Налоговые НПА: обзор за 3 квартал 2024 г.
Наиболее важные нормативно-правовые акты, принятые в третьем квартале 2024 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
Федеральный закон от 30.09.2024 № 335-ФЗ «О внесении изменения в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (вступление в силу – с 30 октября 2024 г.)
Положения НК РФ в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения, составляющие налоговую тайну, передаваемые налоговыми органами в межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости, в Роструд и его территориальные органы.
Федеральный закон от 08.08.2024 № 294-ФЗ «О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (вступление в силу – с 8 августа 2024 г.)
На территории Дальневосточного федерального округа резидентам ТОР и резидентам СПВ, получившим статус до 01.01.2023, предоставлена возможность приостановки применения пониженных тарифов страховых взносов. Резиденты вправе однократно представить в налоговый орган уведомление о приостановлении применения единых пониженных тарифов страховых взносов на срок, не превышающий три года. Форму и формат уведомления утвердит ФНС России.
Федеральный закон от 08.08.2024 № 283-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (вступление в силу - с 1 апреля 2025 г.)
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ работы подрядчика, выполняемые на основании договора строительного подряда, заключенного с физическим лицом в соответствии с Федеральным законом «О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу».
Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (вступление в силу – с 8 августа 2024 г., за исключением отдельных положений)
Правительство РФ наделено полномочием по 2028 год включительно издавать нормативные акты, предусматривающие продление сроков уплаты налогов, страховых взносов и других обязательных платежей, а также сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности.
Этим же Законом увеличена со 100 до 300 руб. исчисленная налоговым органом общая сумма налогов, до достижения которой уведомление на уплату налогов не направляется налогоплательщику (в соответствии со ст. 52 НК РФ).
Внесены изменения, касающиеся применения НДС в отношении отдельных видов операций. Уточнен перечень необлагаемых доходов по налогу на прибыль и перечень учитываемых в целях налогообложения расходов.
Уточнен порядок налогообложения НДФЛ материальной выгоды и некоторых иных видов доходов, скорректирован порядок пересчета ранее исчисленной суммы НДФЛ.
Принятым законом значительно увеличены размеры госпошлин.
Введены дополнительные категории граждан, которым предоставляется льгота по налогу на имущество физических лиц.
В дополнение:
- Письмо ФНС России от 15.07.2024 № БС-4-21/7995@ «О реализации Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ (в части, касающейся налогообложения имущества)» (вместе с «Обзором положений Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части, касающейся налогообложения имущества)»).
Приведена информация о вступающих в силу изменениях с 1 января 2025 г. в части уплаты налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога.
Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступление в силу – с 12 июля 2024 г., за исключением отдельных положений)
Предусмотрено изменение параметров налогообложения корпоративных и личных доходов.
В числе ключевых изменений:
- введение пятиступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ и увеличение налоговых вычетов;
- повышение ставки по налогу на прибыль до 25% с предоставлением налоговых преференций для стратегических отраслей экономики;
- изменение условий применения УСН, включая повышение пороговых значений показателей деятельности налогоплательщиков в целях расширения возможности применения данного режима;
- введение акцизов на фармсубстанцию спирта и жидкий никотин;
- введение туристического налога;
- возможность повышения ставок по налогу на имущество и земельному налогу в отношении дорогостоящих объектов недвижимости и др.
Законом введена налоговая амнистия» при дроблении бизнеса.
Комментарии «Пепеляев Групп» - см. на сайте, здесь, здесь, здесь
и здесь.
АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Постановление Правительства РФ от 14.09.2024 № 1257 «Об утверждении перечня случаев, в которых юридические лица - резиденты, входящие в одну международную группу компаний с юридическими лицами - нерезидентами, не представляют налоговым органам по месту своего учета уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) таких юридических лиц - нерезидентов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации» (вступление в силу – с 17 сентября 2024 г.)
В перечне речь идет о следующих случаях:
- более 50% активов международной группы компаний находятся за пределами территории РФ;
- юридическое лицо - резидент не участвует прямо или косвенно в капитале или иным образом не контролирует юридических лиц - нерезидентов, входящих с ним в одну международную группу компаний;
- в капитале юридического лица - резидента не участвуют прямо или косвенно или иным образом не осуществляют контроль за его деятельностью юридические лица - нерезиденты, входящие с ним в одну международную группу компаний.
