Совет Федерации одобрил закон о повторном предоставлении бесплатных земельных участков
Закон предусматривает возможность повторного бесплатного предоставления гражданину земельного участка, находящегося в публичной собственности, если ранее предоставленный ему участок не может использоваться по целевому назначению вследствие боевых действий или чрезвычайных ситуаций. При этом его право на ранее предоставленный земельный участок сохраняется.
Соответствующие изменения внесены в ст. 39.19 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ). Ранее ее положения предусматривали, что земельные участки предоставляются однократно на безвозмездной основе следующим категориям граждан:
-
гражданам, имеющим трех и более детей;
-
иным категориям граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (в том числе членам садоводческих некоммерческих организаций, собственникам жилых домов, чье право собственности возникло до введения в действие ЗК РФ и др.).
Рекомендации
Изменения направлены на защиту тех категорий граждан, которые наиболее уязвимы в ходе боевых действий или чрезвычайных ситуаций. Немаловажно, что при предоставлении второго бесплатного участка первый по-прежнему остается в собственности гражданина.
Упрощается порядок перераспределения государственных и частных земельных участков
Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о новом основании для перераспределения земель (земельных участков).
Законопроект предусматривает, что перераспределение возможно, если перераспределяемый участок не соответствует требованиям к образуемым земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ (например, о предельных размерах земельного участка, отсутствию вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы и т.д.). Перераспределение должно устранить такое несоответствие.
При этом площадь исходных земельных участков может увеличиваться в результате такого перераспределения не более чем на тысячу квадратных метров, а само перераспределение возможно однократно.
Перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, либо со схемой расположения земельного участка (если проект межевания территории отсутствует).
Уполномоченный орган, получивший сведения о земельных участках, образуемых в результате перераспределения, обязан в срок не более 30 дней направить заявителю подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
Рекомендации
Законопроект должен упростить корректировку границ земельных участков (в том числе используемых в предпринимательских целях), в случаях, когда имеются вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица, невозможность размещения объектов недвижимости или другие препятствующие рациональному использованию и охране земель недостатки.
Законопроект № 803203-8
Законопроект Росреестра, направленный на решение проблемы соразмерности земельного участка и объекта недвижимости, прошел первое чтение
Законопроект предусматривает введение новой статьи 11.11 ЗК РФ, устанавливающей особенности образования публичных земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, а именно:
-
земельный участок для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или садоводства должен быть застроен основным объектом не менее чем на 5%;
-
земельный участок с другим видом разрешенного использования должен быть застроен не менее чем на 10%;
-
размер выкупаемого земельного участка не должен превышать размер земельного участка, предоставленного для строительства соответствующего здания, сооружения.
Законопроектом также предусматривает дополнение ст.39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, если площадь возведенного на нем здания, сооружения не соответствует вводимым законопроектом критериям.
Кроме того, предлагается исключить возможность приобретения в собственность земельного участка в случае возведения на нем только объекта вспомогательного использования в отсутствие основного здания, сооружения, предусмотренного видом разрешенного использования испрашиваемого в собственность земельного участка.
Рекомендации
В настоящее время законодательством не предусмотрено критериев соразмерности земельного участка и объекта недвижимости. Это представляет проблему, поскольку оставляет возможность получения по льготной стоимости большого участка земли после возведения постройки любого размера.
Если поправки будут приняты, выкупить без торгов земельный участок, несоразмерный находящейся на нем постройке, будет нельзя. Для определения процента застройки, необходимого для выкупа земли, нужно будет руководствоваться нормами ЗК РФ.
Покупателей вторичного жилья могут защитить на случай признания договора купли-продажи недействительным
Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, предлагающий изменения в ст. 140 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) для повышения правовой защиты приобретателей недвижимого имущества.
Предлагается дополнить перечень обеспечительных мер в ст. 140 ГПК РФ следующей мерой: внесение на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном судом.
Рекомендации
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что законопроект должен решить проблему, которая возникает в случае оспаривания зарегистрированных прав на недвижимое имущество путем признания сделки по его отчуждению недействительной.
В такой ситуации суд выносит решение, которым обязывает стороны вернуть друг другу все полученное по сделке. Однако покупатель, вынужденный возвращать недвижимое имущество, зачастую не может добиться исполнения решения суда в части возврата уплаченных продавцу денежных средств. Эта проблема носит системный характер. Она, как правило, связана с отсутствием денежных средств у продавца, невозможностью разыскать продавца и его имущество и т.д.
При этом текущая редакция ст. 140 ГПК РФ позволяет принять такую меру: она предусматривает, что в необходимых случаях судья или суд может принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в статье 139 ГПК РФ. Вероятно, законопроект призван сделать практику принятия подобных обеспечительных мер более распространенной.
Законопроект № 850929-8
Верховный Суд РФ напомнил: доли несовершеннолетних детей в праве на жилье не мешают продать его при банкротстве
Должник при банкротстве оспаривал продажу на торгах ипотечной квартиры, собственниками которой были также два его несовершеннолетних ребёнка.
Первая и апелляционная инстанции отклонили иск, однако кассация сочла незаконной реализацию на торгах детских долей и направила спор на новое рассмотрение.
Ранее ВС РФ уже высказывался по этому вопросуОпределение Верховного Суда РФ от 14.05.2021 N 303-ЭС21-7336 по делу N А73-7598/2019, и в этом деле подтвердил свою позицию, поддержав суд первой инстанции и апелляцию. Позиция ВС РФ мотивирована следующим:
-
доли несовершеннолетних детей в праве собственности на квартиру не мешают продать ее как единый объект;
-
наличие таких долей возможно учесть при распределении денег, которые останутся после погашения требования залогового кредитора.
Однако, это не касается ситуаций, когда доли были выделены в натуре.
Рекомендации
Рекомендуем принимать во внимание, что доли несовершеннолетних детей в случае реализации имущества при банкротстве не будут препятствием для отчуждения квартиры, находящейся в ипотеке.
Определение ВС РФ от 12 февраля 2025 г. № 307-ЭС24-19017
ВС РФ обязал учитывать жилищные права должника при продаже ипотечной квартиры
ВС РФ рассмотрел дело, по обстоятельствам которого истец оспаривал продажу квартиры в ипотеке конкурсным управляющим. Квартира была единственным жильем должника, однако он не подавал заявление об исключении средств от ее продажи из конкурсной массы. Денежные средства от продажи квартиры были перечислены банку, который выступал в качестве залогового кредитора.
Суд разъяснил, что неподача должником заявления об исключении средств от продажи единственного жилья из конкурсной массы не может трактоваться судами, как отказ от исполнительского иммунитета. Конкурсный управляющий должен выяснить позицию должника по распределению средств от продажи жилья и разъяснить ему его права.
Позиция, при которой неподача заявления о применении исполнительского иммунитета трактуется управляющим как отказ от него, не соответствует нормам закона.
Рекомендации
Согласно позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 4 июня 2024 г. № 28-П, единственное жильё и средства от его продажи должны быть защищены, если это необходимо для обеспечения достойных условий жизни должника и его семьи. ВС РФ в рассматриваемом деле также руководствовался этим принципом.
Определение ВС РФ от 3 марта 2025 г. № 305-ЭС24-20514 по делу № А41-67743/2021