Президент РФ поддержал предложения Торгово-промышленной палаты РФ, выработанные с участием специалистов «Пепеляев Групп»
По заказу Торгово-промышленной палаты РФ юридическая компания «Пепеляев Групп» исследовала различные платежи, аналогичные налогам и сборам, но не включённые в Налоговый кодекс РФ. Эти платежи взимаются в самых разных отраслях и увеличивают реальное бремя финансирования бизнесом публичных задач, создавая фактически параллельную налоговую систему. Объем таких платежей уже превышает 700 млрд руб. (1% ВВП). Эти платежи урегулированы бессистемно, из-за чего бизнес и граждане несут завышенные издержки, нарушаются требования равенства обложения и равных условий конкуренции, подрывается эффективность взимания и расходования платежей в интересах общества. Нет исчерпывающего перечня таких платежей. Взимаются они, как правило, на основе подзаконных инструкций, а не законов. Пробелы, дублирование и противоречия в регулировании необоснованно увеличивают издержки на их администрирование, порождают неопределенность, снижают уровень гарантий прав плательщиков.
Проделанная работа ставит целью упорядочить такие платежи. Для этого предложено несколько направлений совершенствования правового регулирования: необходим единый исчерпывающий перечень (реестр) всех обязательных публичных платежей; основные элементы любых обязательных публичных платежей нужно устанавливать только законом, распространить на них общие правила о заблаговременном принятии налоговых законов и толковании сомнений в пользу плательщиков; порядок администрирования всех таких платежей также должен быть унифицирован. Десятки разновидностей платежей нужно укрупнить до нескольких типов. Большинство платежей предлагается включить в общую налоговую систему. Для остальных публичных платежей, которые поступают не в бюджет, а напрямую определённым организациям, нужно ввести обязательное обоснование, почему необходим именно внебюджетный порядок их взимания, а также усилить требования к прозрачности деятельности получателей и целевому использованию средств. Итоги исследования были представлены на круглом столе «Неналоговые налоги: системный подход», который состоялся 4 декабря 2015 г. в рамках XI Всероссийского налогового форума ТПП РФ. С учетом прошедшей на форуме дискуссии о сути предложений на встрече с Президентом РФ рассказал Президент ТПП РФ С.Н. Катырин. Президент РФ счёл возможным поддержать представленные предложения и передать их в проработку для составления «дорожной карты» и последующих законодательных изменений. Таким образом, предложения, выработанные специалистами «Пепеляев Групп», были концептуально поддержаны на высшем государственном уровне.
Комментирует управляющий партнёр «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев: «Цель предлагаемых сейчас мер создать в России лучшую мировую практику взимания принудительных публичных платежей». Согласен с этим мнением руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов: «Упорядочение платежей, аналогичных налогам и сборам, может стать, по сути, вторым значимым этапом налоговой реформы в стране. Целенаправленная реализация предложенных мер не только позволит расширить экономические свободы российского предпринимательства в условиях внешних санкций, но и будет способствовать стабильному финансированию общественно важных задач». Ведущий юрист «Пепеляев Групп» Пётр Попов, участвовавший в подготовке исследования, отмечает: «Публичные платежи, не включённые в Налоговый кодекс РФ, не просто аналогичны налогам и сборам – они являются налогами и сборами, просто не названы таковыми в законодательстве. Неналоговыми они называются условно, только из-за их закрепления вне Налогового кодекса».
Проделанная работа ставит целью упорядочить такие платежи. Для этого предложено несколько направлений совершенствования правового регулирования: необходим единый исчерпывающий перечень (реестр) всех обязательных публичных платежей; основные элементы любых обязательных публичных платежей нужно устанавливать только законом, распространить на них общие правила о заблаговременном принятии налоговых законов и толковании сомнений в пользу плательщиков; порядок администрирования всех таких платежей также должен быть унифицирован. Десятки разновидностей платежей нужно укрупнить до нескольких типов. Большинство платежей предлагается включить в общую налоговую систему. Для остальных публичных платежей, которые поступают не в бюджет, а напрямую определённым организациям, нужно ввести обязательное обоснование, почему необходим именно внебюджетный порядок их взимания, а также усилить требования к прозрачности деятельности получателей и целевому использованию средств. Итоги исследования были представлены на круглом столе «Неналоговые налоги: системный подход», который состоялся 4 декабря 2015 г. в рамках XI Всероссийского налогового форума ТПП РФ. С учетом прошедшей на форуме дискуссии о сути предложений на встрече с Президентом РФ рассказал Президент ТПП РФ С.Н. Катырин. Президент РФ счёл возможным поддержать представленные предложения и передать их в проработку для составления «дорожной карты» и последующих законодательных изменений. Таким образом, предложения, выработанные специалистами «Пепеляев Групп», были концептуально поддержаны на высшем государственном уровне.
Комментирует управляющий партнёр «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев: «Цель предлагаемых сейчас мер создать в России лучшую мировую практику взимания принудительных публичных платежей». Согласен с этим мнением руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов: «Упорядочение платежей, аналогичных налогам и сборам, может стать, по сути, вторым значимым этапом налоговой реформы в стране. Целенаправленная реализация предложенных мер не только позволит расширить экономические свободы российского предпринимательства в условиях внешних санкций, но и будет способствовать стабильному финансированию общественно важных задач». Ведущий юрист «Пепеляев Групп» Пётр Попов, участвовавший в подготовке исследования, отмечает: «Публичные платежи, не включённые в Налоговый кодекс РФ, не просто аналогичны налогам и сборам – они являются налогами и сборами, просто не названы таковыми в законодательстве. Неналоговыми они называются условно, только из-за их закрепления вне Налогового кодекса».