Постановление Правительства РФ от 17.08.2024 № 1112 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2006 г. № 468» (вступление в силу – с 1 октября 2024 г.)
Перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, утвержден для целей определения базы по НДС в соответствии с требованиями п. 13 ст. 167 НК РФ.
В разд. 1 Перечня внесены дополнения, включающие: электропечи сопротивления, печи электрошлакового переплава, электропечи индукционные плавильные, краны козловые и полукозловые электрические, краны портальные, комбайны проходческие, щиты проходческие.
Постановление Правительства РФ от 16.08.2024 № 1096 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137 и признании утратившим силу абзаца двадцать шестого подпункта "б" пункта 2 изменений, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2021 г. № 534» (вступление в силу – с 1 октября 2024 г.)
Скорректированы формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры, применяемых при расчетах по НДС. Уточнены правила заполнения указанных документов и правила ведения книги покупок и книги продаж, применяемых при расчетах по налогу.
В дополнение:
- Письмо ФНС России от 30.09.2024 № ЕА-4-26/11135@
Отмечается, что показатель графы «Стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, без налога на добавленную стоимость, в рублях» не влияет на расчет базы по НДС и его отсутствие в полученном от поставщика счете-фактуре не может служить отказом в принятии вычета у покупателя.
Сообщается о целесообразности при использовании текущего формата документа, утвержденного Приказом ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736@, отражать сведения о стоимости товаров, подлежащих прослеживаемости, без НДС, в рублях в элементе «Идентификатор» таблицы 5.13 «Информационное поле события (факта хозяйственной жизни) 2» (ИнфПолФХЖ2). Для этого в элементе «Идентификатор» указывать «Стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, без налога на добавленную стоимость, в рублях» (графа 14 счета-фактуры), а в элементе «Значение» указывать стоимость за все количество поставляемых (отгруженных) товаров, относящихся к конкретному регистрационному номеру партии товаров, при реализации товаров (в том числе в составе комплектов (наборов), подлежащих прослеживаемости, а также при передаче товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ).
- Информация ФНС России от 26.07.2024 «Как сформировать корректировочный счет-фактуру, если меняется одновременно количество и цена одного товара»
Сообщен порядок отражения показателей в строках В и Г счета-фактуры. Отмечено, что в случае если одновременно меняются количество и цена товаров (работ, услуг), то можно выставить один корректировочный счет-фактуру. В нем нужно отразить соответствующие изменения, а в графе 5 - итоговое изменение стоимости.
ПРИКАЗЫ, ПИСЬМА ФНС РОССИИ
Приказ ФНС России от 16.08.2024 № ЕД-7-3/650@ «О внесении изменений в приложение № 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 26.09.2023 № ЕД-7-3/675@ "Об утверждении формы налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов, порядка её заполнения, а также формата представления в электронной форме"» (вступление в силу – с 1 января 2025 г.)
Уточнены правила заполнения налогового расчета доходов, выплаченных иностранным компаниям, и удержанных налогов. Скорректированы требования, касающиеся случаев заполнения раздела 5 расчета, а также определен порядок отражения информации в случае, если курс рубля установлен ЦБ РФ для 100, 1000 или 10000 единиц иностранной валюты.
В перечень кодов доходов включены новые коды:
- 41 - доходы от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ взаимозависимому лицу;
- 42 - доходы, приравненные к дивидендам.
Приказ ФНС России от 03.07.2024 № ЕД-7-31/522@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 24.03.2023 № ЕД-7-31/181@ "Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3" (с учетом внесенных изменений)» (документ не опубликован)
Обновлена методика проведения оценки финансово-хозяйственного состояния юридических лиц на базе интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица».
Проведение оценки осуществляется по запросу юрлица о предоставлении выписки, направляемому через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН). В ЛКН предусмотрен выбор шаблона выписки (формы приведены в приложениях к Приказу).
Методика предусматривает проведение двухэтапной оценки юрлица, от которого поступил запрос, в соответствии с определенными критериями (это, в частности, отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет, отсутствие сведений о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, масштаб деятельности организации в зависимости от объема выручки, налоговая нагрузка и пр.).
Письмо ФНС России от 20.09.2024 № БВ-4-9/10821@ «Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за второй квартал 2024 года»
За второй квартал 2024 г. сформирован обзор правовых позиций ФНС по наиболее распространенным категориям споров, среди них отдельные вопросы, связанные с институтом ЕНС, споры по налогу на прибыль, споры по НДС, споры по НДФЛ, споры, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и ИП, отдельные вопросы привлечения к ответственности.
