Недвижимость и строительство: MustRead от 13 мая 2024 г.
Изменения законодательства. Объекты культурного наследия
Правительство РФ утвердило Положение о государственной историко-культурной экспертизе
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историко-культурная экспертиза проводится перед проведением работ, которые могут оказать прямое или косвенное влияние на объекты культурного наследия.
27 апреля 2024 г. опубликовано постановление Правительства РФ от 25 апреля 2024 г. № 530 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (Постановление № 530).
Постановлением № 530 утверждено новое Положение о государственной историко-культурной экспертизе, которое вступит в силу 1 сентября 2024 г. Также оно вносит изменения в действующее Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утверждённое постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 659.
Изменения в действующее Положение о государственной историко-культурной экспертизе вступили в силу 27 апреля 2024 г. и будут действовать до 31 августа 2024 г. включительно.
Среди изменений, которые внесены в Положение о государственной историко-культурной экспертизе, можно отметить следующие:
-
документ теперь содержит указание на проведение государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
-
указано, что список лиц и организаций, которые могут привлекаться в качестве экспертов, публикуется на официальном сайте Минкультуры России;
-
документ дополнен новыми объектами (документами) экспертизы в соответствии со вступившим в силу 15 апреля 2024 г. Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Подробнее ознакомиться с положениями указанного закона вы можете в нашем Мастриде от 22 апреля 2024 г.
Рекомендации
Новое Положение о государственной историко-культурной экспертизе принципиально не отличается от ранее действовавшего, а его изменения связаны с необходимостью приведения в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.
Заинтересованным лицам рекомендуем ознакомиться с новой версией Положения о государственной историко-культурной экспертизе.
Изменения законодательства. Регистрация прав
Вступили в силу изменения об особенностях регистрации прав на отдельные объекты недвижимости
1 мая 2024 г. вступили в силу два закона, касающиеся порядка регистрации и возникновения прав на недвижимое имущество:
-
Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. № 509-ФЗ «Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 509-ФЗ);
-
Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. № 518-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Закон № 518-ФЗ).
Закон № 509-ФЗ вводит два типа «засекреченных» недвижимых вещей, которые условно можно назвать:
-
«секретные» недвижимые объекты;
-
«сверхсекретные» недвижимые объекты.
К первому типу относятся:
-
объекты недвижимости, для регистрации права собственности на которые предоставляются документы, содержащие государственную тайну;
-
объекты недвижимости, если внесение сведений в ЕГРН о характеристиках таких объектов (назначение, вид разрешенного использования, местоположение, площадь, протяженность и т.д.), а также о лице, которому они предоставлены, могут привести к разглашению государственной тайны.
В отношении «секретных» недвижимых вещей государственной регистрации подлежит только право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования).
Перечень «сверхсекретных» недвижимых объектов устанавливается Правительством РФ. Права на них не подлежат государственной регистрации, в их отношении не осуществляется государственный кадастровый учёт. Право собственности РФ на такие объекты считается возникшим в силу федерального закона.
Подробнее о положениях Закона № 509-ФЗ мы рассказывали в нашем Мастриде от 7 ноября 2023 г.
Согласно изменениям, договор аренды недвижимого имущества, относящегося к «секретному» или «сверхсекретному» объекту недвижимости, считается заключённым с момента его подписания сторонами как для самих сторон, так и для третьих лиц.
Аналогичные изменения были внесены Законом № 518-ФЗ в Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Рекомендации
Вступившие в силу изменения отражают тренд на ограничение доступности сведений об объектах недвижимости, содержащихся в ЕГРН.
Изменения законодательства. Техническое регулирование
Росстандарт обновил перечень документов в области стандартизации, применяемых на добровольной основе
На официальном сайте Росстандарта опубликован ведомственный приказ, который содержит перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального Закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Перечень).
В Перечень включены 684 документа (предыдущая редакция содержала 653 документа), разделённые на группы:
-
межгосударственные стандарты;
-
национальные стандарты;
-
своды правил в области безопасности зданий и сооружений (актуализированные и неактуализированные редакции СНиП, а также неактуализированные редакции сводов правил Госстроя России);
-
своды правил по пожарной безопасности.
Рекомендации
Напоминаем, что 1 сентября 2024 г. вступает в силу Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», среди ключевых изменений которого:
-
исключение необходимости ведения перечня обязательных требований в строительстве;
-
создание специального реестра и информационных фондов, содержащих требования, применяемые на добровольной основе.
Подробнее с изменениями вы можете ознакомиться в нашем Алерте.
Также рекомендуем представителям строительной отрасли ознакомиться с полным текстом нового Перечня.
Планируемые изменения законодательства. Строительная документация
Правительство РФ разработало законопроект об отмене требований о подготовке рабочей документации для некоторых объектов капитального строительства (ОКС)
На рассмотрение Госдумы поступил законопроект о внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ).
Согласно изменениям, для строительства некоторых ОКС не потребуется разрабатывать рабочую документацию. Такая документация будет объединена с проектной документацией. Перечень таких ОКС будет утвержден Правительством РФ.
Планируется, что документ вступит в силу уже 1 сентября 2024 г.
Рекомендации
Законопроект подготовлен во исполнение поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ, в целях перехода на одностадийное проектирование для исключения необходимости разработки рабочей документации в отношении распределительных газопроводов и газопроводов-вводов, не относящихся к категории технически сложных, уникальных и особо опасных, а также иных ОКС, перечень которых определит Правительство РФ.
