Недвижимость и строительство: MustRead от 17 декабря 2024 г.
Изменение законодательства. Договор дарения недвижимости
Все договоры дарения недвижимости нужно будет нотариально удостоверять
Президент РФ подписал закон, который вносит изменения в ст. 574 Гражданского кодекса РФ и устанавливает, что договор дарения недвижимости должен быть нотариально удостоверен.Закон вступит в силу по истечении 30 дней со дня его опубликования.
Рекомендации
После вступления закона в силу необходимо будет обращаться к нотариусу за заключением договора дарения недвижимости. Последний обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон.
При несоблюдении нотариальной формы договор дарения будет являться ничтожным.
Законопроект внесло законодательное собрание респ. Башкортостан. При этом его первоначальная версия предусматривала обязательное участие нотариуса только в случае дарения между лицами, не состоящими в близком родстве. Это объяснялось необходимостью бороться с практикой заключения подобных сделок гражданами из социально незащищенных групп, которые не вполне понимают последствия такой сделки и зачастую становятся жертвами мошенников.
Однако ко второму чтению указание на отсутствие родства пропало из законопроекта в связи с позицией Правительства РФ, указавшего в своем отзыве, что установление исключений для разных категорий субъектов нарушает принцип равенства перед законом.
Законопроект № 498499-8 «О внесении изменения в статью 574 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»
Судебная практика
Верховный Суд опубликовал очередной обзор своей практики за 2024 год
27 ноября 2024 г. Президиум Верховного Суда утвердил Обзор судебной практики № 2,3 за 2024 г. (Обзор).
В Обзоре, в частности, обобщены позиции по разрешению споров в области земельных отношений и недвижимости.
Так, в Обзор попала давно сложившаяся в судебной практике позиция, предусматривающая, что площадь подлежащего предоставлению земельного участка определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества и должна быть соразмерна этим объектам (п. 3 Обзора).
Указанная позиция дополнена выводом о том, что возведение на земельном участке объекта незавершенного строительства, не соответствующего по своему функциональному назначению виду разрешенного использования земельного участка, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на этот объект, не влечет возникновения у лица исключительного права на приобретение земельных участков в собственность в порядке, предусмотренном п. 1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ.
Также в обзор включено дело, в котором суды отказали в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда только на том основании, что предметом спора в третейском суде являлись права на недвижимое имущество (п. 14 Обзора).
Согласно позиции ВС РФ, публичный характер государственной регистрации прав на недвижимое имущество не исключает рассмотрение третейским судом спора о правах на недвижимое имущество между участниками третейского соглашения.
Отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору о правах на недвижимое имущество возможен, если государственным судом будет установлен факт недобросовестности сторон третейского разбирательства, создания видимости частноправового спора с целью регистрации прав на недвижимое имущество в обход закона и выводы об этом факте будут исчерпывающим образом мотивированы в определении суда.
Также в обзор попала позиция ВС РФ, согласно которой арендатор недвижимости не вправе требовать уменьшить арендную плату, исключив из нее НДС, если арендодатель перестал быть плательщиком НДС (п. 20 Обзора).
Экономколлегия в п. 22 Обзора разъяснила, что право собственности на недвижимое имущество акционерного общества, которое создано в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.
Рекомендации
Рекомендуем ознакомиться с Обзором и учитывать изложенные в нем позиции в своей деятельности.
Изменения законодательства. Предоставление земельных участков
Сокращен срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка
Вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 447-ФЗ «О внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации».
Он предусматривает, что срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка сокращается с двух лет до одного года.
Исключением из общего правила станет ситуация, когда решение о предварительном согласовании содержит указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка или его перевода из одной категории в другую. Для такого случая срок останется прежним – два года.
Решения о предварительном согласовании, которые приняли до 10 декабря 2024 г. (включительно), будут действовать в течение двух лет.
Изменения вступили в силу 11 декабря 2024 года.
Рекомендации
Предварительное согласование предоставления земельного участка является первым этапом предоставления земельного участка по «бесторговым» основаниям.
В ходе этого этапа определяется возможность формирования и последующего предоставления земельного участка без проведения торгов.
После принятия органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка испрашивающему его лицу необходимо будет в течение 1 года успеть:
- провести кадастровые работы;
- обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка и получить положительное решение;
- заключить соответствующий договор (аренды, о передаче в собственность или безвозмездное пользование).
Планируемые изменения законодательства. Ипотека
Законопроект о порядке расчетов при реализации единственного ипотечного жилья
30 ноября 2024 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий новый порядок распределения денежных средств от продажи жилых помещений должников. Речь идет о случаях, когда жилье находится в ипотеке или оставлено за собой конкурсным кредитором в рамках дела о банкротстве граждан.Предлагается предусмотреть следующее распределение денежных средств, вырученных в рамках исполнительного производства от продажи жилого помещения, находящегося в ипотеке:
- вне очереди погашаются расходы на обеспечение сохранности предмета ипотеки и реализацию его на торгах;
- 90 % направляются на погашение обязательств перед залоговым кредитором, включая неустойку, проценты и другие финансовые санкции, но при этом не превышая суммы требований;
- 5 % - на погашение требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества гражданина для погашения этих требований; в случае если после удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди останутся денежные средства, они направляются на погашение требований залогового кредитора;
- 5% - "блокируются" для обеспечения жилищных прав гражданина. К этой сумме прибавляются денежные средства, оставшиеся после всех расчетов с залоговым кредитором и кредиторами первой и второй очереди; сумма защищена от взыскания исполнительским иммунитетом.
Рекомендации
Законопроект внесен во исполнение Постановления Конституционного Российской Федерации от 4 июня 2024 года № 28-П , в котором КС РФ обращал внимание на необходимость соблюдения баланса прав и законных интересов должника в жилищной сфере и кредиторов, включая незалоговых.
В рамках дела о несостоятельности жены обратили взыскание на ипотечную квартиру, принадлежавшую супругам на праве совместной собственности. В 2022 г. суд исключил из конкурсной массы 3,8 миллиона рублей, которые жена планировала потратить на покупку нового жилья взамен реализованного. Исключенные из конкурсной массы деньги защищены исполнительским иммунитетом, другого жилья у супругов и их детей нет, постановили в суде.
Однако кредитор мужа с этим не согласился и обратился с жалобой в КС РФ. Он полагал, что распространение такого иммунитета на сумму, вырученную от реализации совместно нажитого имущества супругов, необоснованно и что половина средств, вырученных от реализации и оставшихся после удовлетворения требования залогового кредитора, должна войти в конкурсную массу мужа и быть направлена на удовлетворение требований его кредиторов.
КС РФ поручил законодателю определить, какая часть средств, вырученных от продажи ипотечного жилья, должна быть защищена «исполнительским иммунитетом» от претензий кредиторов.
Законопроект № 783717-8 О внесении изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»