Ключевые законы 2021-2022 гг. с комментариями экспертов
Мы попросили наших экспертов прокомментировать наиболее положительные и негативные законы, принятые или вступившие в силу в 2021 году, в разных отраслях права и бизнеса.
А также обращаем внимание на важные законодательные изменения, вступающие в силу в 2022 году.
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Положительные, 2021
Закон о кадровом электронном документообороте. Он существенно упростит взаимодействие с работниками.
Поправки в главу 49.1 ТК РФ. Наконец-то появилось регулирование комбинированной дистанционной работы (ротация дом/офис).
Негативные, 2021
Поправки в главу 49.1 ТК РФ в части отмены договорных оснований прекращения трудового договора с дистанционными работниками. Текущее регулирование крайне ограничивает такие основания, ранее можно было их определить в договорном порядке с учетом специфики бизнеса, эти основания широко использовались и оказывали положительное влияние на производственную дисциплину.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Положительные, 2021
ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (ст. 74) – вступил в силу.
В рамках общей реформы контрольно-надзорной деятельности с 1 июля 2021 года ФЗ «О персональных данных» дополнен статьей 23.1, определяющей общие условия организации и осуществления государственного контроля Роскомнадзором за обработкой персональных данных. В соответствии с данной статьей Правительство РФ утвердило Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных.
Несмотря на имеющиеся противоречия и недостатки, данные изменения могут иметь определенный положительный эффект ввиду того, что в основу заложен риск-ориентированный подход. Периодичность взаимодействия с Роскомнадзором в рамках плановых контрольных мероприятий может стать нечастным событием в жизни компании, если деятельность в сфере обработки данных компании попадает под среднюю, умеренную или низкую категорию риска.
Негативные, 2021
ФЗ от 30.12.2020 N 519-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О персональных данных" – часть положений вступила в силу 1 марта 2021 г., с 1 июля 2021 г. вступил в силу в полном объеме.
Установлен новый правовой режим обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, определяющий порядок предоставления доступа к персональным данным неограниченному кругу лиц.
Данное нововведение расширяет круг обязанностей для операторов:
-
оператор должен получать отдельно от иных согласий согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, требования к содержанию которого определены Роскомнадзором (Приказ Роскомнадзора от 24.02.2021 N 18);
-
именно на оператора возлагается бремя доказывания обработки и последующего распространения персональных данных на законном основании.
Из-за достаточно большого количества противоречий и недостатков как в формулировках самого закона, так и Приказа Роскомнадзора, остается и большое количество вопросов по их применению и, соответственно, рисков неумышленного несоблюдения требований.
ФЗ от 24.02.2021 № 19-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" – вступил в силу 27 марта 2021 г.
Ужесточил меры ответственности за правонарушения в области обработки персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ). Соответственно мы продолжаем наблюдать тенденцию к приоритету интересов субъектов данных над интересами бизнеса.
-
практически все размеры штрафов за нарушение законодательства в области персональных данных увеличены вдвое;
-
введены санкции за повторное осуществление обработки персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обработки несовместимой с целями сбора персональных данных, обработки персональных данных без письменного согласия либо когда письменное согласие не соответствует предъявляемым законодательством требованиям, а также за повторное несвоевременное выполнение оператором персональных данных требований субъекта персональных данных, его представителя или уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных;
-
увеличен срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства в области персональных данных с 3 месяцев до 1 года.
На что обратить внимание в 2022 г.
ФЗ от 29.12.2020 № 479-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (вступит в силу с 1 января 2022 г.) и принятые во исполнение данного закона подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к порядку сбора и обработки биометрических персональных данных для идентификации и (или) аутентификации.
Постановление Правительства РФ от 23.10.2021 № 1815, которое вступит в силу с 1 марта 2022 г., определяет перечень случаев, когда допускается сбор и обработка биометрии в целях идентификации и (или) аутентификации. Вместе с тем такой сбор и обработка организациями, подпадающими под установленные случаи, будет правомерным при одновременном выполнении условий, определенных частью 18.20 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", к числу которых относится прохождение аккредитации.
