«Россия пока не готова ввести предлагаемую систему групповых исков и кратных убытков», - прокомментировала Елена Соколовская, руководитель практики «Антимонопольное регулирование» юридической компании «Пепеляев Групп» телеканалу Закон ТВ намерения правительства по внедрению в России системы групповых исков. Этой же теме был посвящен последний номер журнала
«Конкуренция и право» №5, 2013
Групповые иски планируется ввести как систему защиты прав и законных интересов группы лиц, при этом предусматривается механизм возмещения убытков в кратном размере, понесенных в результате нарушения антимонопольного законодательства. Групповые иски будут рассматриваться судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами, если в группу входят юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Введение возможности подачи групповых исков предусмотрены в Плане мероприятий («дорожной карте») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2579-р. Законопроект по групповым искам должен быть разработан – до ноября 2013 г., а по кратным убыткам – до октября 2014 г.
Концепция групповых исков наиболее распространены в США и ряде европейских стран. Как правило, коллективное производство действует по схеме активного присоединения к иску (opt-in), подразумевающей, что групповой иск принимается к производству, если к нему присоединилось определенное минимальное число заявителей.
В России предполагается внедрение системы групповых исков opt-in с элементами opt-out, что подразумевает возмещение убытков не только реально пострадавших лиц, но и потенциальных членов группы лиц, не заявивших о своем отказе от представления их интересов в суде по предмету иска. Причем суд может использовать метод приближенных оценок и иные методы, позволяющие определить средний размер потенциальных убытков с учетом возможной численности потенциальных членов группы лиц. Если принимать во внимание специфику антимонопольных нарушений, количество таких пострадавших может быть колоссальным.
Законопроектом также предусмотрена возможность возмещения убытков в размере, превышающем размер убытков группы лиц (кратных убытков). В настоящее время кратность убытков (т.е. конкретный размер такого превышения) в законопроекте не установлена, видимо, это будет сделано позднее. Кроме того, система групповых исков предполагает получение адвокатами определенного процента от присужденной суммы убытков («гонорар успеха»).
«Сегодня, когда отсутствует четкая методика расчета убытков, причиненных нарушениями антимонопольного законодательства, вменение кратных убытков наряду с существующей системой «оборотных» штрафов и предписаний о перечислении в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, преждевременно и может серьезно ударить даже по крупным игрокам на рынке», - считает Елена Соколовская.
По ее мнению: «Внедрение американской системы в России может вызвать и другие отрицательные последствия: появление большого количества необоснованных исков, отказ хозяйствующих субъектов от осуществления предпринимательской деятельности, злоупотребления адвокатов, стремящихся к личной материальной выгоде.
Елена Соколовская уверена, что Россия пока не готова ввести предлагаемую систему групповых исков и кратных убытков. «Для того чтобы ответить на вопрос о целесообразности и возможности внедрения этой системы, сначала необходимо досконально изучить американский и европейский опыт ее применения, а также провести глубокий анализ вероятных негативных последствий для российского рынка, - считает Е. Соколовская, - а лишь затем можно будет принять взвешенное решение о ее имплементации».