Загрузка...

Елена Соколовская рассказала на Антимонопольном форуме о рисках использования ИИ

21.06.2024
Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская традиционно выступила на Антимонопольном форуме, который проводят Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России. В этом году он состоялся 19 июня.

В рамках сессии «Вызовы digital рынков в реальности» Елена рассказала об антимонопольных рисках для бизнеса при использовании ИИ, а также перспективах правового регулирования в этой сфере.

Обозначив технологические тренды в области ИИ и примеры его использования в бизнес-процессах, спикер подробно рассмотрела, какие риски нарушения антимонопольного и рекламного законодательства может нести применение искусственного интеллекта.

Так, возможны ситуации, когда технологические гиганты за счет ИИ получают конкурентное преимущество и злоупотребляют рыночной властью. Яркий тому пример – дело Google, в рамках которого Еврокомиссия установила факт злоупотребления компанией доминирующим положением на рынке поисковых онлайн-сервисов.

Еще один риск связан с ценовыми алгоритмами. Само их использование не запрещено, если только оно не приведет к нарушению антимонопольного законодательства, в том числе незаконной координации экономической деятельности.

Недобросовестные компании также могут применять ИИ для написания фейковых отзывов, которые невозможно отличить от реальных. В этом случае, по мнению Елены, можно говорить о потенциальном нарушении запрета на недобросовестную конкуренцию и Закона о рекламе путем введения в заблуждение. 

Существенный риск связан с использованием сервисов моделей персонализации на базе ИИ. Они, собирая персональные данные, получают информацию о покупках пользователя, его передвижениях, разговорах и даже состоянии здоровья, и могут манипулировать путем навязывания таргетированной рекламы. Это также может быть квалифицировано как нарушение Закона о рекламе.

Отдельное внимание Елена уделила распространению дипфейков – видеороликов, в которых лицо одного человека подменяется другим при помощи алгоритмов машинного обучения. В последнее время они стали популярны в сфере рекламы. При этом законодательный запрет на использование технологии deepfake в рекламе отсутствует. Тем не менее, если потребитель вводится в заблуждение и ему предоставляется недостоверная информация, то можно говорить о нарушении запрета на недобросовестную конкуренцию и Закона о рекламе.

В завершение выступления Елена отметила: Использование ИИ сопряжено с рисками нарушения законодательства, в том числе антимонопольного. Значительное число действий с применением ИИ-технологий потенциально может быть квалифицировано в качестве традиционных составов нарушений антимонопольного и рекламного законодательства. Но в подобных нарушениях есть существенные особенности – они совершаются новыми способами на базе ИИ. А это значит, что дальнейшее развитие антитраст-регулирования, в том числе разработка шестого пакета, должно происходить с учетом этих технологических особенностей и, возможно, с привлечением технических специалистов».

Отправить статью

Возврат к списку

01.07.2024
«Пепеляев Групп» на XII Петербургском международном юридическом форуме
27.06.2024
Ближний Восток: налоговый аспект (апрель-май 2024 г.)
21.06.2024
Елена Соколовская рассказала на Антимонопольном форуме о рисках использования ИИ...
10.06.2024
Айдар Султанов принял участие в Международной научно-практической конференции в ...
04.06.2024
«Пепеляев Групп» на Петербургском правовом саммите 2024
03.06.2024
Айдар Султанов принял участие в Международной научно-практической конференции в ...
23.05.2024
В Дубае отметили первый день рождения PGP Tax Consultancy
16.05.2024
Эксперты «Пепеляев Групп» приняли участие в вебинаре для индийского бизнеса