Юридическая компания «Пепеляев Групп» и журнал «Конкуренция и право» в рамках III Петербургского Международного Юридического Форума провели деловой обед «Антимонопольное регулирование: вызовы нового времени», который стал значимым событием и привлек внимание делового сообщества.
Одним из самых необычных по формату и заметных мероприятий III Петербургского международного юридического форума (16 мая 2013 года) следует назвать деловой обед «Антимонопольное регулирование: вызовы нового времени», организованный юридической компанией «Пепеляев Групп» при поддержке журнала «Конкуренция и право».
В его работе приняли участие руководители ведущих российских и зарубежных компаний, представители Федеральной антимонопольной службы России (ФАС РФ), судьи Высшего арбитражного суда России (ВАС РФ).
В число спикеров вошли заместитель председателя ВАС РФ Владимир Слесарев, статс-секретарь — заместитель ФАС РФ Андрей Цариковский, начальник управления конституционных основ публичного права Конституционного суда РФ (КС РФ) Евгений Тарибо, начальник правового управления ФАС РФ Сергей Пузыревский, начальник управления по борьбе с картелями ФАС РФ Александр Кинев, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Руслан Ибрагимов, директор по правовым вопросам компании Siemens Светлана Гербель, начальник управления налогового и административного права дирекции по правовым вопросам «Газпром Нефти» Оксана Ковалева и другие.
В рамках мероприятия профессиональная аудитория получила возможность поделиться в неофициальной обстановке своими мыслями о развитии конкуренции. Обед не был похож на классическую конференцию, не демонстрировались презентации, не звучали тривиальные доклады и выступления, вместе с тем коллеги активно обменивались мнениями. О чем шел разговор?
Тон мероприятию задал управляющий партнер компании «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев — модератор встречи. Он обозначил главную концептуальную проблему: как понимают присутствующие — представители бизнеса, судьи, чиновники — цели и задачи антимонопольной политики? Существует ли их точная формулировка и кто должен быть центральным звеном в постановке этих целей: законодатель или ФАС РФ и иные государственные органы?
Как водится в таких случаях, между участниками развернулась оживленная дискуссия. Что нужно сделать, чтобы цели стали понятными и предсказуемыми: внести изменения в законодательство, разработать рекомендации, методики, получить разъяснения судебных органов? «Может быть, антимонопольное законодательство слишком молодо, и поэтому порождает такое количество вопросов?» — предположил модератор.
«Антимонопольному законодательству уже двадцать два года. Эффективность его очевидна», — возразил Сергей Пузыревский. Он напомнил присутствующим о поступательном процессе совершенствования конкурентного законодательства, первых двух пакетах поправок, направленных на регулирование товарных и финансовых рынков, ужесточение ответственности и усиление полномочий ФАС. При этом он особо подчеркнул значимость принятия третьего антимонопольного пакета, призванного развивать конкуренцию на рынке и пресекать монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов.
Первый вопрос, который в связи с этим возник у участников делового обеда, заключался в том, кого призвано защищать антимонопольное регулирование: конкуренцию в целом, экономическую эффективность, конкурента, потребителя, малый и средний бизнес? «Крупный бизнес также нуждается в защите», — высказал свое мнение старший партнер компании «Пепеляев Групп» Владимир Соков. По словам же Александра Кинева, антимонопольный орган должен защищать интересы государства. Что представляет собой государственный интерес и может ли он со временем меняться, размышляли коллеги далее.
В частности, правовой статус «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. №2579-р) уточнила Оксана Ковалева. Андрей Цариковский пояснил, что концепция «дорожной карты» предусматривает реализацию целого комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие антимонопольного законодательства и конкуренции в целом. Она объясняет принцип развертывания работы по развитию конкуренции, выделяет приоритетные отрасли и системные мероприятия. «Дорожная карта» включает в себя такие положения, как расширение институтов предупреждения и предостережения, упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования, устранение избыточного антимонопольного контроля и т. д.
