Наиболее важные нормативно-правовые акты, а также письма Минфина и ФНС, принятые в указанный период.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
Федеральный закон от 28.02.2025 № 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 340 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (вступление в силу – с 1 сентября 2025 г.)
Установлен новый порядок оценки стоимости концентратов и других полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов. Установлена единая ставка НДПИ в размере 6% в отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих в себе как золото, так и другие драгоценные металлы (до внесения изменений применялись ставки 6% в отношении полупродуктов, содержащих золото, и 6,5% в отношении полупродуктов с иными драгметаллами).
Федеральный закон от 12.12.2024 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступление в силу – с 12 декабря 2024 г., за исключением отдельных положений)
Для целей освобождения от НДФЛ дохода от продажи земельного участка закон дополняет пункт 2 ст. 217.1 НК РФ положением, устанавливающим порядок определения срока нахождения в собственности налогоплательщика земельного участка, образованного в результате раздела, выдела, объединения или перераспределения исходных земельных участков.
Уточняется применение условия, установленного подп. 27 п. 1 ст. 183 НК РФ, в части оприходования фармацевтической субстанции, использованной при производстве лекарственных средств (препаратов).
Комментарий «Пепеляев Групп» - см. на сайте
Федеральный закон от 26.12.2024 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступление в силу – с 1 января 2025 г., за исключением отдельных положений)
С 1 апреля 2025 г. действует новая редакция Закона о рекламе. Статьей 18.2 вводятся обязательные отчисления за рекламу в Интернете. Сбор (3% с полученных доходов) будет уплачиваться рекламораспространителями, операторами рекламных систем и другими лицами, участвующими в размещении рекламы в Интернете.
Комментарий «Пепеляев Групп» - см. на сайте и здесь
АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 № 1990 «О порядке взимания экологического сбора» (вступление в силу – с 1 января 2025 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Постановления)
Правила взимания экологического сбора обновлены. Определены особенности расчета и взимания экологического сбора в отношении товаров, упаковки, ввезенных в РФ либо реализованных на территории РФ до вступления в силу настоящего Постановления.
Признается утратившим силу с 1 сентября 2025 г. Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073. Правила, утвержденные настоящим Постановлением, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г. и действуют до 1 января 2031 г.
Комментарий «Пепеляев Групп» см. на сайте
Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2025 № 280-р «О подписании соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Объединенных Арабских Эмиратов об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения»
Минфину России поручено провести с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоры с Эмиратской Стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства РФ указанное Соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
Торжественное подписание СИДН министрами финансов двух государств состоялось 17 февраля в Абу-Даби.
Комментарий «Пепеляев Групп» - см. на сайте и здесь.
ПРИКАЗЫ, ПИСЬМА, ИНФОРМ. СООБЩЕНИЯ МИНФИНА РОССИИ
Письмо Минфина России от 07.02.2025 № 24-06-07/10915
Размер процентной ставки НДС не является существенным условием контракта и может быть изменен путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта. Наличие или отсутствие в цене контракта суммы НДС не влияет на порядок налогообложения операций, предусмотренных гл. 21 НК РФ.
Письмо Минфина России от 15.01.2025 № 03-03-06/1/1998
В целях налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Разъяснено, что, исходя из особенностей технологического процесса налогоплательщики могут определять экономически обоснованные нормативы образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья или материалов, используемых в производстве.
Информация Минфина России от 05.03.2025 «Данные геолокации не будут использоваться для автоматического определения налогового резидентства клиентов банков»
Сообщается о доработке проекта постановления Правительства, которым уточняется порядок актуализации информации о налоговом резидентстве, ранее полученной организациями финансового рынка (далее – ОФР) от своих клиентов.
ОФР будут обязаны запрашивать у клиента информацию, необходимую для определения его налогового резидентства, если выявлено преимущественное использование клиентом каналов дистанционного обслуживания, в том числе мобильного приложения, с территории иностранных государств.
Предполагается, что клиент преимущественно использует электронные сервисы ОФР с территории иностранных государств, если в течение не менее 6 месяцев использует такие сервисы в более 50% случаев.
ПРИКАЗЫ, ПИСЬМА, ИНФОРМАЦИЯ ФНС РОССИИ
Приказ ФНС России от 10.12.2024 № ЕД-7-14/1119@ «О внесении изменения в приложение N 1 к Приказу ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@» (вступление в силу – с 14 марта 2025 г.)
