Успешная правовая поддержка клиента при получении официального разъяснения ФТС России
К нам обратилась крупнейшая судоходная компания России, обеспечивающая морскую транспортировку углеводородов, за содействием в получении официальных разъяснений Минфина России по вопросам необходимости получения разрешения таможенного органа и совершения таможенных операций в следующей ситуации.
Морские суда, которые могут выполнять как международные, так и внутренние перевозки, могут находиться на якорной стоянке в морских портах России нескольких месяцев. В период такой стоянки для обеспечения нормальной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта морского судна судовладелец закупает у российских компаний товары, которые используются в качестве судовых запасных частей, снаряжения и припасов. Компания столкнулась с требованием специализированного таможенного органа по оформлению поручения на погрузку таких товаров на судно, если оно находится в зоне таможенного контроля. Для этого, по мнению этого таможенного органа, запасные части подлежат таможенному декларированию путем подачи декларации на товары с помещением их под таможенную процедуру экспорта. Данные требования предъявляются таможенным органом, несмотря на то, что судно не запланировано к международному рейсу и, соответственно, запасные части и припасы, помещенные под таможенную процедуру экспорта, фактически могут быть потреблены/израсходованы будучи не вывезенными за пределы таможенной территории ЕАЭС. При этом с учетом ограничения компетенции данного таможенного органа по регистрации таможенных деклараций в отношении определенных товаров, таможенное декларирование судовых запасных частей, снаряжения и припасов должно производиться не ему, а другому таможенному органу.
В целях формирования единого подхода к таможенному декларированию указанных товаров Компания обратилась в региональное таможенное управление (далее - РТУ), в регионе деятельности которого могут декларироваться рассматриваемые товары, за получением консультации. Хотя консультация РТУ в целом была положительной для Компании, она не содержала четких ответов на поставленные вопросы. Кроме того, в связи с тем, что таможенный орган, не находящийся в подчинении этого РТУ, не руководствуется предоставленным РТУ разъяснением, Компания обратилась в ФТС России. Однако ФТС России, ссылаясь на Административный регламент по предоставлению государственной услуги по консультированию, утвержденный приказом ФТС России от 11.06.2021 № 492, отметила, что оно не предоставляет государственную услугу по консультированию напрямую, а только через региональные таможенные управления, и оставило вопросы Компании без ответа. Учитывая изложенное, Компания планировала обратиться за разъяснением в Минфин России.
Исходя из нашего опыта, таможенные органы не всегда руководствуются письмами Минфина России, если они не доведены до таможенных органов письмом ФТС России. При этом с учетом нашего предварительного анализа мы понимали, что неединообразная позиция таможенных органов обусловлена тем, что в отличие от прежнего Таможенного кодекса Таможенного союза действующий ТК ЕАЭС содержит нормы, касающиеся только тех запчастей, которые предназначены для ремонта другого судна, и приказы ФТС России, определяющие порядок совершения таможенных операций при убытии, также не содержат особенностей их совершения в отношении судовых запчастей, не выступающих товарами. В этой связи в случае обращения в Минфин России существовал риск того, что Минфин России не возьмется разъяснять по существу вопросы, которые регулируются приказами, изданными ФТС России, поскольку это может расцениваться как критика в адрес ФТС России.
С учетом изложенного, мы предложили клиенту повторно обратиться в ФТС России. В целях получения ответа ФТС России по существу в обращении мы продемонстрировали, что у нижестоящих таможенных органов нет единообразной позиции, что требует вмешательства ФТС России. При этом мы привели анализ действующего нормативного регулирования, показывающий, что при системном его толковании сама по себе загрузка на борт судна, не убывающего с таможенной территории Союза, судовых запчастей, снаряжения и припасов не требует оформления поручения на погрузку и отдельного таможенного декларирования судовых запчастей с их помещением под таможенную процедуру экспорта. Такая экспертная проработка данного вопроса позволила клиенту получить официальное разъяснение ФТС России с конкретными ответами на поставленные вопросы, которые полностью сняли возникшую проблему.
Морские суда, которые могут выполнять как международные, так и внутренние перевозки, могут находиться на якорной стоянке в морских портах России нескольких месяцев. В период такой стоянки для обеспечения нормальной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта морского судна судовладелец закупает у российских компаний товары, которые используются в качестве судовых запасных частей, снаряжения и припасов. Компания столкнулась с требованием специализированного таможенного органа по оформлению поручения на погрузку таких товаров на судно, если оно находится в зоне таможенного контроля. Для этого, по мнению этого таможенного органа, запасные части подлежат таможенному декларированию путем подачи декларации на товары с помещением их под таможенную процедуру экспорта. Данные требования предъявляются таможенным органом, несмотря на то, что судно не запланировано к международному рейсу и, соответственно, запасные части и припасы, помещенные под таможенную процедуру экспорта, фактически могут быть потреблены/израсходованы будучи не вывезенными за пределы таможенной территории ЕАЭС. При этом с учетом ограничения компетенции данного таможенного органа по регистрации таможенных деклараций в отношении определенных товаров, таможенное декларирование судовых запасных частей, снаряжения и припасов должно производиться не ему, а другому таможенному органу.
В целях формирования единого подхода к таможенному декларированию указанных товаров Компания обратилась в региональное таможенное управление (далее - РТУ), в регионе деятельности которого могут декларироваться рассматриваемые товары, за получением консультации. Хотя консультация РТУ в целом была положительной для Компании, она не содержала четких ответов на поставленные вопросы. Кроме того, в связи с тем, что таможенный орган, не находящийся в подчинении этого РТУ, не руководствуется предоставленным РТУ разъяснением, Компания обратилась в ФТС России. Однако ФТС России, ссылаясь на Административный регламент по предоставлению государственной услуги по консультированию, утвержденный приказом ФТС России от 11.06.2021 № 492, отметила, что оно не предоставляет государственную услугу по консультированию напрямую, а только через региональные таможенные управления, и оставило вопросы Компании без ответа. Учитывая изложенное, Компания планировала обратиться за разъяснением в Минфин России.
Исходя из нашего опыта, таможенные органы не всегда руководствуются письмами Минфина России, если они не доведены до таможенных органов письмом ФТС России. При этом с учетом нашего предварительного анализа мы понимали, что неединообразная позиция таможенных органов обусловлена тем, что в отличие от прежнего Таможенного кодекса Таможенного союза действующий ТК ЕАЭС содержит нормы, касающиеся только тех запчастей, которые предназначены для ремонта другого судна, и приказы ФТС России, определяющие порядок совершения таможенных операций при убытии, также не содержат особенностей их совершения в отношении судовых запчастей, не выступающих товарами. В этой связи в случае обращения в Минфин России существовал риск того, что Минфин России не возьмется разъяснять по существу вопросы, которые регулируются приказами, изданными ФТС России, поскольку это может расцениваться как критика в адрес ФТС России.
С учетом изложенного, мы предложили клиенту повторно обратиться в ФТС России. В целях получения ответа ФТС России по существу в обращении мы продемонстрировали, что у нижестоящих таможенных органов нет единообразной позиции, что требует вмешательства ФТС России. При этом мы привели анализ действующего нормативного регулирования, показывающий, что при системном его толковании сама по себе загрузка на борт судна, не убывающего с таможенной территории Союза, судовых запчастей, снаряжения и припасов не требует оформления поручения на погрузку и отдельного таможенного декларирования судовых запчастей с их помещением под таможенную процедуру экспорта. Такая экспертная проработка данного вопроса позволила клиенту получить официальное разъяснение ФТС России с конкретными ответами на поставленные вопросы, которые полностью сняли возникшую проблему.