Порядок аккредитации устанавливается Постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 № 1799 (вступает в силу 1 января 2022 г.).
Изменения поддерживают прослеживаемую тенденцию расширения обязанностей операторов персональных данных и могут потребовать изменения существующих бизнес процессов в компаниях.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Положительные, 2021
Установлена процедура проведения предварительного информационного поиска и оценки патентоспособности по заявкам на изобретения и полезные модели с привлечением аккредитованных профильных российских научных и образовательных организаций.
Введение новой процедуры должно положительно повлиять на сроки проведения и качество патентной экспертизы, поскольку предполагается увеличение числа вовлеченных в экспертизу специалистов в соответствующих областях науки и техники.В том числе и в тех областях, в которых у Роспатента либо недостаточно экспертов, либо в которых эксперты Роспатента не обладают достаточным опытом. Кроме того, несмотря на то, что информационный поиск и оценку патентоспособности все также будут проводить эксперты Роспатента, за счет привлечения аккредитованных организаций для проведения предварительных действий, нагрузка на экспертов может быть значительно снижена.
Кроме того, сами заявители, воспользовавшиеся новым порядком, смогут после получения отчета о предварительном информационном поиске, внести изменения в формулу изобретения или полезной модели, если речь, конечно, не идет о существенных изменениях.
Наконец, ожидается и положительное влияние на отечественную научную сферу, так как возможность получения научными и образовательными организациями аккредитации и их привлечения для проведения предварительных информационных поисков и оценки патентоспособности не только будет выступать потенциальным источником дополнительного дохода от научной деятельности, но и поможет актуализировать профессию патентного эксперта, предоставляя новые карьерные и академические возможности для студентов и сотрудников таких организаций.
Принятые акты:
ФЗ от 31.07.2020 № 262-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" Вступил в силу с 01.08.21 (за исключением п.2 ст. 1 (относящегося к пошлинам), вступившего в силу с 30.10.20г.)
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности аккредитует российскую научную или образовательную организацию в качестве организации, которая может проводить предварительный информационный поиск в отношении заявленных изобретений или полезных моделей и предварительную оценку их патентоспособности (статьи 1384, 1386 и 1390) (далее - научная или образовательная организация).
Постановление Правительства РФ от 15.07.2021 № 1202 "Об утверждении Положения об аккредитации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности российской научной или образовательной организации в качестве организации, которая может проводить предварительный информационный поиск в отношении заявленных изобретений или полезных моделей и предварительную оценку их патентоспособности, и о внесении изменения в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг"
Начало действия документа - 01.03.2022 (за исключением отдельных положений).
Приказ Минэкономразвития России от 26.05.2021 № 295 "Об утверждении Порядка проведения предварительного информационного поиска в отношении заявленного изобретения и предварительной оценки его патентоспособности, представления отчета о предварительном информационном поиске и заключения по результатам предварительной оценки патентоспособности в отношении заявленного изобретения, публикации отчета о предварительном информационном поиске в отношении заявленного изобретения"
Начало действия документа - 20.09.2021.
На что обратить внимание в 2022 г.
Изменение порядка распределения прав на РИД, создаваемые в рамках государственного или муниципального контракта на НИОКР.
Устанавливается приоритетное закрепление за исполнителем государственного или муниципального контракта на НИОКТ исключительных прав на РИД, созданные при его выполнении такого контракта, за исключением некоторых случаев (использование РИД непосредственно в целях обороны и безопасности, использование РИД для предоставления государственных/муниципальных услуг).
Ранее данный вопрос разрешался по усмотрению сторон государственного контракта, что приводило к случаям, когда созданные по государственному контракту РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации, не использовались несмотря на то, что исполнители по государственным контрактам могли быть заинтересованы в таком использовании.
Однако вместе с приоритетным правом, на исполнителей теперь возлагается и обязанность начать использование такого РИД, либо передать соответствующее исключительное право другим заинтересованным лицам.
Изменения затронули как вторую часть ГК РФ (в части положений о договоре НИОКР), так и четвертую часть ГК РФ, из которой была исключена глава 77, посвященная единой технологии, а соответствующие положения были переработаны и включены в состав новых норм.