Из оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, исключен случай сообщения адреса, который является адресом пяти и более юридических лиц.
Приказ ФНС России от 03.12.2024 № ЕД-7-21/1094@ «О внесении изменения в приложение N 3 к Приказу Федеральной налоговой службы от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@» (вступление в силу – с 14 марта 2025 г.)
Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций дополнен новыми кодами налоговых льгот.
В приложение № 6 «Коды налоговых льгот по налогу» к Порядку заполнения налоговой декларации включены следующие коды:
2010345 - в отношении п. 21.1 ст. 381 НК РФ;
2010346 - в отношении п. 21.2 ст. 381 НК РФ.
Письмо ФНС России от 21.03.2025 № СД-4-3/3006@ «О переходе на общую систему налогообложения с УСН в целях добровольного отказа от дробления бизнеса»
Разъяснено, как перейти на общую систему налогообложения с УСН в целях добровольного отказа от дробления бизнеса.
Если налогоплательщик отказался от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 гг. только после вынесения решения о проведении ВНП за эти периоды, обязанность по уплате налогов за налоговые периоды 2022 и 2023 гг., пеней и штрафов прекращается при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также в отношении налогового периода 2024 г. до даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, вынесенного по результатам указанной ВНП.
Если при добровольном отказе от дробления бизнеса подлежит исчислению и уплате налог на прибыль, то лица, участвовавшие в дроблении бизнеса должны отказаться от применения УСН.
Письмо ФНС России от 18.03.2025 № СД-4-3/2927@ «О порядке исчисления туристического налога»
Письмо ФНС России от 13.03.2025 № СД-4-3/2818@ «О представлении разъяснений по туристическому налогу»
Письмо ФНС России от 28.02.2025 № СД-4-3/2146@ «О направлении письма Минфина России от 21.02.2025 N 03-05-04-06/17121»
Письмо ФНС России от 14.02.2025 № ЕА-4-3/1451@ «Об исчислении туристического налога при налоговой ставке 0%»
Письмо ФНС России от 14.02.2025 № ЕА-4-3/1490@ «О представлении информации по туристическому налогу»
Письмо ФНС России от 24.12.2024 № СД-4-3/14521@ «О направлении формы (формата) представления сведений о средствах размещения»
На основании п. 1 ст. 418.7 НК РФ сумма минимального налога рассчитывается как произведение 100 руб. и количества суток проживания. Туристический налог исчисляется в размере, определяемом как произведение 100 руб. и количества суток предоставления услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению в отношении каждой санаторно-курортной путевки.
Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг ценой номера (места в номере) является стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных лицом, предоставляющим гостиничные услуги, и оказываемых за единую цену. Лица, предоставляющие гостиничные услуги, самостоятельно определяют стоимость услуг по временному проживанию и стоимость иных услуг. Если иные сопутствующие услуги не выделены из стоимости услуги по временному проживанию, то база по туристическому налогу определяется исходя из совокупной стоимости услуги по временному проживанию с учетом стоимости сопутствующих услуг.
Разъяснены особенности представления налоговой декларации по туристическому налогу при наличии у налогоплательщика на территории одного муниципального образования нескольких средств размещения и направления уведомления о выборе налогового органа, в который представляется налоговая декларация по туристическому налогу.
В таких случаях налогоплательщик вправе выбрать налоговый орган, в который представляется налоговая декларация, направив соответствующее уведомление в налоговые органы по месту нахождения средств размещения. Указанное уведомление представляется налогоплательщиком однократно, за исключением случаев реализации (иного выбытия из владения налогоплательщика) средства (средств) размещения, по месту нахождения которого (которых) выбран налоговый орган, в который представляется налоговая декларация.
Представление налоговой декларации не требуется, если в имеющихся у налогоплательщика средствах размещения, включенных в реестр классифицированных средств размещения, фактически не оказываются услуги по временному проживанию.
Для целей исчисления туристического налога муниципальные власти вправе направить в налоговый орган, а также в уполномоченные органы в сфере туризма сведения о расположенных на их территориях средствах размещения, не включенных в специальный реестр.
ФНС направляет рекомендуемые форму (формат) представления сведений о таких средствах размещения. И обращает внимание на то, что направление указанных сведений и размещение их на официальном сайте муниципального образования (городов федерального значения и ФТ «Сириус») не являются включением сведений о средстве размещения в реестр классифицированных средств размещения.