Исходя из текста пояснительной записки, можно предположить, что правительственный перечень ОКС, не требующих подготовки рабочей документации, будет содержать те ОКС, для строительство которых не нужно получать разрешения на строительство. К таким ОКС, в частности, относятся:
-
объекты, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 Мпа включительно;
-
линии связи;
-
линии электропередачи до 35 КВ;
-
дороги 4 и 5 категорий.
Мы продолжим следить за движением законопроекта и разработкой подзаконного регулирования в развитие положений законопроекта.
Правоприменительная практика. Деятельность Росреестра.
Росреестр запустил сервис, который позволяет собственникам и пользователям земельных участков получить информацию о выполнении обязательных требований
Сервис представляет собой тест, который проводится в 3 этапа.
На первом этапе необходимо указать адрес или кадастровый номер земельного участка, в отношении которого будет проводиться самообследование.
На втором этапе необходимо ответить на вопросы, связанные, например, с использованием земельного участка, видом разрешенного использования, наличием зданий или сооружений на таком земельном участке и пр.
На третьем этапе по результатам ответов на вопросы сервис указывает на наличие или отсутствие нарушений, а также может предложить рекомендацию для устранения нарушений.
Рекомендации
Обращаем внимание, что с помощью сервиса можно проверить любой земельный участок, причем для этого не обязательно быть его собственником или пользователем.
Сервис не позволяет охватить все существующие требования, соблюдение которых обязательно при использовании земельного участка. Поэтому его использование не может заменить консультации профильных специалистов.
Судебная практика. Аренда
Верховный Суд РФ (ВС РФ) разобрался в толковании положений договора аренды земельных долей (дело № А53-17503/2020 по иску ИП Брылева А.С. к ООО «Племзавод Кирова»)
ООО «Племзавод Кирова» (Общество) заключило несколько договоров аренды с физическими лицами – собственниками земельных долей, на основании которых оно осуществляло землепользование.
Впоследствии физические лица осуществили выдел земельных участков в счет своих земельных долей и в 2018-2019 гг. продали земельные участки ИП Брылеву А.С.
ИП Брылев А.С. направил Обществу досудебную претензию с требованием прекратить использование земельных участков, собственником которых он стал. В связи с неисполнением указанных в претензии требований ИП Брылев А.С. обратился в суд.
ИП Брылев А.С. требовал взыскать с Общества арендную плату за пользование земельными участками, а также прибыль от урожая сельскохозяйственных культур за 2019 год.
Общество, считая, что оно, добросовестно владея земельными участками произвело все необходимые затраты на выращивание урожая сельскохозяйственных культур 2020 сельскохозяйственного года, который впоследствии был убран ИП Брылевым А.С., предъявило встречный иск о взыскании неосновательного обогащения в размере стоимости урожая и затрат, понесенных при выполнении сельскохозяйственных работ.
Суд первой инстанции частично удовлетворил первоначальные и встречные исковые требования. Кассация поддержала выводы суда первой инстанции, отменив определение апелляционного суда. При этом суды приняли во внимание условие договоров аренды, согласно которому при переходе долей в праве собственности на землю вследствие совершенных сделок действие договора с прежним собственником прекращается.
Однако ВС РФ посчитал, что нижестоящие суды не учли иных положений договоров аренды, которые, помимо условия о прекращении арендных правоотношений на случай смены собственника земельной доли, содержали условие о приоритетном праве Общества на покупку и аренду земельных долей.
Как указал ВС РФ, при наличии такого условия в договорах аренды у Общества возникли правомерные ожидания сохранения прав владения и пользования земельными долями (земельными участками в случае их выдела).
В связи с изложенным дело было направлено на новое рассмотрение.
Рекомендации
При приобретении прав собственности на объекты недвижимости рекомендуем всегда проводить тщательную оценку рисков и детально изучать все имеющиеся документы с целью получения полной информации о наличии обременений и/или прав третьих лиц.
Определение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2024 г. № 308-ЭС23-24297 по делу № А53-17503/2020
Судебная практика. Лесопользование
ВС РФ запретил добывать на арендованном лесном участке общераспространенные полезные ископаемые для строительства лесных дорог без лицензии на право пользования недрами (дело № А29-13671/2022 по иску АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми)
Между АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (Общество) и Комитетом лесов Республики Коми был заключен договор аренды лесного участка для использования в целях заготовки древесины. Положениями договора предусмотрено право Арендатора создавать на лесном участке лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и пр.).
Общество обратилось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (Министерство) с заявлением о согласовании использования общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) - песка на лесном участке для собственных нужд в целях строительства лесных дорог.
Министерство не согласовало использование ОПИ, сочтя, что они будут добываться для предпринимательской деятельности. Общество обжаловало отказ в суде.
Суды трёх инстанций удовлетворили требования Общества, однако ВС РФ отменил принятые судебные акты, согласившись с позицией Министерства о добыче ОПИ для предпринимательских целей.
ВС РФ подчеркнул, что добыча ОПИ (песка) в объеме, достаточном для создания лесных дорог на арендуемом лесном участке, не является удовлетворением «бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» в понимании положений статьи 19 Закона о недрах, а представляет собой добычу ОПИ и требует оформления специального государственного разрешения в виде лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, право на создание лесной инфраструктуры, содержащееся в договоре аренды лесного участка, само по себе не позволяет лесопользователю добывать ОПИ, необходимые для создания такой инфраструктуры и расположенные в границах такого лесного участка.
Рекомендации
Обращаем внимание пользователей земельных и лесных участков на специальные правила, регулирующие порядок использования недр и имеющие приоритет в этой части над другими законодательными актами.
Определение Верховного Суда РФ от 26 апреля 2024 г. № 301-ЭС23-25529 по делу № А29-13671/2022