По нашему мнению, изменение порядка распределения прав на РИД, созданные по государственным контрактам, способно стимулировать участников рынка научных исследований и разработок к более активному взаимодействию с государством, что положительно скажется на развитии научно-технического сектора отечественной экономики.
Принятые акты:
ФЗ от 22.12.2020 № 456-ФЗ "О внесении изменений в части вторую и четвертую ГК РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ"
Начало действия документа - 01.01.2022.
КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
Положительные, 2021
ФЗ от 27.10.2020 N 350-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Очередное новшество, вступившее в силу в апреле 2021 г., в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» поможет юристам компаний сократить время и ресурсы на регистрационные действия.С апреля 2021 г. регистрирующий орган (налоговая инспекция) сам внесет в ЕГРЮЛ сведения, если:
-
название общества-участника изменилось;
-
общество, которое является единственным участником или учредителем вашей компании, реорганизовано в форме слияния, присоединения или преобразования.
Это удобно, например, когда у общества большое количество дочерних компаний, или общество является холдинговой компанией и в его наименовании произошли изменения. До вступления в силу данных изменений потребовалось бы вносить изменения в ЕГРЮЛ по каждой компании, в которой Общество, название или форма которого изменилась, является участником.
ФЗ от 27.10.2020 N 350-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
С июля 2021 г. заработали правила о договоре конвертируемого займа, что упростило процедуру внесения вклада в уставный капитал путем конвертации заемных средств. Ранее подобные сделки требовали сложного многоэтапного структурирования через конструкцию опциона или корпоративного договора. Теперь же в Законах об ООО и АО появилась норма о конвертируемом займе, согласно которой в счет долга по договору конвертируемого займа можно потребовать увеличить уставный капитал ООО/предоставить дополнительные акции АО. Потребуется лишь единогласное решение акционеров/участников и договор конвертируемого займа (в случае с ООО и решение и договор потребуют нотариального удостоверения).
ФЗ от 28.06.2021 N 225-ФЗ "О внесении изменений в часть первую ГК РФ" вступил в силу 1 июля. Он закрепил право участвовать в заседаниях собраний частников юридических лиц, кредиторов при банкротстве и представителей других гражданско-правовых сообществ дистанционно. Для этого разрешили использовать любой способ, который позволяет достоверно определить участника, обсуждать вопросы повестки дня и голосовать, также протокол заседания и результатов голосования может быть электронным. Таким образом, закон изменил сложившуюся судебную практику и установил, что очное заседание также может быть дистанционным.
Негативные, 2021
ФЗ от 01.07.2021 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" внесены изменения в Основы законодательства РФ о нотариате и ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", которые закрепили правила об обязательности нотариального удостоверения принятия решений единственным участником, что в очередной раз усложнило принятие решений участником, особенно для иностранных участников, которые находятся за пределами РФ.
На что обратить внимание в 2022 г.
Минэкономразвития решило внести изменения в корпоративные законы (на данный момент проекты проходят стадию публичных обсуждений).
Регулирование квазиказначейских акций (в литературе известно как «перекрестное владение»). Планируется, что новый закон начнет действовать через 2 года после опубликования.
Согласно проекту закона, в уставном капитале компании доля квазиказначейских акций не должна превышать 50%. Квазиказначейские акции планируют приравнять по статусу к казначейским, т.е. по таким акциям не будет предоставляться право голоса, а также не будут выплачиваться дивиденды. Действие норм не будет распространяться на квазиказначейские акции, которые будут находиться у лица на момент вступления поправок в силу. Уже сейчас стоит обратить внимание на наличие в структуре бизнеса перекрестного владения и принять решения о правильной структуре владения в будущем.
Изменение в регулировании корпоративных договоров. Суд сможет признать решение собрания недействительным, даже если не все участники/акционеры были сторонами такого договора. Суду сложнее будет снизить неустойку, предусмотренную условиями корпоративного договора. Стороне, заявляющей требование о снижении неустойки, необходимо будет доказать:
- недобросовестность стороны-кредитора по договору,
- что взыскание неустойки поставит кредитора в более выгодное положение по сравнению с тем, в - котором он бы оказался, действуй другая сторона правомерно.