В дополнение:
-
Разъяснено, как исчисляется туристический налог.
-
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания физлиц в средствах размещения.
-
Налоговой базой является стоимость такой услуги без учета сумм налога и НДС.
-
Ставка налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и в 2025 г. не может превышать 1%.
-
Налог рассчитывается в течение того налогового периода, в котором осуществлялся полный расчет с лицом, приобретающим услугу по временному проживанию. Расчет налога не зависит от даты фактического получения услуги в средстве размещения или даты частичной оплаты такой услуги (приведен пример расчета налога).
Письмо ФНС России от 13.03.2025 № ШЮ-4-13/2827@
Даны разъяснения по вопросам обоснования рыночных цен в контролируемых сделках в связи с внесением изменений в разд. V.I НК Федеральным законом от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Письмо ФНС России от 22.05.2022 № ШЮ-4-13/6384@ в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются начиная с 1 января 2024 г. (вне зависимости от даты заключения договора), применяется с учетом указанных выше изменений.
Также сообщается о необходимости указания в уведомлении о контролируемых сделках и в представляемой документации метода, применяемого для обоснования рыночного уровня цен в контролируемой сделке.
Письмо ФНС России от 18.02.2025 № ШЮ-4-13/1583 «О периоде применения приказов, утверждающих перечень государств, не обеспечивающих обмен информацией»
Перечень утвержден Приказом ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/914@, вступившим в силу 31.12.2024.
Данный перечень учитывается, начиная с налогового периода 2025 года, при определении налоговой базы в отношении прибыли КИК за финансовый год, дата окончания которого приходится на 2024 год.
При определении базы за налоговый период 2024 г. по соответствующему налогу в отношении прибыли КИК, определяемой за финансовый год, дата окончания которого приходится на 2023 год, следует руководствоваться перечнем, утвержденным Приказом ФНС России от 01.12.2023 № ЕД-7-17/914@.
Письмо ФНС России от 13.02.2025 № БС-4-21/1433@ «Об обзоре судебной практики по отдельным спорам, завершенным в 2024 году, по вопросам налогообложения имущества, дошедшим до Верховного Суда Российской Федерации»
В частности, приведены дела о налогообложении при капитальных вложениях в арендуемое имущество; помещений в административно-деловых и торговых центрах, о применении пониженной ставки земельного налога и др.
Отмечены такие позиции судов:
-
поскольку в результате капитальных вложений изменилось функциональное (целевое) назначение и приросла стоимость арендуемых объектов имущества, модернизированные объекты недвижимости участвовали в извлечении прибыли от хозяйственной деятельности общества, арендующего их на протяжении длительного периода времени, судебные инстанции признали недействительным решение налогового органа, содержащее вывод о занижении налоговой базы по налогу на стоимость монтажных, строительных и ремонтных работ арендуемого имущества;
-
доводы о том, что нахождение жилых помещений (используемых, со слов общества, для временного проживания граждан в период их работы) в пределах здания, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, не исключает возможности исчислять налог в отношении этих помещений исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаны основанными на ошибочном толковании законодательных норм. В такой ситуации общество как собственник части помещений в зданиях административно-деловых и (или) торговых центров должно уплачивать налог в отношении спорного помещения исходя из кадастровой стоимости.
В дополнение:
-
Письмо ФНС России от 24.01.2025 № БС-4-21/600@ «О результатах налоговых споров, касающихся налогообложения налогом на имущество организаций машин и оборудования в составе ГРЭС, "Энергоцентра "мини-ТЭС", и о внесении изменений в приложение к письму ФНС России от 18.06.2024 N БС-4-21/6770@»
-
Направлены определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ о налогообложении машин и оборудования в составе «Энергоцентра мини-ТЭС», а также машин и оборудования в составе ГРЭС.
-
В связи с выводами, содержащимися в этих определениях Суда, из приложения к письму ФНС России от 18.06.2024 № БС-4-21/6770@ исключен п. 9 (было указано: «Энергоцентр мини-ТЭС» представляет собой комплекс объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы, неразрывно связанных физически или технологически объектов. Демонтаж спорного имущества повлияет на производительность, безопасность, эффективность, работоспособность объекта капитального строительства "Энергоцентр мини-ТЭС", вплоть до невозможности его функционирования объекта).
