Госдума выступила за запрет на использование иностранных слов в названиях жилых комплексов
Соответствующий законопроект, направленный на защиту русского языка, принят Госдумой в первом чтении.
Документ внесен в Госдуму группой депутатов и предусматривает следующие изменения в Градостроительный Кодекс РФ и Федеральный закон от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
-
запрет на присвоение названий на иностранных языках для жилых комплексов, кварталов, микрорайонов;
-
указание наименования объекта капитального строительства в проектной и рабочей документации исключительно на русском языке.
Рекомендации
До внесения настоящего законопроекта законодательство также развивалось в направлении ограничения использования иностранных слов (например, в сфере рекламы).
В пояснительной записке к законопроекту указано, что основной смысл этой законодательной инициативы – защитить русский язык и существенно ограничить использование «англицизмов».
В настоящий момент в законопроекте не определена санкция за нарушение данных требований, но можно предположить (по аналогии с действующими нормами Федерального закона от 1 июня 2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» и отдельных положений Закона РФ от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»), что за нарушение для бизнеса будут предусмотрены штрафы.
Исходя из этого, рекомендуется учитывать изменения законодательства при присвоении названий объектам строительства и ведении документации после вступления поправок в силу.
Законопроект № 468229-8
Госдума засекретила данные о проверках недвижимости Росфинмониторингом
Владелец недвижимости имеет право получить информацию о том, кто интересовался его объектом и получал сведения о нем из Единого госреестра недвижимости (ЕГРН).Ч. 17 ст. 62 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13июля 2015 г. № 218-ФЗ.
12 февраля 2025 г. Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект, который предусматривает, что владелец недвижимости не сможет узнать о том, что Росфинмониторинг запрашивал в ЕГРН данные о его объекте.
Как уточняется в пояснительной записке, такой запрет направлен на обеспечение конфиденциальности проверок в целях совершенствования деятельности Росфинмониторинга, а именно деятельности, направленной на борьбу с финансированием терроризма и экстремизма, а также с нелегальными доходами и операциями.
Рекомендации
До поправок исключение из правила о получении информации составляли случаи получения таких сведений органами, осуществляющими в установленном федеральным законом порядке оперативно-розыскную деятельность.
Новый закон распространяет это регулирование и на Росфинмониторинг — федеральную службу, которая занимается борьбой с отмыванием нелегальных доходов, а также отслеживанием и блокировкой операций, направленных на финансирование терроризма и экстремизма.
Новое регулирование лишит владельцев недвижимости возможности заблаговременно узнать о возможных претензиях со стороны контрольного ведомства.
Законопроект № 722059-8
Определены особенности выбора подрядчика для капремонта многоквартирного дома (МКД)
Опубликовано Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2025 г. № 127, которое вносит изменения в положение о выборе подрядчика для ремонта МКД (Постановление).Утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, о порядке осуществления специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, закупки товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и реализации закупленных и не использованных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования).
В Постановлении определены особенности проведения капремонта многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия (ОКН).
Так, предусматривается, что работы по капремонту общего имущества в МКД не считаются работами по сохранению ОКН, если при их проведении не затрагивается предмет охраны.
Рекомендации
В Постановлении проведено разграничение по спорному вопросу о том, какие работы являются работами по сохранению ОКН.
На практике вопрос квалификации работ имел большое значение, поскольку требования к подрядчикам к работам разного типа различаются.
Исходя из дифференциации, установленной Постановлением, подрядчики, которые выполняют работы на ОКН, не затрагивающие предмет охраны, не обязаны иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению ОКН.
Достаточно, чтобы они были включены в реестр квалифицированных подрядных организаций, в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2025 г. № 127 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615»
Конституционный Суд (КС РФ) опубликовал итоговый обзор практики за 2024 г.
Обзор, подготовленный Секретариатом КС РФ, посвящен принятым в 2024 г. постановлениям КС РФ и наиболее важным определениям, которые могут оказывать воздействие на правоприменительную практику. В обзор включен ряд позиций Конституционного суда по вопросам недвижимости.
-
Так, в 2024 г. КС РФ подтвердил право третейских судов разрешать споры о недвижимости. Соответствующая позиция изложена в постановлении от 16 апреля 2024 г. № 18-П.
Согласно позиции КС РФ, суд обязан удовлетворить заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору о недвижимости в отсутствие иных оснований для отказа в его выдаче, если только государственный̆ суд не установит и исчерпывающим образом не мотивирует вывод о том, что исполнение такого решения противоречит публичному порядку Российской̆ Федерации. - Также КС РФ сформулировал позицию о недопустимости привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неиспользование земельного участка, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома (постановление от 6 ноября 2024 г. № 50-П).
Это связано в тем, что в законодательстве отсутствует прямое, ясное и недвусмысленное указание на срок, в течение которого требуется приступить к такому использованию. Соответствующая норма вступит в силу только с 1 марта 2025 г. С этой даты начнет действовать Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 307-ФЗ, который устраняет препятствия для применения оспоренного законоположения.
- КС РФ счел, что арбитражные суды и суды общей юрисдикции могут прийти к противоположным выводам, рассматривая дела о привлечении к административной ответственности компании и юридического лица за одно и то же правонарушение (определение от 9 апреля 2024 г. № 827-О).
Предметом рассмотрения КС РФ стало привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством. В этом деле КС РФ пришел к выводу, что одни и те же обстоятельства в их правовой сущности по-разному могут оцениваться арбитражными судами и судами общей юрисдикции в делах об административной ответственности юридических и должностных лиц.
В подобных делах арбитражные суды чаще приходят к выводу об отсутствии оснований для привлечения компаний к административной ответственности, тогда как суды общей юрисдикции практически всегда выносят решения о законности соответствующих постановлений, вынесенных в отношении должностных лиц компании.
- КС РФ также разрешил применять меры предварительной защиты в виде запрета сносить объект с признаками ОКН при подаче административного иска, в котором оспаривается отказ во включении такого объекта в перечень выявленных ОКН (постановление от 11 апреля 2024 г. № 17-П).
- КС РФ указал, что владельцы подземных гаражей вправе требовать заключения договора аренды на земельные участки, если их вид разрешенного использования предусматривает хранение автотранспорта. При этом необходимо учитывать баланс частных и публичных интересов, особенно в отношении использования пространства над гаражами. Суд также подчеркнул, что отсутствие оснований для аренды земельного участка не позволяет передавать его третьим лицам до внесения изменений в правовое регулирование (постановлением от 11 июня 2024 г. № 29-П).
Рекомендации
Рекомендуем ознакомиться с позициями КС РФ и учитывать их в своей деятельности.
Обзор практики Конституционного суда РФ за 2024 год Рекомендации
Рекомендуем ознакомиться с позициями КС РФ и учитывать их в своей деятельности.