В качестве действенного механизма, который позволит сторонам акционерного соглашения голосовать на общем собрании акционеров определенным образом и согласовывать варианты голосования, Законодатель предлагает предусмотреть обязанность стороны выдать лицу, которое по договору приобрело право определять решения собрания, безотзывную доверенность на участие в общем собрании. При этом сторона акционерного соглашения, выдавшая такую доверенность, сохраняет возможность участвовать и обсуждать вопросы повестки дня без права голоса.
Следует учесть соответствующие поправки при структурировании корпоративных договоров в будущем. Идея о невозможности снизить неустойку без веских оснований была и остается краеугольным камнем в отношениях между участниками/акционерами в рамках корпоративного договора.
Положения о личных фондах (ФЗ от 01.07.2021 N 287-ФЗ «О внесении изменений в части первую и третью ГК РФ»). Вступает в силу с марта 2022 г.
Если институт будет работать как было задумано разработчиками законопроекта, то использование конструкции личного фонда позволит своему учредителю обособить имущество (имущество, передаваемое фонду, будет принадлежать ему на праве собственности) и эффективно управлять им и другими своими активами, в том числе передавать имущество и активы после своей смерти. Это представляется особенно актуальным в свете последних громких скандалов с разделом наследства и утратой активов крупных производственных магнатов. А вот недостатки и подводные камни возможно будет проследить только после того, как институт заработает на практике.
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
Положительные, 2021
ФЗ от 30.12.2020 № 533-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О связи»
Закон легализовал возможность дистанционного заключения договора об оказании услуг связи. Вместе с этим введено правило об обязательной идентификации абонентов через ЕСИА. С одной стороны, это даёт преимущества операторам привлекать новых абонентов без посещения офисов, увеличивать свою привлекательность путем предложения дистанционных сервисов.Операторы связи, на базе которых формируются экосистемы, получили благодаря идентификации, возможность «бесшовно» проводить абонента по всем сервисам экосистемы. С другой стороны, с 1 декабря 2021 г. операторы лишены права оказывать услуги связи неидентифицированным абонентам. Это означает, что абонент (сотрудник компании, пользующийся корпоративной связью) лишается услуг связи, если по каким-то причинам он не хочет регистрироваться на «Госуслугах». По сути, регистрация на «Госуслугах» становится добровольно-принудительной. Операторы связи в дополнение ко всему приобретают обязанность мониторить ситуацию, связанную с идентификацией абонентов, потреблением ими услуг и передавать ее Роскомнадзору через информационные системы, обеспечивающие взаимодействие операторов и регулятора.
Негативные, 2021
ФЗ от 02.07.2021 № 319-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О связи»
Данный закон обязал операторов связи предоставлять абонентам бесплатный доступ к социально значимым интернет-ресурсам. Для операторов связи данные изменения связаны со значительными финансовыми потерями.
На что обратить внимание в 2022 г.
ФЗ 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории РФ»
С 1 января 2022 г. крупные иностранные интернет-компании будут обязаны открыть в России филиалы, представительства или учредить юридические лица, которые будут представлять интересы головных компаний.
Представители государственных органов отмечают отсутствие со стороны иностранных IT-компаний действий по открытию представительств, что, как видится, связано с особенностями процедуры открытия представительства – подготовка и предоставление пакета документов в Минюст России с личным присутствием представителей компаний.
Важно обратить внимание на то, что в качестве санкции предусмотрено предупреждение с последующим применением более серьёзных мер - от запрета на размещение рекламы и ограничения выдачи в поисковиках до замедления и блокировки работы интернет-ресурса на территории РФ.
Законопроект «О внесении изменений в ст. 56.2 ФЗ «О связи» (в части уточнения обязанностей операторов связи)
В продолжение «Закона Яровой» в 2022 г. в России может быть принят и вступить в силу закон, который обяжет бизнес в течение трех лет хранить информацию, передаваемую по внутренним технологическим сетям связи, а в случае необходимости обеспечить к ней доступ правоохранительным органам.
