Недвижимость и строительство: MustRead от 21 октября 2024 г.
Изменения законодательства. Регистрация прав на недвижимое имущество
«Дачную амнистию» распространят на хозяйственные постройки
15 октября 2024 г. Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗФедеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».
и некоторые иные законы.
Предусматривается, что граждане смогут в упрощенном порядке зарегистрировать свое право собственности на бани, погреба, летние кухни, колодцы и иные хозяйственные постройки (как ранее возникшее право) при соблюдении следующих условий:
- такие постройки являются отдельно стоящими объектами капитального строительства;
- в отношении таких построек до 1 января 2013 г. был осуществлен технический учет или техническая инвентаризация;
- постройки расположены на земельных участках для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства или ведения садоводства для собственных нужд;
- указанные земельные участки принадлежат гражданам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или аренды, если земельный участок находится в публичной собственности.
Граждане могут обратиться в Росреестр для регистрации права собственности на подобные объекты, предоставив технический паспорт, оценочную и иную учетно-техническую документацию, хранящуюся в органах и организациях по государственному техническому учету по состоянию на 1 января 2013 г.
Также предлагается распространить возможность упрощенного оформления прав граждан на дома блокированной застройки, в случае если количество таких домов, возведенных до 14 мая 1998 г., в одном ряду не превышает двух.
Кроме того, уточняются отдельные положения Закона «О государственной регистрации недвижимости» об общем имуществе собственников недвижимых вещей, а также положения «гаражной амнистии» о порядке оформления гаражей различной этажности.
Рекомендации
«Дачная амнистия» — это обобщенное название комплекса законодательных норм, позволяющих зарегистрировать право на определенные объекты недвижимости в упрощенном порядке.
Напомним, что «дачная амнистия» действует в России с 1 сентября 2006 г. За это время ее действие неоднократно продлевалось, в последний раз - до 1 марта 2031 г. До этой даты зарегистрировать право собственности на жилой или садовый дом возможно в упрощенном порядке. Это связано с тем, что у владельцев таких объектов зачастую отсутствуют правоустанавливающие документы на недвижимость, построенную в советское время и 90-е годы.
Расширение «дачной амнистии» может быть связано с тем, что 25 сентября 2024 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект №633966-8, который обязывает граждан и организации в обязательном порядке регистрировать права на объекты недвижимости по окончании их строительства.
Законопроект № 543005-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Планируемые изменения законодательства. Регистрация прав на недвижимое имущество
Регистрация прав на недвижимое имущество станет обязательной
25 сентября 2024 г. Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, который обязывает граждан и организации по окончании строительства регистрировать право собственности на построенный объект.
В Градостроительный кодекс РФ вносится поправка, обязывающая застройщика поставить такие объекты на кадастровый учет и оформить права на них. Эксплуатировать объекты, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство, можно будет только после их регистрации. За несвоевременное оформление будет предусмотрена ответственность.
Помимо этого, органы власти субъектов РФ могут обязать застройщиков регистрировать частные дома в определенные сроки при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Также в целях оптимизации земельного контроля законопроектом предусматривается возможность выдачи предписания об устранении выявленного нарушения по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований, которое проводится без уведомления контролируемого лица и без его участия. Действующее регулирование не позволяет контрольному ведомству выдавать предписание по результатам указанного контрольного (надзорного) мероприятия.
Кроме того, законопроект предусматривает, что Росреестр будет приостанавливать регистрацию прав и кадастровый учет в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, являющегося предметом сделки.
Также вводится обязанность юридических лиц представлять заявления о кадастровом учете и государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы исключительно в электронном виде. Кроме того, исключительно в электронном виде предлагается осуществлять направление заявлений о государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве и прилагаемых к ним документов.
Рекомендации
Вероятно, основная цель законопроекта – фискальная. Авторы законопроекта упоминают в пояснительной записке о том, что, поскольку жилые дома до момента регистрации прав на них не являются объектами налогообложения, у местных бюджетов появляются выпадающие доходы.
Поскольку инициатором законопроекта является Правительство РФ, то вероятность его принятия является высокой. Мы будем информировать о его дальнейшем движении.
Законопроект № 633966-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения законодательства. Государственный кадастровый учет
Госдума планирует повысить эффективность кадастровых работ
17 октября 2024 г. Государственная Дума приняла в третьем (окончательном) чтении разработанный Росреестром законопроект, направленный на совершенствование выполнения комплексных кадастровых работ (ККР).
В рамках ККР уточняются границы земельных участков и исправляются исторически накопленные реестровые ошибки в сведениях о границах объектов.
Законопроект предлагает разделить ККР, выполняемые за счет бюджетных средств, на три вида: федерального, регионального и местного значения. Кроме того, он предусматривает наделение ППК «Роскадастр» полномочиями по выполнению работ федерального значения.
Это необходимо, чтобы ККР, финансируемые за счет субсидии из федерального бюджета, выполняло ППК «Роскадастр». Оно будет выполнять такие работы на территориях всех субъектов РФ.
В настоящее время Росреестр выделяет региональным властям субсидии из федерального бюджета на проведение ККР. Региональные власти, в свою очередь, привлекают различных подрядчиков для выполнения ККР на основании государственных и муниципальных контрактов.
Такие подрядчики, по мнению Росреестра, зачастую предлагают заниженные цены, а качество выполнения ими ККР является низким, что приводит к многократному возврату Росреестром подготовленных ими карт-планов территории.
Рекомендации
Законопроект направлен на повышение эффективности расходования бюджетных средств на ККР.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в ЕГРН отсутствует точное местоположение границ в отношении 22 млн земельных участков (35,5% от общего количества) и 31 млн объектов капитального строительства (71,5% от общего количества). Кроме того, в ЕГРН содержится более 8,5 млн реестровых ошибок.
Госпрограммой «Национальная система пространственных данных», в реализации которой участвует Росреестр, предусмотрено наполнение ЕГРН полными и точными сведениями к 2030 г. в объеме не менее 95%.
Законопроект № 643017-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Планируемые изменения законодательства. Градостроительство
В Москве застройщики смогут предусматривать меньшее количество машино-мест
На портале mos.ru опубликован проект Постановления Правительства Москвы «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 945-ПП», подготовленный Москомархитектуры.
Проектом Постановления предлагается внести изменения в утвержденные нормативы градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Документ предлагает изменить типологию парковок, установить новые требования к размещению и расчету количества машино-мест, а также пересмотреть некоторые понятия и ввести новые определения.
Необходимое количество машино-мест в проектах будет определяться такими факторами как функциональное назначение объекта, площадь жилой части здания, границы зон и коэффициент деловой активности. При расчете норматива предлагают учитывать также удаленность от станций метро, МЦК и МЦД.
Таким образом, проект предполагает уход от единого для города норматива минимальной обеспеченности парковочными местами. Теперь проектный минимум будет зависеть от удаленности от станции метро (МЦК, МЦД): для домов, находящихся близко к таким станциям, машино-мест требуется меньше.
При этом целевой показатель автомобилизации планируют установить на уровне 257 транспортных средств на одну тысячу жителей, тогда как сейчас он равен 350.
Рекомендации
Проект постановления соответствует интересам девелоперов, которые таким образом могут рассчитывать на уменьшение себестоимости некоторых проектов: сейчас они вынуждены для выполнения нормативов по парковочным местам строить подземные паркинги в многоквартирных домах. Из-за высокой стоимости машино-места в таких паркингах редко полностью раскупают.