В дополнение:
-
Письмо Минэнерго России от 14.02.2025 № ЕГ-2286/07 «О направлении позиции»
-
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) энергетическое оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств. Следовательно, не относится к недвижимому имуществу энергетическое оборудование, отдельным инвентарным объектам которого правомерно присвоен ОКОФ из раздела 330.00.00.00.000 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты», участвующее в производственном процессе (производства, передачи, оперативно-диспетчерского управления и сбыта в теплоэлектроэнергетике).
-
Обращено внимание на то, что градостроительное законодательство предусматривает две категории сооружений, одна из которых может быть отнесена к объектам капитального строительства. Приведены признаки, которые Министерство предлагает использовать при классификации объектов электро- и теплоэнергетики в качестве движимого или недвижимого имущества.
-
Даны разъяснения относительно новой льготы, предусматривающей освобождение с 1 января 2025 г. от налогообложения отдельных видов имущества.
Письмо ФНС России от 11.02.2025 № ЕА-4-15/1253@ «О сроке вручения документов по ТКС»
С 5 февраля 2025 г. действует новый порядок, согласно которому датой получения документа, направленного налогоплательщику, указанному в пункте 5.1 статьи 23 НК РФ (налогоплательщики. Обязанные подавать декларации/расчеты в электронной форме), через оператора электронного документооборота, считается шестой день со дня его направления. При получении документа от налогового органа по ТКС до указанной даты налогоплательщикам следует руководствоваться прежним порядком.
В случае неисполнения данной обязанности налоговый орган дублирует отправку требования путем направления его заказным письмом (требование считается полученным на шестой день со дня отправки заказного письма).
Таким образом, дата вручения требования, направленного налоговым органом в период с 28.01.2025 по 04.02.2025, проставляется по дате квитанции о приеме электронных документов, направленной налогоплательщиком по ТКС, либо указывается шестой день со дня отправки заказного письма.
Письмо ФНС России от 04.02.2025 № ЕА-2-26/1316@
В частности, указано, что:
- налогоплательщик может представить в налоговый орган в рамках истребования при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ) электронный документ и соответствующие ему электронные подписи;
- если истребуемые документы составлены:
- в электронной форме по установленным ФНС форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по ТКС в неизменном виде;
- не по установленным ФНС форматам, – на бумажном носителе в виде заверенных налогоплательщиком копий с отметкой о подписании документа электронной подписью. Также копии могут быть представлены в виде пакета сканированных документов, подписанного усиленной электронной подписью.
Письмо ФНС России от 28.01.2025 № БС-4-11/739@ «О налоге на доходы физических лиц»
Даны разъяснения по вопросу исчисления НДФЛ с сумм районных коэффициентов и надбавок, выплачиваемых в связи с работой в районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
В частности, при расчете отпускных часть выплаты, относящейся к установленным суммам районных коэффициентов и надбавок, выплачиваемых в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, относится к налоговой базе, указанной в п. 6.2 ст. 210 НК РФ, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1.2 ст. 224 НК РФ.
Письмо ФНС России от 10.01.2025 № БВ-4-7/58@
Истребование документов (информации) у лиц, не являющихся контрагентами проверяемого налогоплательщика, допустимо и не противоречит п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
Но обращено внимание на выводы Верховного Суда РФ (Решение от 09.12.2024 № АКПИ24-755) относительно порядка заполнения требования о представлении документов (информации). Указано, что истребование документов (информации) у лиц, не являющихся контрагентами проверяемого налогоплательщика, может быть признано не соответствующим НК РФ в случае неуказания в требовании цепочки контрагентов и отсутствия возможности установить связь истребуемых документов и сведений с проверяемым налогоплательщиком.
Письмо ФНС России от 09.01.2025 № Д-4-17/1 «О сроках проведения проверок отчетов резидентов и нерезидентов»
В целях повышения достоверности данных, отражаемых в отчетах, территориальным налоговым органам поручено осуществлять обязательную проверку отчетов, а также прилагаемых к ним документов в срок не позднее 40 рабочих дней с даты представления отчета в электронной форме или даты ввода в АИС «Налог-3» отчета, представленного на бумажном носителе.
Ранее проверка проводилась в течение 10 рабочих дней с даты представления отчета.
Срок направления уведомления налогового органа о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета остался прежним - не позднее 5 рабочих дней с даты выявления ошибок, несоответствий.
Письмо ФНС России от 28.12.2024 № БС-4-21/14784@ «О положениях федеральных законов, реализация которых существенно влияет на потенциал налогообложения недвижимого имущества начиная с 2025 г.»