Важно, что в случае принятия закона, хранить указанную информацию нужно будет с 2022 г. Бизнес сообщество уже выступает против данного изменения, так как оно может существенно повлиять на финансовое положение компаний из-за дороговизны хранилищ. По некоторым оценкам, капитальные затраты на одну крупную компанию могут составить около 1 млрд руб.
БАНКРОТСТВО
Положительные, 2021
ФЗ от 31.07.2020 N 259-ФЗ. Закон допустил включение цифровой валюты в конкурсную массу. Учитывая достаточно широкое использование цифровой валюты в качестве объекта вложения активов, ее дальнейшее включение в конкурсную массу повышает гарантии кредиторов на удовлетворение требований.
ФЗ № 92-ФЗ в части расширения полномочий временной администрации (в лице АСВ) по реализации имущества и сокращения сроков процедур. Поскольку избыточная продолжительность банкротства крайне негативно сказывается на экономике, интересах кредиторов, новации могут стать основанием сокращения периода применяемых в делах о банкротстве финансовых организаций процедур в совокупности с новым порядком предъявления требований кредиторов.
Негативные, 2021
ФЗ от 24.02.2021 № 23-ФЗ и указание ЦБ РФ № 5814-У в части новой отчетности финансовых организаций и расширения перечня контролирующих лиц. Негативной оценки закон заслуживает в связи с тем, что ЦБ РФ получил право самостоятельно определять контролирующих ли и инициировать их привлечение к ответственности.
На что обратить внимание в 2022 г.
Ожидается масштабная реформа банкротства: принятие закона, кардинально изменяющего подход к реабилитационным процедурам и направленный на реформу института арбитражных управляющих. Содержит множество других новаций.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО
Положительные, 2021
ФЗ от 28.06.2021 N 223-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Он радикально сузил обязанность экспортеров по репатриации валютной выручки – зачислению ее на счета в российских банках строго в сроки, предусмотренные договорами с нерезидентами. Контроль за исполнением этой обязанности требовал огромных трудозатрат что со стороны предпринимателей, что со стороны государства. Нарушения влеки строгую ответственность.А главное – всё это было почти лишено смысла, потому что резидент, зачисливший средства на свой российский счет, может совершенно законно в тот же момент отправить их за границу на счет в иностранном банке или вложить в капитал иностранной дочерней компании – и никто уже не сможет потребовать вернуть деньги в Россию.
Но, как часто бывает, диалектика жизни такова, что ввести ограничение легко, а отменить трудно. Вот и сейчас в летнем законе всё сформулировано очень сложно. Вообще, с точки зрения конституционного принципа правовой определенности, закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в его нынешнем виде – замечательный пример того, как не надо делать. Он стал очень запутанным и почти нечитаемым.
Негативные, 2021
ФЗ от 23.11.2020 N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 млн руб. за налоговый период"
Во-первых, он очень сильно усложнил главу 23 НК о налоге на доходы физлиц, а это всегда нехорошо. Во-вторых, произошел тектонический сдвиг: отказ от «плоской» ставки НДФЛ 13%, которая действовала в России 20 (!) лет и стала, едва ли не символом отечественной налоговой системы (а заодно и примером для других стран). Вроде бы повышение не такое большое (15% на доходы свыше 5 млн руб. в год), и деньги адресно пойдут на помощь детям с редкими заболеваниями, что нельзя не одобрить. И всё же «плоскую» ставку жаль.
На что обратить внимание в 2022 г.
ФЗ от 26.05.2021 N 139-ФЗ "О денонсации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество". Закон уже вступил в силу, и Россия направила Нидерландам уведомление о денонсации Соглашения.
