Комплексная защита интересов клиента в судах, дальнейшая законопроектная работа
Юристы практики представляли интересы клиента при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, возбужденных Мурманской таможней, и арбитражными судами заявления клиента о признании решения Мурманской таможни незаконным.
По результатам таможенной проверки возбуждены 6 дел об административных правонарушениях, штрафы по которым (от 50 до 200 %) рассчитываются от стоимости товара, т.е. в данном случае морского судна. Взысканы экспортные пошлины в отношении вывезенного топлива. Возбуждено уголовное дело по ст. 226.1 УК РФ – контрабанда стратегически важных ресурсов (нефтепродуктов).
Наши юристы обжаловали решение о взыскании вывозных таможенных пошлин в арбитражном суде. Суды трех инстанций согласились с позицией компании о том, что топливо являлось припасами и могло вывозиться для снабжения основного судна без декларирования таможенному органу.
По первому делу об административном правонарушении судьей был наложен штраф в размере 50% стоимости судна – более 43 млн руб. Остальные пять дел прекращены по малозначительности. Наши юристы подготовили обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой о принесении протеста. Такой протест был принесен Мурманским транспортным прокурором. В результате Мурманский областной суд отменил постановление о наложении штрафа по жалобе клиента, и тоже прекратил дело по малозначительности.
С учетом полученных результатов уголовное дело было прекращено. Коллизия норм таможенного законодательства и законодательства о государственной границе, порождающая таможенные риски, а также риски административной и уголовной ответственности для судовладельцев разрешена в данном случае в пользу клиента.
Проект уникален, т.к. в основе позиции Мурманской таможни лежало утверждение о наличии правовой коллизии (нормы Закона о госгранице о прибытии и убытии судов на основании разрешения на неоднократное пересечение границы без прохождения таможенного контроля противоречат Таможенному кодексу ЕАЭС), ссылаясь на которую таможня игнорировала нормы действующего федерального закона и разрешительные документы Погранслужбы ФСБ России. При этом таможня получила письменную позицию ФТС России, которая также указывала на это противоречие и приоритет норм Таможенного кодекса. Однако клиент получил разъяснения от двух других таможенных органов, которые подтверждали ее позицию, а не позицию Мурманской таможни и ФТС России.
Неоднозначной была и позиция судов.
Результаты проекта значимы для компаний-судовладельцев, поскольку практически все они используют аналогичные разрешения погранслужбы.
Данный проект инициировал работу по подготовке изменений в Таможенный кодекс для исключения правовых пробелов, порождающих такие риски. Разработанные нами поправки были одобрены всеми российскими государственными органами, Евразийской экономической комиссией и всеми государствами-членами ЕАЭС и в включены в Протокол о внесении изменений в Таможенный кодекс.