Письмо ФНС России от 09.09.2024 № ЕА-4-15/10262@ «О контроле сумм банковских гарантий налоговыми органами»
В целях минимизации случаев отказов в приеме электронных банковских гарантий банкам необходимо руководствоваться приведенными в письме разъяснениями. Так, определять максимальные суммы одной и одновременно действующих гарантий необходимо на основании сведений о величине собственных средств (капитала) банка и сведений о соответствии банка установленным критериям по состоянию на 1 число месяца, предшествующего месяцу выдачи гарантии.
Письмо ФНС России от 27.08.2024 № ЕА-4-15/9785@ «По вопросу начисления процентов за пользование бюджетными средствами»
Обращено внимание территориальных налоговых органов на недопустимость фактов неверного начисления процентов за пользование бюджетными средствами при применении п. 17 ст. 176.1 НК РФ. Причины этого связаны с некорректным автоматическим формированием расчета в АИС «Налог-3» (в рамках проведенного контрольного мероприятия отдельные причины неверного расчета процентов были устранены).
Служба поручает производить проверку правильности расчета процентов и принимать необходимые меры по его соответствующей корректировке. При выявлении некорректного автоматического формирования расчета необходимо подать заявку на сайт технической поддержки (СТП) с подробным описанием проблемы.
Также разъяснены вопросы определения периода начисления процентов.
Письмо ФНС России от 06.08.2024 № ШЮ-4-13/8897@ «О порядке применения СОИДН»
Даны разъяснения о применении упрощенного положения об ограничении льгот в отношении отдельных соглашений об избежании двойного налогообложения. Упрощенное положение об ограничении льгот представляет собой тест, предусматривающий ряд критериев и признаков, определяющих право получателя дохода на получение льгот, установленных СОИДН.
С учетом Указа № 585 с 8 августа 2023 г. упрощенное положение об ограничении льгот применяется только к неприостановленным СОИДН (в настоящее время это СОИДН, заключенные с Республикой Индия, Республикой Казахстан, Республикой Чили, а также с 01.01.2025 - с Мексиканскими Соединенными Штатами). В письме также сообщены необходимые условия для применения получателем дохода любой льготы по СОИДН, в том числе ст. 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности».
Письмо ФНС России от 02.08.2024 № Д-5-08/66@ «О порядке исключения задолженности по пеням из сальдо ЕНС»
Приведены рекомендации, которыми необходимо руководствоваться в целях формирования единой правоприменительной практики по вопросу исключения из совокупной обязанности налогоплательщика задолженности по таким пеням, с учетом введения ЕНС.
Отмечено, в частности, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Письмо ФНС России от 29.07.2024 № БВ-4-7/8573@ «О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения»
Представлен обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах, принятых КС РФ и ВС РФ во II квартале 2024 г. В обзоре содержатся правовые позиции по вопросам, касающимся, в частности:
- удовлетворения требований об уплате имущественных налогов, начисленных на заложенное имущество за период нахождения должника в процедурах банкротства, за счет средств, вырученных от использования и реализации предмета залога;
- назначения наказания за совершение нескольких однородных административных нарушений;
- проведения в рамках выездной налоговой проверки осмотра и выемки документов и предметов;
- критериев отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок;
- включения в состав расходов стоимости товарно-материальных ценностей, а также выполненных работ и оказанных услуг по документам, оформленным от имени спорных контрагентов.
Письмо ФНС России от 16.07.2024 № БВ-4-7/8051@
Направлена информация о правовых позициях, сформированных судебной практикой при разрешении споров, связанных с установлением в действиях налогоплательщиков признаков «дробления бизнеса». Приведены судебные споры, в которых была подтверждена законность выводов налоговых органов о разделении единого бизнеса налогоплательщиков между несколькими формально самостоятельными лицами в целях получения налоговой выгоды.
Письмо ФНС России от 11.07.2024 № БС-4-21/7894@ «Об Обзоре правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»
Подготовлен обзор правовых позиций по вопросам налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости. Представлены решения судов, в частности по вопросам:
- фактического использовании нежилого здания для целей налогообложения;
- включения объекта недвижимости в специальный перечень с учетом внесения изменений в ЕГРН в течение налогового периода;
- отнесения жилого здания с помещениями, отведенными под магазины, к объектам недвижимого имущества, подлежащим налогообложению исходя из их кадастровой стоимости;
- по вопросам соответствия Конституции РФ отдельных положений ст. 378.2 НК РФ.