Указано, что разъяснения носят справочно-рекомендательный характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм, не являются официальными разъяснениями законодательства и не препятствуют применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от настоящих разъяснений.
Разъяснения вызваны поправками в Градостроительный кодекс РФ, действующими с 1 марта 2025 г. (Федеральный закон от 26.12.2024 № 487-ФЗ) и касаются реализации принципа «построил - оформи право» - для зданий и сооружений, для объектов долевого строительства, в т.ч. в целях их налогообложения.
В связи с изменениями в регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения, разъясняется, как определяется размер земельных долей в виде простой правильной дроби, в т.ч. для дальнейшего налогообложения.
Указано также, что в 2025 г. «мораторий» на применение результатов кадастровой оценки, повлекших на 1 января 2023 г. увеличение кадастровой стоимости (налоговой базы) земельных участков, прекращается в полном объеме.
Также напоминается о введении федеральных льгот по налогу на имущество организаций для некоторых категорий плательщиков.
Письмо ФНС России от 28.12.2024 № БВ-4-7/14776 «О правовых последствиях непредставления (несвоевременного представления) уведомления об исчисленных суммах»
Уведомление об исчисленных суммах выполняет идентификационную и расчетную функции в целях индивидуализации соответствующей обязанности в составе совокупной обязанности налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента) и распределения единого налогового платежа (ЕНП) в счет исполнения такой обязанности. Соответственно, уведомление об исчисленных суммах в условиях обязательной уплаты всех налогов в качестве обезличенного ЕНП заменяет собой функции, которые до внедрения этого института (а также единого налогового счета, ЕНС) выполняло соответствующее платежное поручение, фактически представляя собой упрощенную форму распоряжения о переводе денежных средств в бюджет.
Учитывая преемственность уведомления об исчисленных суммах и платежного поручения, сам факт непредставления или несвоевременного представления уведомления об исчисленных суммах в отсутствие специального указания в законе не может приводить к применению мер ответственности.
Также следует принимать во внимание, что введение института уведомлений об исчисленных суммах, замещающих платежные поручения, требующие заполнения большого количества реквизитов, было направлено на упрощение исполнения обязанности по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, страховых взносов), в связи с чем применение мер ответственности за непредставление уведомления об исчисленных суммах противоречит целям регулирования и назначению этого документа.
Письмо ФНС России от 27.12.2024 № СД-4-3/14727@ «О применении положений пункта 2 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации вступающих в силу с 01.01.2025»
С 1 января 2025 г. действует запрет на применение пониженной ставки по УСН, предусмотренной законом субъекта РФ по новому месту нахождения организации (месту жительства ИП) в случае, если такая ставка меньше налоговой ставки, установленной в субъекте РФ по предыдущему месту нахождения (месту жительства) (п. 2 ст. 346.21 НК РФ).
Служба сообщает, что новые требования распространяются на плательщиков УСН, сменивших место нахождения (место жительства) начиная с 01.01.2025.
« Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2024 года по вопросам налогообложения» (утв. ФНС России)
В обзоре отражено, в частности:
-
несоблюдение налоговым органом срока инициирования взыскания задолженности с физлиц (срока на обращение за вынесением судебного приказа) или срока для обращения с административным исковым заявлением о взыскании такой задолженности (если вынесенный приказ был отменен) не может влечь автоматического отказа в удовлетворении требования налогового органа, когда судом установлены обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин такого пропуска, и имеются основания для его восстановления;
-
правовое регулирование, в соответствии с которым физлицо - собственник объекта недвижимости, расположенного на территории субъекта РФ, в котором предусмотрено снижение минимального срока владения для целей НДФЛ, состоящий на учете на территории другого субъекта РФ, где подобное снижение срока не предусмотрено, не может претендовать на данную льготу, само по себе не свидетельствует о дискриминационном характере такой льготы и нарушении принципа всеобщности и равенства налогообложения;
-
Порядок ведения реестра решений о взыскании задолженности и размещения в указанном реестре документов, предусмотренных п. 3 ст. 46 НК РФ (утв. Приказом ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1138@), соответствует действующему законодательству;
-
истребование документов (информации) у лиц, не являющихся контрагентами проверяемого налогоплательщика, допустимо и не противоречит п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
-
поскольку спорное имущество (деревообрабатывающее оборудование и трансформаторные подстанции) не состояло на кадастровом учете, в отношении него не получалось разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию, признаки недвижимого имущества у него отсутствовали. Обстоятельства, связанные с единым функциональным значением всего оборудования в целях реализации предпринимательской деятельности предприятия, в силу п. 1 ст. 374 НК РФ, п. 5 и 6 ПБУ 6/01 не могут быть основанием для вывода о квалификации всего имущества налогоплательщика как подлежащего налогообложению;
-
