Загрузка...

Антимонопольное регулирование

Статьи и комментарии

28февраля2025
Зачем превращать картель в гражданско-правовую сделку? В данной статье руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдар Султанов рассматривает актуальную проблему квалификации картеля в исковых заявления прокурора, как антисоциальных сделок, подлежащих признанию ничтожными. Правильная квалификация картеля как юридического факта представляющего собой антимонопольное правонарушение либо недействительную сделку в настоящее время имеет не теоретический характер, а носит важный практический характер. В зависимости от той или иной квалификации суды принимают решения ведущие   к существенным имущественным взысканиям. Поставленная проблема рассмотрена через призму доктрины и практику Верховного Суда РФ и других судов. По мнению автора, квалификация картеля, определенного законодателем в качестве правонарушения в сделку, носит искусственный характер, и не имеет правовых оснований. В ГК РФ не предусмотрено такой сделки как картель, а поскольку картель является нарушением запрета, установленным в антимонопольном законодательстве, то к нему неприменимо правило ГК РФ о допустимости заключения сделок непредусмотренных законом.
21февраля2025
Прокурорские иски по картелям. Возможна ли солидарная ответственность? Вопрос привлечения к ответственности той или иной группы лиц без выявления вины каждого из них имеет давнюю историю. Развитие права и должной правовой процедуры делали менее возможным применение такой меры. Но в последнее время увеличилось количество случаев, когда прокуратура заявляет иски о солидарном возмещении участниками картеля причиненных ими убытков. Насколько оправданны и законны такие требования? Комментирует Айдар Султанов, руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан.
21февраля2025
На каждый плюс свой минус С 1 января 2025 г. в России стартовала налоговая амнистия при дроблении бизнеса. Налогоплательщики, которые добровольно отказались от применения таких схем и соблюдают ряд условий, смогут избежать доначисления налогов, пеней и штрафов по результатам налоговых проверок за 2022–2024 гг. Возможность перестроить свой бизнес, избежав при этом налоговой ответственности, — идея заманчивая. Но с точки зрения антимонопольного и закупочного законодательства структурные изменения в компании и отказ от дробления могут вызвать немало вопросов, считает партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская. К примеру, если воспользоваться амнистией решит субъект малого предпринимательства.
20февраля2025
ФАС России уточнила порядок проверки документов для внесения в РНП С 11 февраля начал действовать новый порядок проверки документов, направленных заказчиками в антимонопольный орган, для внесения организаций и предпринимателей в реестр недобросовестных поставщиков (приказ ФАС России от 24.12.2024 № 1072/24). С этой даты решение комиссии стало самостоятельным основанием для внесения сведений в РНП. Комментирует юрист «Пепеляев Групп» Анна Симаченко.
23января2025
Правительство предложило унифицировать порядок проведения процедур торгов и участия в них заинтересованных лиц Масштабные изменения в несколько федеральных законов (ЗК РФ, ГрК РФ, ВК РФ, ЛК РФ, законы о недрах, о приватизации государственного и муниципального имущества и пр.) затронут правила проведения торгов. Основная цель подготовленного правительством законопроекта — введение единого порядка проведения процедур торгов и участия предпринимателей в них, применение электронной формы проведения торгов. Комментирует Анна Симаченко, юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп».
27декабря2024
Правовые итоги года: важные поправки для граждан и бизнеса Часть бизнес-поправок касается сферы антимонопольного регулирования. На нее указала партнер, руководитель антимонопольной практики "Пепеляев Групп" Елена Соколовская. Борьба с картелями по-прежнему входит в число приоритетных направлении деятельности ФАС России, в связи с чем постоянно адаптируются и совершенствуются действующие инструменты и механизмы, а также разрабатываются новые методы выявления и пресечения антиконкурентных соглашений. Так, в 2024 году были приняты два закона (Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 262-ФЗ и от 13 декабря 2024 г. № 467-ФЗ), направленные на ужесточение уголовной и административной ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях.
19декабря2024
Ключевые решения ВС РФ по экономическим спорам и их влияние на судебную практику Весь год мы следили за принимаемыми СКЭС ВС РФ решениями. Подводя итоги, «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов выделить самые интересные из них. Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская прокомментировала иски по картелям.
16декабря2024
Прокурорские иски по картелям и соблюдение принципа non bis in idem Руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдар Султанов продолжает цикл статей для журнала «Конкуренция и право» о практике по искам прокуроров о признании картелей недействительными сделками и взыскании полученного дохода в бюджет по ст. 169 ГК РФ. Изучим, можно ли при рассмотрении таких дел применять принцип non bis in idem — не дважды за одно и то же.
09декабря2024
Когда штрафы не пугают, или Спецмера для нарушителей За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрены штраф и предписание. Их нельзя применять одновременно. При этом приоритетность одной санкции над другой не регламентирована. В последнее время ФАС России стала чаще использовать не штраф, а более суровую меру — предписания о перечислении в бюджет незаконно полученного дохода. Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская выясняет, чем объясняется такая практика и какие основания она имеет.
02декабря2024
Критерии в закупке юруслуг могут мешать выбрать опытного исполнителя Судебный опыт, или квалификация участника, - ключевой критерий при закупке юридических услуг. Его формулируют обычно так: «наличие у участника успешного опыта судебной работы» или «наличие опыта оказания аналогичных предмету закупки услуг». Компании устанавливают критерии самостоятельно, поскольку законодатель не закрепил их перечень и порядок оценки заявок в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Рассказывает Анна Симаченко, юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп».
31октября2024
Ожидайте, вас проверит ФАС: телеком-компании следующие в очереди Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Антон Горелкин в Telegram-канале опубликовал письмо к руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максиму Шаскольскому с просьбой про­верить рос­сий­ские те­леком-ком­па­нии, пре­дос­тав­ляю­щие ус­лу­ги мо­биль­ной свя­зи, до­маш­не­го ин­тер­не­та, плат­но­го ТВ и те­лефо­нии, на пред­мет по­выше­ния цен на ус­лу­ги в 2025 г. Антон Горелкин понимает желание отрасли повысить цены, отметив, что по закону такие решения должны быть экономически обоснованными. Комментирует партнер, руководитель антимонопольной практики "Пепеляев Групп" Елена Соколовская.
10октября2024
Прокурорские иски по картелям. Основания для спецсанкции Продолжаем обсуждать тему прокурорских исков по картелям, начатую в прошлом номере «Конкуренции и права». На этот раз исследуется вопрос: можно ли в подобных делах ссылаться на ч. 3 ст. 51 Закона о защите конкуренции1 как на специальную норму для применения последствий недействительности сделки? Руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдар Султанов полагает, что нельзя, и приводит аргументы в пользу своей позиции.