г. в принятом АПК РФ появилась ст. 190, которая допускает примирение сторон экономического спора, возникающего из административных и иных публичных правоотношений. Но камнем преткновения стало указание в ст. 139 АПК РФ на то, что мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц (это всегда было основополагающим требованием). А отказ налогового органа от взыскания полностью или частично суммы налога – это нарушение права бюджета на получение причитающегося ему в силу закона.

Кроме того, Пленум ВАС РФ указал, что государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность. Это ставило дополнительный вопрос, поскольку НК РФ не предусматривает права налоговых органов заключать мировые соглашения с налогоплательщиками и уменьшать суммы доначисленных налогов или отказываться от их взыскания.

Такая неопределенность привела к тому, что только в 2012 г. в судебной практике появилось мировое соглашение между налогоплательщиком и налоговым органом, которое было подтверждено Президиумом ВАС РФ в деле ООО «Лоялти Партнерс Восток». Несмотря на то что речь шла об уменьшении суммы, подлежащей уплате в бюджет, Суд признал это соглашение допустимым.

Возможность заключения мировых соглашений подтвердила впоследствии и ФНС России. Служба поручила налоговым органам учитывать сложившуюся судебную практику по данному вопросу.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Налоговед»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение – ненормативный акт, который можно обжаловать в суде? Евгений Леонов

Из ролика вы узнаете о возможности признания мотивированного мнения ненормативным правовым актом, подлежащим судебному обжалованию.

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...