учитывая, что спорные объекты (вращающиеся печи) по своей сути не являются частями зданий (сооружений), в которых они расположены, не относятся к объектам капитального строительства в составе зданий и сооружений и поскольку соответствующие здания (сооружения) созданы (построены) именно для обслуживания работы спорных объектов, оснований для взимания налога на имущество организаций с их стоимости нет;
-
спорные элементы объектов (оборудование солнечной электростанции) по своей сути не являются частями зданий (сооружений). То обстоятельство, что они в силу физических и эксплуатационных свойств являются неотъемлемой технологической частью солнечных электростанций, обладают признаками недвижимой и неделимой вещи, участвующей в обороте как единый недвижимый комплекс, не является основанием для взимания налога на имущество организаций со стоимости спорных элементов объектов;
-
поскольку общество реализовало свое право на изменение кадастровой стоимости недвижимого имущества в судебном порядке за пределами трехлетнего срока, установленного подп. 1 п. 7 ст. 11.3 НК РФ, вывод о наличии у общества права на перерасчет налога на имущество организаций за все спорные налоговые периоды после вступления в силу решения суда об изменении кадастровой стоимости является ошибочным;
-
- положение п. 15 ст. 396 НК РФ распространяет действие коэффициента 2 (в целях исчисления земельного налога) на земельные участки, приобретенные (предоставленные) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них в том числе индивидуального жилищного строительства. Утверждение о том, что повышающий коэффициент 2 распространяется только на земельные участки, облагаемые по ставке 0,3%, противоречит нормам налогового законодательства;
-
такое условие как расположение здания на земельном участке с единственным видом разрешенного использования, предусматривающим размещение офисов или торговых объектов, является достаточным для включения этого здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определена как кадастровая стоимость по критерию, предусмотренному подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ;
-
придав обратную силу положениям подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ, законодатель улучшил положение плательщиков страховых взносов, предоставив им возможность применения льготы вне зависимости от момента включения общества в течение 2022 г. в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
-
поскольку при передаче денежных средств по договору займа не происходит реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав, то проценты, полученные заимодавцем, не могут быть квалифицированы в качестве дохода от реализации и, следовательно, не являются объектом налога на профессиональный доход;
-
поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости и на момент его продажи, и на период проведения выездной налоговой проверки являлась актуальной, определение инспекцией налогооблагаемой базы от продажи данного объекта недвижимости в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 214 НК РФ, не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов налогоплательщика;
-
действующее законодательство не исключает возможности при определении размера НДФЛ, подлежащего уплате, исходить из рыночной стоимости реализованного имущества в случае, когда его кадастровая стоимость в силу закона не может быть использована для целей налогообложения.
Письмо ФНС России от 15.11.2024 № БВ-4-7/13022
Подготовлен Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в III кв. 2024 г. В Обзоре отражено, в частности, следующее:
- материалы уголовного дела могут использоваться в налоговом споре в качестве письменных доказательств, которые не имеют заранее установленной силы и подлежат оценке по общим правилам ст. 71 АПК РФ;
- потери налогоплательщика, обусловленные несанкционированным потреблением (предполагаемым хищением) электроэнергии, могут быть учтены для целей налогообложения, однако расходы на доставку электроэнергии до потребителей, в отношении которых налогоплательщик заведомо отказался от принятия мер, направленных на их выявление и получение оплаты за поставленный ресурс, не могут быть учтены для целей налогообложения;
- если налогоплательщик, действуя разумно, по объективным причинам отказывается от дальнейшего создания основного средства и несения взаимосвязанных расходов, то ранее осуществленные расходы, по общему правилу, не утрачивают в этот момент свойств производственного назначения и могут быть учтены применительно к правилам п. 1 и 2 ст. 252, подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. В учете указанных расходов в соответствующей части может быть отказано, если они продолжали осуществляться, несмотря на то, что экономическая целесообразность создания основного средства уже очевидно отсутствовала;
- мораторий, введенный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497, не распространяется на права налоговых органов по привлечению к налоговой ответственности;
- предъявление в деле о банкротстве (производство по которому прекращено ввиду отсутствия средств для финансирования процедуры) налоговым органом лишь части своего требования не препятствует ему воспользоваться правом на обращение с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по его обязательствам в общеисковом порядке и включить в потенциальный размер ответственности иные имеющиеся требования, подтвержденные надлежащим образом (либо судебным актом, либо иным документом подлежащим принудительному исполнению);
- поскольку Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, был сформирован на 2020 год, до принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П (по делу ОАО «Московская шерстопрядильная фабрика»), нежилое здание правомерно было отнесено к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости.