Насколько бизнес может этой стратегии доверять? Антимонопольный орган считает ее перспективной. Оценить же результативность, по словам представителя ФАС, можно будет только путем исполнения планов на практике.
Упоминание институтов предупреждения и предостережения, введенных третьим антимонопольным пакетом, встретило одобрение аудитории. «Применение новых институтов позволяет существенно сократить количество дел, рассматриваемых антимонопольными органами по фактам злоупотребления доминирующим положением», — отметил Сергей Пузыревский. Коллеги в шутку выразили пожелание ввести дополнительно второе и, может быть, даже третье предупреждение.
Перечисленные вопросы всего лишь следствие, тогда как одной из причин их появления, по мнению аудитории, является отсутствие определенности в политике антимонопольных штрафов. Тенденция идет в сторону оборотных штрафов, подчеркивали присутствующие. Как будет меняться политика в этом вопросе? «Ответственность становится несправедливой», — констатировал директор по правовым вопросам «Газпром Нефти» Роман Квитко. «Через штрафы мы не можем усилить институт частной собственности», — отметила руководитель коммерческой практики «Пепеляев Групп» Оксана Мигитко.
В свою очередь Евгений Тарибо напомнил о январском постановлении КС РФ №1-П о соразмерности наказания за непредставление сведений. КС РФ обязал законодателя внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) изменения, позволяющие назначать за административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 Кодекса, соразмерное наказание с учетом финансового положения юридического лица и иных имеющих значение обстоятельств. Юридическое сообщество тогда же выразило надежду, что сформулированный КС РФ принцип будет адаптирован и использован ФАС РФ в качестве универсального правила при рассмотрении дел, которые возбуждены по статьям КоАП РФ, связанным с нарушениями в сфере законодательства о защите конкуренции.
С точки зрения Руслана Ибрагимова, один из позитивных показателей действенной антимонопольной политики — создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. По его мнению, негативные замечания касательно антимонопольного регулирования выразить сложно. В то же время на сегодняшний день в конкурентном законодательстве все еще много непрозрачных норм, из-за чего возбуждается, и не всегда оправданно, большое число дел. В этом ключе Руслан Ибрагимов вернулся к главной проблеме встречи — необходимости четкого понимания целей и задач антимонопольного органа как главного регулятора отношений. Для чего функционирует ФАС и кто стал жить лучше?
Владимир Слесарев продолжил тему и напомнил коллегам о становлении и развитии налогового законодательства. Любая реформа должна быть связана с совершенствованием правовых институтов. Налоговое право является объектом не только экономических реформ, оно представляет собой основу цивилизованного общества. Ученые и эксперты в силу стремительного развития налоговой сферы уделяли в течение многих лет пристальное внимание развитию понятийного аппарата, разработке ключевых налоговых положений. По этой модели могло бы развиваться и антимонопольное законодательство.
В заключение мероприятия Владимир Слесарев поблагодарил организаторов за предоставленную возможность профессионального общения в кругу коллег. «Панацея от монопольных бед — это развитие конкуренции», — обнадежил присутствующих Сергей Пузыревский. Основной вопрос аудитории: чего ожидать от регулятора антимонопольного законодательства, так и остался открытым. Тем не менее, коллеги единодушно признали значимость работы Федеральной антимонопольной службы России и назвали ее одним из самых активных и динамичных российских ведомств.
«Пепеляев Групп» обладает значительным опытом консультирования в сфере антимонопольного регулирования. Юристы компании принимают активное участие в экспертных организациях, сотрудничающих с Федеральной антимонопольной службой, по совершенствованию российского конкурентного законодательства. Практика антимонопольного регулирования «Пепеляев Групп» оказывает комплексную юридическую поддержку бизнесу по вопросам злоупотребления доминирующим положением; заключения соглашений; согласованных действий, ограничивающих конкуренцию; недобросовестной конкуренции. Юристы компании консультируют участников и организаторов торгов по размещению заказов государственными и муниципальными органами, оказывают помощь по правовым аспектам экономической концентрации и т. д.