Юридическая компания «Пепеляев Групп», в рамках поддержки науки и культуры, изучения и развития истории права инициировала реставрацию и восстановление первого на Руси свода законов и правил - Новгородской Кормчей XIII века. Проект осуществляется совместно с Государственным Историческим Музеем. На восстановление древнего фолианта потребуется год работы опытных реставраторов. После завершения реставрации Кормчая займет место в экспозиции музея и доступ к изданию получит широкий круг исследователей истории права.
«Мы очень признательны компании «Пепеляев Групп» за поддержку проекта реставрации редчайшего документа из коллекции нашего музея – Новгородской Кормчей. - Поясняет Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея. – О необходимости реставрации этой рукописи специалисты говорили уже давно, но именно сейчас у нас появилась возможность осуществить этот проект, благодаря поддержке наших партнеров».
Кормчая – свод гражданских и церковных правил. Новгородская Кормчая хранится в Государственном Историческом музее в составе большого Синодального или Патриаршего собрания рукописей и в науке известна под названием Синодальной или Новгородской. Рукопись была создана в 1280 г., как следует из писцовой записи л.1 – «… повелением новгородского князя Дмитрия, стежанием архиепископа Климента для вклада ее в Софийский собор». На 348 листах пергамента cписка, кроме византийских памятников (Синтагмы и Номоканона сербской редакции), собраны русские законодательные памятники, среди которых древнейший список Русской Правды и Закон судный людям. В XIV в. сборник был дополнен церковным Уставом князя Владимира (древнейший список) и Уставом князя Святослава Ольговича. Алексей Левыкин уверен, что «после сложного процесса реставрации этот редчайший памятник древнерусской письменности займет достойное место в экспозиции Исторического музея».
«Россия имеет древнюю правовую культуру и нам есть о чем помнить и чем гордиться. - Считает Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев Групп». – Участие в реставрации Новгородской кормчей – наш вклад в пропаганду и верховенство права» . Эксперты «Пепеляев Групп» не только активно занимаются совершенствованием действующего законодательства, но и стимулируют научные исследования в области права. Это уже не первый проект «Пепеляев Групп» в рамках поддержки науки, искусства и исследования истории права. При поддержке «Пепеляев Групп» были переведены с латыни на русский язык и изданы «Дигесты Юстиниана», переизданы бывшие в забвении более 100 лет книги правовой тематики.
Справка
Значение Кормчих книг.
Новгородская Кормчая из Синоидальной (бывшей Патриаршей) библиотеки, является древнейшим списком канонических прав русской редакции. Кормчая, или Номоканон, представляет собой собрание церковных правил, светских нормативно-правовых актов и других материалов предназначенных для духовного, нравственного руководства («окормления»), в средневековых славянских странах.
Самое слово «кормчая», произошло от древне-русского, кормчий — рулевой, правитель, значит руководящая или направляющая. Слово «Номоканон» происходит от греческого «номос» (закон) и «канон» (правило). Кормчая была важнейшим юридическим пособием в древней Руси и сохранилась во множестве списков разного состава.
Кормчая книга - первая редакция свода уставов и правил на Руси. Кормчая была переведена около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковнославянский. Восходят к византийскому Номоканону, составленному в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во 2-й половине XI века Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси. С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права.
Новгородская Кормчая была признана в качестве собрания правил на соборе епископов Русской Церкви, проведённом по инициативе митрополита Кирилла II в 1274 году во Владимире. Собор был созван для утверждения кормчей в целях устранения возникновения разногласий в церковном праве. Появление Кормчих (после монгольского нашествия) свидетельствуют о возрождении на Руси национального самосознания.
Список Новгородской кормчей, хранящийся в Государственном Историческом музее был создан в 1280 г., как следует из писцовой записи л.1 – «… повелением новгородского князя Дмитрия, стежанием архиепископа Климента для вклада ее в Софийский собор (Новгород)».
В состав рукописи, кроме традиционного текста Синтагмы и Номоканона входят древнейшие российские юридические памятники: «Правда русская» (уголовное и процессуальное право) пространной редакции, «Закон судный людям», «Устав святого князя Владимира, крестившего русскую землю», «Устав князя Святослава Олеговича», «Правила Собора 1274 года» и др. русские памятники.
Кормчая, написана четким уставным языком в два столбца на 348 листах пергамена, принадлежала «софийской», или архиепископской, казне и при падении Новгорода была взята Иваном III как драгоценность в Москву. Кормчая была возвращена обратно в Новгород только при Василии III по особой просьбе архиепископа Макария. В настоящее время Кормчая хранится в Историческом музеев Москве в составе большого Синодального или Патриаршего собрания рукописей и в науке известна под названием Синодальной или Новгородской.
Новгородская кормчая просуществовала практически в неизменном виде до конца XV века. В конце XV — начале XVI вв. Кормчие книги из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру. В 1650 году была издана в типографии т. н. Иосифовская Кормчая книга, в 1653 году — Никоновская (по имени патриархов Иосифа и Никона), в 1787 году — т. н. Екатерининская Кормчая книга. Последнее издание Кормчей книги датируется 1816 годом. С 1816 года вместо Кормчей издается «Книга правил». «Книга правил» - сборник единых канонов (правил) для всех православных людей всех стран, утверждались на Вселенских и поместных соборах и не подлежали отмене.