Елена Соколовская рассказала на Форуме ОКЮР об изменениях, внесенных в Закон о рекламе
Елена остановилась на отдельных положениях Законопроекта, подготовленного ФАС России в рамках Рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины». Так, предлагается исключить из сферы действия рекламного законодательства справочную информацию о деятельности компаний, товарах и услугах, размещаемую на официальных сайтах организаций и продавцов товаров, а также на сайтах-агрегаторах различной информации. По мнению регулятора, такие данные не являются рекламой, поскольку не формируют интерес к какому-либо конкретному товару и преследует исключительно справочно-информационные цели.
Спикер обратила внимание, что бизнес по-прежнему задается вопросами, что является рекламой и как ее отграничить от сведений, носящих справочно-информационный характер. «У бизнеса также возникают и более точечные вопросы, например, о распространении новых норм о маркировке рекламы на пресс-релизы или информацию, публикуемую в соц. сетях и мессенджерах (например, Telegram)», – добавила Елена. Не менее актуален и вопрос об ответственности за нарушение новых норм.
При этом в связи с принятием нового регулирования о маркировке рекламы при разграничении рекламы от не рекламы в ранее выработанных подходах ФАС ничего не поменялось. Не изменилось и понятие «реклама».
Елена отметила, что квалификация пресс-релиза в качестве рекламы зависит от его содержания, в частности, от того, содержит ли он информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Если пресс-релизы носят рекламный характер, то учет информации о них осуществляется в общем порядке.
В отношении необходимости маркировки сведений в «Telegram» официальную позицию изложил антимонопольный орган на своем сайте: такая реклама не требует маркировки в случае, когда ресурс используется в качестве «мессенджера» (для обмена конкретными пользователями сообщениями). В случае, если «Telegram» используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы), то такая реклама подпадает под действие Закона о рекламе и требует маркировки.
Что качается вопроса об ответственности за нарушение требований статьи 18.1 Закона о рекламе, Елена отметила, что действующая редакция Закона предусматривает две группы возможных нарушений:
- ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН (ч. 3, 11 ст. 18.1 Закона о рекламе);
- ответственность за отсутствие на рекламе пометки «реклама» и указания на рекламодателя (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Таким образом, ФАС России уже сейчас может привлечь к ответственности, в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в случае отсутствия на рекламе пометки «реклама» и указания на рекламодателя (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе). Вместе с тем, такой практики на сегодняшний день нет. Специальные составы в КоАП РФ за неисполнение нововведений должны были быть введены к 1 марта 2023 г. Однако 1 февраля 2023 г. представители РКН заявили, что дата начала привлечения к ответственности за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН откладывается. Таким образом, регуляторы дают возможность и время участникам рынка постепенно адаптироваться к новым требованиям по маркировке рекламы, распространяемой в сети «Интернет».
В заключение своего выступления Елена озвучила основные выводы регулирования маркировки рекламы:
- маркировать нужно всю интернет-рекламу, которая распространяется на территории РФ;
- перед запуском рекламы нужно заключить договор с оператором рекламных данных (ОРД). Он будет собирать информацию о рекламе и передавать её в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР);
- маркировать рекламу — получить идентификатор, разместить на объявлении маркер «Реклама» и информацию о рекламодателе;
- контроль за маркировкой рекламы ведут РКН и ФАС России;
- дата, с которой начнут штрафовать за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН, в данный момент не определена.
Отправить статью
Подписка на рассылку
Разбирайтесь в сложном вместе с нами. Выберите рассылки, актуальные для вас
Регистрация почти завершена. Осталось подтвердить Ваш адрес электронной почты.
На указанный Вами e-mail, было отправлено письмо для подтверждения email. Пожалуйста, перейдите в Ваш почтовый ящик и подтвердите адрес электронной почты.
Если письмо от pepeliaevgroup не пришло, проверьте папку СПАМ или попробуйте отправить письмо повторно.