В Центре законодательных инициатив обсудили вопросы совершенствования корпоративного законодательства в новых условиях
Одной из обсуждаемых тем стал вопрос совершенствования корпоративного законодательства в новых условиях с целью повышения инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Сергей Таут обозначил важность рассмотрения данного вопроса в связи наблюдаемыми процессами: турбулентностью в экономической и политической сферах, санкционным давлением, контрсанкционным регулированием, необходимостью возврата зарубежных активов российских компаний в РФ, процесса замещения западных инвестиций национальными и приходящими из стран БРИКС и др.
Он отметил, что данные вопросы обсуждались также на сессии «Корпоративное управление: ответ на санкционные вызовы» в рамках X ПМЮФ и на круглом столе в Общественной палате РФ при содействии аппарата федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Первой группой Сергей выделил проблемы, связанные с корпоративным участием иностранных инвесторов в российских обществах. В частности, компании столкнулись с массовым выбыванием иностранных членов совета директоров (наблюдательного совета). Было предложено разработать законодательные механизмы оперативного «замещения»: выбывающих членов совета директоров в случае досрочного сложения полномочий, а также кандидатов на эти должности, если они отзывают свои кандидатуру до или в момент проведения собрания акционеров.
Кроме того, вызывает сложности проблема отсутствия кворума на годовом общем собрании акционеров российских компаний в силу отказа от участия в нем иностранных участников. В связи с этим необходимо разработать механизм созыва одновременно и годового общего собрания акционеров, и повторного общего собрания, которое будет созываться под условием – если первое не наберет необходимого кворума для его проведения.
Отдельно Сергей остановился на вопросах реформирования института «золотой акции». Он отметил, что «золотая акция» не является новым для российского права явлением и была введена ещё в период «большой приватизации» Указом Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации политики при приватизации государственных предприятий». Использование права вето по «золотой акции» влечет приостановку действия корпоративного решения, которое касается вопросов изменение устава; ликвидация; одобрение крупных сделок и др.
На сегодняшний день институт «золотой акции» нуждается в реформировании. По мнению многих экспертов, он уже стал «правовым архаизмом», отголоском «приватизационного периода девяностых». «Видя наличие такого специального права у государства или муниципалитета, новые иностранные инвесторы, например, из стран БРИКС с опасением заходят на российский рынок, да и российские инвесторы смотрят на подобное обременение актива с большой настороженностью», - отметил эксперт.
Сергей выделил следующие проблемы института.
- Непоследовательность в регулировании. С одной стороны, установлены ограничения по целям введения золотой акции, сужен круг субъектов этого права, а с другой – расширяется круг субъектов, в отношении которых может применяться данный режим (Госдума в конце прошлого года приняла соответствующий законопроект).
- Крайне широкое и неконкретное описание в законе целей введения золотой акции. К примеру, такая цель как «защита нравственности, прав и интересов граждан» может допускать произвольное ограничение самостоятельности любого предприятия.
- В законе не конкретизирована обоснованность конкретных случаев использования полномочий по «золотой акции». Фактически цели использования предусмотрены в законе и де-факто не требуют в каждом случае обоснования их наличия для использования права.
В связи с вышеупомянутыми проблемами Сергей предложил пути реформирования института. В частности, необходимо:
- отказаться от такой цели как «защита нравственности, прав и законных интересов граждан» при введении специального права;
- отказаться от региональных и сохранившихся муниципальных «золотых акций», т.к. вопросы обороноспособности и безопасности страны (как одна из целей института) относятся к федеральному ведению;
- отказаться от оснований введения «золотой акции», не связанных с приватизацией и не налагать на общество ограничения, если государство признает, что не видит в нём стратегического интереса;
- закрепить в законе требование пропорциональности для каждого использования полномочий по указанному праву;
- допустить использование региональными властями корпоративных правомочий, вытекающих из «золотой акции», только с разрешения федеральных властей;
- ограничить срок действия «золотой акции» периодом в 3-5 лет.
Однако возврат бизнеса в российскую юрисдикцию нередко требует предварительной реструктуризации холдинга. И уже на этом этапе, как показывает практика, бизнес может столкнуться с налоговыми издержками. Сергей привел в пример дело АО «Торговый дом «Перекресток», где налоговые органы не усмотрели экономического смысла в корпоративной сделке внутри холдинга, направленной на изменение структуры владения российскими активами с целью вернуть его в российскую юрисдикцию. Результатом налогового спора стали доначисления в сумме более 1,5 млрд. руб. При этом суды на текущей стадии спора поддержали позицию налоговых органов.
Решением этой проблемы может быть:
- исключение оспаривания внутригрупповых сделок с иностранным элементом, когда бизнес добросовестно адаптировал свою структуру под требования закона;
- гармонизация налогового и корпоративного законодательства в рассматриваемой части;
- законодательное закрепление правил налогообложения внутригрупповых операций, в том числе с иностранным элементом, либо выпуск соответствующих ведомственных разъяснений.
Отправить статью
Подписка на рассылку
Разбирайтесь в сложном вместе с нами. Выберите рассылки, актуальные для вас
Регистрация почти завершена. Осталось подтвердить Ваш адрес электронной почты.
На указанный Вами e-mail, было отправлено письмо для подтверждения email. Пожалуйста, перейдите в Ваш почтовый ящик и подтвердите адрес электронной почты.
Если письмо от pepeliaevgroup не пришло, проверьте папку СПАМ или попробуйте отправить письмо повторно.