В российской практике раньше не было случаев денонсации договоров об избежании двойного налогообложения. Но всё когда-то бывает в первый раз. Этот закон непосредственно затронет только тех, кто имеет дела с голландскими компаниями. Но и остальным стоит следить за новостями – Россия официально заявляет, что собирается продолжать работы «по внесению изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения в части увеличения ставки налога у источника в отношении дивидендов и процентов с целью реализации мер, направленных на борьбу с уклонением от налогообложения посредством использования схем, с помощью которых большая часть доходов российского происхождения по сути выплачивается российским бенефициарам через так называемые "транзитные юрисдикции"». Причем перечень соглашений, которые предполагается изменить (а то и денонсировать) не обнародован.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЗАЩИТА БИЗНЕСА
Положительные, 2021
ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» вступил в силу с 1 июля 2021 г.
Он пришел на смену ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Его цель – сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать контролируемым лицам больше гарантий при взаимодействии с органами. Он расширил перечень контрольно-надзорных мероприятий, что должно сократить число документарных и выездных проверок, предусмотрел в качестве грубого нарушения, влекущего отмену результатов проверки, - совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия, для отдельных видов контроля (надзора) ввел обязательный досудебный порядок обжалования субъектами предпринимательской деятельности решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц. Изложенные изменения, мы оцениваем, как скорее положительные для бизнеса.
ФЗ от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» в части вступления в силу с 1 февраля 2021 г. порядка вступления в силу нормативных правовых актов
Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта. Исключения могут быть установлены федеральным законом, Указом Президента РФ или международным договором РФ, предусматривающими установление обязательных требований. Положительный момент заключается в законодательном упорядочении порядка введения новых обязательных требований, установлении срока их введения.
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
Из наиболее значимых изменений в таможенном регулировании 2021 г. можно отметить приведенные ниже. К сожалению, их нельзя поделить на положительные и отрицательные, поскольку каждый из них содержит и плюсы, и минусы.С 1 августа 2021 г. вступил в силу Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). В этой связи с указанной даты начали применяться положения статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 – 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Федеральный закон).
В результате:
-
стало возможным использовать авансовые платежи для уплаты ввозных таможенных пошлин и, соответственно, теперь не нужно для уплаты таможенных платежей зачислять денежные средства на разные КБК;
-
для распоряжения авансовыми платежами используются только ДТ и КДТ, т.е. упразднены заявления/обращения;
-
порядок возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств претерпел изменения. Ранее действовал «гибридный» порядок. Применялось заявление о возврате и КДТ. Теперь остались только КДТ, что с одной стороны вроде бы упрощение, но с другой это может создать определенные сложности при обжаловании отказа таможенного органа во внесении изменений: в заявлении на возврат можно было указать неограниченное количество ДТ, а КДТ подается только на одну ДТ. Усложнилась также процедура возврата: она стала двухэтапной. Сначала средства возвращаются на ЕЛС в качестве авансовых и могут использоваться для уплаты таможенных платежей по новым ДТ, или могут быть переведены с него на банковский счет компании. Для возврата из ЕЛС на банковский счет необходимо подать отдельное заявление по установленной форме.
На что обратить внимание в 2022 г.
С 1 января 2022 г. вводится в действие новая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, а также Единый таможенный тариф
В связи с выходом 7-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 утверждена новая редакция ТН ВЭД ЕАЭС. Изменения в ГС вносятся раз в пять лет. По информации ВТамО, новое издание ГС, которая устанавливает классификацию товаров на уровне 6 цифр, содержит более 350 серий поправок, обусловленных изменениями характера и структуры мировой торговли, социальными и экологическими вопросами глобального характера. Сколько поправок внесено в новую редакцию ТН ВЭД, которая определяет 10-значные коды, ЕЭК пока не сообщила, но очевидно, что их должно быть намного больше. Однако, по заявлению А.Слепнева, министра ЕЭК, ставки ввозных таможенных пошлин в новой редакции ЕТТ ЕАЭС сохранены на действующем уровне и в полной мере учитывают тарифные обязательства в рамках Всемирной торговой организации. В этой связи следует также отметить Рекомендацию Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.08.2021 № 17, в которой не приводится новая редакция Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, а рекомендуется продолжать применять действующие Пояснения к ТН ВЭД, но в части, не противоречащей новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС. В какой части она не противоречит, данная Рекомендация не сообщат. Отметить, что в последнее время количество споров по вопросам классификации товаров существенно возросло. Будем надеяться, что внесенные изменения снимут часть спорных моментов, но есть опасение, что в свою очередь они создали и новые поводы для споров.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Негативные, 2021
ФЗ от 13.07.2020 N 207-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 ФЗ "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ" вступил в силу 1 января 2021 г. Этот закон существенно увеличил объем обязанностей и уровень финансовых обязательств организаций, эксплуатирующих объекты по добыче, производству и обращению с углеводородным сырьем и продуктами его переработки. Теперь соответствующие организации обязаны разрабатывать планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) и создавать финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных соответствующими планами (включая полное возмещение вреда в результате возможной аварии).