Письмо ФНС России от 03.07.2024 № КЧ-4-8/7504@
Разъяснена ситуация, когда до исполнения обязательств должника может наступить смерть поручителя, ликвидация, банкротство и т.п. Сообщается, что со смертью поручителя обязанными по соответствующему договору являются его наследники в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. В таком случае налоговым органам рекомендовано оценить оставшуюся сумму обязательства, исполнение которого обеспечено поручительством, оценить риск его неисполнения и принять меры по замене поручительства.
Письмо ФНС России от 21.06.2024 № КЧ-4-9/7026@ «Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за 1 квартал 2024 года»
За первый квартал 2024 г. сформирован обзор правовых позиций ФНС по наиболее распространенным категориям споров. В обзоре рассмотрены, в том числе, следующие вопросы налогового администрирования и контроля:
- отражение переплаты и учет пеней в совокупной обязанности на ЕНС;
- ненадлежащее оформление требования, направляемого в рамках ст. 93 НК РФ;
- оценка законности получения доказательств в ходе осмотра и выемки на территории третьих лиц;
- возможность налогового органа аннулировать налоговые декларации и удалять из системы недостоверные сведения, содержащиеся в них;
- определение действительных налоговых обязательств по результатам налоговых проверок;
- общие вопросы привлечения к налоговой ответственности;
- методологические вопросы, возникающие по НДФЛ при продаже имущества;
- нюансы применения УСН;
- отдельные вопросы, связанные с применением части второй НК РФ и государственной регистрацией юридических лиц.
Комментарии «Пепеляев Групп» - см. на сайте.
Письмо ФНС России от 18.06.2024 № БС-4-21/6770@ «О направлении обзора результатов рассмотрения отдельных налоговых споров, касающихся определения объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, в рамках которых установлено необоснованное (искусственное) разделение в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, относящегося к недвижимому имуществу (сооружению)»
Приведена подборка судебных решений по налоговым спорам, связанным с необоснованным разделением в бухучете единого объекта основных средств, относящегося к недвижимому имуществу. Приведены примеры вида оборудования, признанного неотъемлемой частью объекта недвижимости и включенного в его состав, наименование сооружения, в составе которого находится оборудование, а также установленные при рассмотрении налогового спора ключевые обстоятельства для признания оборудования неотъемлемой частью объекта недвижимости.
Письмо ФНС России от 04.06.2024 № БВ-4-7/6187@
Представлен обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в I квартале 2024 г. Речь в нем в частности идет о решениях судов по вопросам:
- включения объектов недвижимости в кадастровые перечни с учетом выводов КС РФ, содержащихся в Постановлении от 12.11.2020 № 46-П, и определения налоговых обязательств в отношении таких объектов;
- применения профессиональных налоговых вычетов физлицом, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской;
- уплаты госпошлины при внесении в реестр сведений о вещном праве на объект недвижимого имущества и дополнительных сведений об ограничении права на него (обременении имущества);
- дискриминации по признаку резидентства получателя дохода и др.
Информация ФНС России от 17.07.2024
Дана информация о критериях оценки взаимоотношений работодателей и самозанятых лиц.
В общей сложности организации, работающие с самозанятыми, оцениваются более чем по 20 параметрам. Ключевыми критериями являются:
- продолжительность и постоянство работы самозанятых с организациями или ИП;
- периодичность и размер выплат;
- наличие или отсутствие иных источников доходов у самозанятых.
Информация ФНС России от 28.06.2024
С 30 июня изменилась сумма, от которой зависит, какой налоговый орган будет рассматривать заявление об отсрочке/рассрочке по налогам.
Если сумма в заявлении на отсрочку/рассрочку не превышает 50 млн руб., его будет рассматривать региональное УФНС России по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица. Если сумма больше или если в течение календарного года в отношении заинтересованного лица уже было принято решение о предоставлении отсрочки/рассрочки, то заявление будет рассматривать Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом.
Обзор подготовлен с использованием официального интернет-портала правовой информации, сайтов федеральных государственных органов и информационно-правовых баз «Консультант Плюс» и «Гарант»