На фоне новостей о возможной приостановке СИДН с «недружественными» странами почти незамеченным осталось мартовское письмо ФНС России – своего рода инструкция нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам по применению соглашений. Старший партнер «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин и юрист Александра Конохова комментируют содержание этого документа.
В письме от 09.03.2023 № ШЮ-4-13/2691@ (далее – Письмо) ФНС России отвечает на вопросы, с которыми сталкиваются российские компании при выплате доходов за рубеж, и предлагает пошаговую инструкцию (с примерами и ссылками на ресурсы ОЭСР), как установить влияние MLI на то или иное СИДН. Вторая часть, безусловно, важна и серьезно упростит работу налогового менеджера или инспектора, но имеет скорее технический характер.
Остановимся на самых интересных, по нашему мнению, вопросах.
Есть ли доход от источников в России?
В первом пункте Письма налоговое ведомство напоминает, что начинать применение СИДН следует с анализа того, подпадает ли получатель дохода под действие соглашения и есть ли доход от источников в России. Определить последнее не кажется трудной задачей (см. ст. 41, п. 1 ст. 309 НК РФ), но на практике уже на этом этапе появляются проблемы, поскольку под доходом от источников в России некоторые инспекции склонны понимать практически любой платеж за рубеж.
Кроме того, сложности в квалификации возникают из-за непростой природы некоторых доходов. В частности, Минфин России и налоговые органы не сразу определились, облагаются ли налогом у источника такие выплаты, как премии и бонусы за достижение объемов закупок товара и выполнение условий договоров, выплаты в возмещение ущерба.
Долгое время спорным на практике был и вопрос, возникает ли доход от источников в РФ при увеличении иностранным участником уставного капитала российского общества за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. Когда-то финансовые органы разъясняли, что облагаемый доход у иностранного участника в такой ситуации не возникает. И в то же время встречалась противоположная позиция, которой сейчас руководствуются финансовые органы и которую начинают поддерживать суды.
Как соотносятся НК РФ и СИДН?
В пункте 2 Письма ФНС России напоминает, что СИДН не могут расширять налоговые права государств в дополнение к национальным нормам.
Например, в 2015 г. в ходе дискуссии о критериях налогового резидентства физического лица налоговое ведомство указало: если лицо не проводит в России 183 дня в течение налогового периода, это еще не значит, что оно автоматически утрачивает статус налогового резидента РФ, поскольку в СИДН предусмотрены и другие критерии (наличие постоянного жилища и центра жизненных интересов). Тогда Служба объясняла свою позицию заботой о налогоплательщиках и желанием сохранить для них резидентскую ставку налога, но сомнительность такого подхода сразу отметили специалисты и впоследствии признал Минфин России.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
«Налоговед»