Информация ФНС России от 24.02.2025
Разъяснено, как воспользоваться федеральным инвестиционным налоговым вычетом (ФИНВ) по налогу на прибыль.
Право на вычет получили организации добывающей и обрабатывающей (кроме пищевых продуктов, напитков, табачных изделий) промышленности, энергетические компании, гостиницы, компании телекоммуникационной сферы, организации, занимающиеся научными исследованиями и разработками, а также деятельностью по обработке данных и предоставлению услуг по размещению информации.
Вычет можно применить к первоначальной стоимости машин и оборудования при их вводе в эксплуатацию. В отношении недвижимости вычет не предоставляется. В части нематериальных активов под вычет попадают расходы на приобретение исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец - при условии получения патента.
Особенность вычета в том, что его может заявить не сама компания, которая сделала капвложения, а компания, входящая с ней в одну группу.
Решение об использовании права на применение ФИНВ отражается налогоплательщиком в учетной политике для налогообложения с выбором параметров применения вычета, указанных в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2024 № 1638.
РЕШЕНИЯ КС РФ
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2025 № 2-П «По делу о проверке конституционности подпункта 5 пункта 3 статьи 39, пункта 1 статьи 41, пунктов 1 и 2 статьи 248, пунктов 1 и 2 статьи 249, а также пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации»
Поводом к рассмотрению дела стал запрос Верховного Суда РФ о несоответствии Конституции РФ положений подп. 5 п. 3 ст. 39, п. 1 ст. 41, п. 1 и 2 ст. 248, п. 1 и 2 ст. 249 и п. 1 ст. 346.15 НК РФ.
Согласно материалам дела, решением налоговой инспекции обществу, применяющему УСН с объектом налогообложения "доходы", были начислены налог, пени и назначен штраф в связи с фактом передачи вышедшему из состава общества участнику (физлицу) объектов недвижимости в счет выплаты действительной стоимости принадлежавшей ему доли. Налоговый орган признал возникновение у общества дохода в размере стоимости указанного имущества за вычетом номинальной стоимости доли этого участника и остаточной стоимости данного имущества.
По мнению Верховного Суда, оспариваемые нормы НК РФ не соответствуют Конституции РФ, поскольку допускают включение в налоговую базу (УСН) стоимости передаваемого участнику общества имущества в счет выплаты действительной стоимости доли при выходе этого участника из состава общества. Вменение такого дохода однозначно не следует из действующего налогового законодательства.
Конституционный Суд указал, в частности, что, исполняя обязанность передать денежные средства или имущество в счет выплаты действительной стоимости доли, общество, в отличие от вышедшего участника, не преследует цели получения дохода от ведения предпринимательской деятельности или от передачи соответствующего имущества. Вменение обществу дохода в отсутствие механизма определения и расчета экономической выгоды в таких обстоятельствах может привести к выводу о возложении на налогоплательщика обязанности по уплате налога, не основанной на положениях налогового закона.
Конституционный Суд предписал федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование изменения с учетом правовых позиций, вытекающие из настоящего постановления.
До внесения необходимых изменений передача (отчуждение) обществом с ограниченной ответственностью, применяющим УСН, имущества в счет выплаты действительной стоимости доли вышедшему из него участнику предполагает необходимость обложения налогом экономической выгоды такого налогоплательщика в виде действительной (рыночной) стоимости доли, определяемой в установленном порядке на момент после перехода ее к налогоплательщику.
Если срок исполнения указанной налоговой обязанности общества наступил до вступления в силу настоящего Постановления, к нему в связи с ее неисполнением не применяются меры налоговой ответственности.
Подготовлено информационно-аналитическим отделом «Пепеляев Групп». Также мы составляем индивидуальные обзоры по различным отраслям права под запросы бизнеса. Подробнее о наших услугах