На что обратить внимание в 2022 г.
30 декабря 2021 г. вступил в силу ФЗ от 02.07.2021 N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». Это означает, что в России со следующего года начнёт действовать система государственного учёта выбросов парниковых газов. Принятие данного закона - это первый шаг на пути к созданию в России сбалансированной системы углеродного регулирования. В связи с принятием данного закона предприятия будут обязаны использовать специальные информационные системы и вести отчетность о выбросах.
С 1 марта 2022 г. начнут применяться новые правила обращения с отходами I и II классов опасности. В рамках новой системы все промышленные предприятия, производящие отходы I и II классов опасности и не перерабатывающие их самостоятельно, будут обязаны заключить договор с предприятием «Росатома» — Федеральным экологическим оператором, который будет обеспечивать обезвреживание, утилизацию, безопасное размещение соответствующих отходов. Для этого будет запущена ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). С помощью данной платформы будет осуществляться контроль за всем жизненным циклом таких видов отходов — с момента их образования до утилизации (ФЗ от 26.07.2019 № 225-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом").
С 1 сентября 2022 г. вступит в силу ст. 2 ФЗ от 02.07.2021 № 342-ФЗ, которая распространит систему квотирования вредных выбросов на все города страны, где есть проблемы с качеством воздуха. Сейчас в рамках эксперимента этот механизм внедряется в 12 самых неблагополучных с точки зрения качества воздуха городах, в которых ранее президент Путин В.В. поручил снизить объем выбросов не менее чем на 20% за 6 лет. Предприятиям, которые попадут в число квотируемых объектов, будут установлены квоты выбросов, что может потребовать от них принятия мер по сокращению вредных выбросов для приведения их в соответствие с квотами.
ФАРМАЦЕВТИКА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Негативные, 2021
Выдача первой «принудительной лицензии» (предоставление права использовать патент на ремдесивир без согласия правообладателя) и последующие изменения в ст.1360 ГК РФ, появление ст.1360.1 ГК РФ. Негативные последствия: использование механизма, лишающего патентной защиты оригинальные лекарства, в условиях, когда процедура принятия такого решения непрозрачна и неясны критерия определения ситуаций, когда механизм может применяться, может повлечь (и уже, кажется, повлекло): а) снижение доверия к правовой системе РФ, б) ухудшение инвестиционного климата в фарм. отрасли, в) снижение доступности инновационных лекарств в РФ (иностранные производители просто отказываются их здесь регистрировать и продавать).
На что обратить внимание в 2022 г.
Переход к правилам ЕАЭС в части регистрации и обращения мед. изделий ("Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза" Заключено в г. Москве 23.12.2014; Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 46 "О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий") – с 01.01.2022 заканчивается переходный период, дающий возможность регистрировать МИ по нац. процедуре. Если переходный период не будет продлен, то все МИ необходимо будет регистрировать и обращать по правилам ЕАЭС.
Отправить статью
Подписка на рассылку
Разбирайтесь в сложном вместе с нами. Выберите рассылки, актуальные для вас
Регистрация почти завершена. Осталось подтвердить Ваш адрес электронной почты.
На указанный Вами e-mail, было отправлено письмо для подтверждения email. Пожалуйста, перейдите в Ваш почтовый ящик и подтвердите адрес электронной почты.
Если письмо от pepeliaevgroup не пришло, проверьте папку СПАМ или попробуйте отправить письмо повторно.