Недвижимость и строительство: MustRead от 05 ноября 2024 г.
Планируемые изменения законодательства. Градостроительство
Появятся реестры разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию
25 октября 2024 г. Правительство внесло в Госдуму законопроект, который должен оптимизировать процесс выдачи целого ряда разрешений и лицензий. Изменения вносятся в 57 федеральных законов, включая Градостроительный кодекс РФ.
Предлагается, в частности, создать реестр разрешений на строительство и реестр разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Такие реестры планируется сделать общедоступными.
Они будут формироваться и вестись в порядке, который установит Правительство. При этом законопроект предусматривает, что реестр разрешений на строительство, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, будет вестись в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Предполагается также упростить порядок выдачи разрешений и лицензий, а именно:
- освободить заявителя от обязанности предоставить те документы, которые могут быть получены уполномоченным органом в порядке межведомственного взаимодействия;
- вместо выдачи некоторых разрешений вносить записи в соответствующий реестр (это коснется, например разрешения на строительство, квалификационного аттестата на право проведения экспертизы проектной документации);
- отказаться от предоставления результата государственных услуг на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Рекомендации
Законопроект связан с экспериментом по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, который проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2021 г. № 1279. Указанный эксперимент должен окончиться 31 декабря 2024 г., в связи с чем Правительство намерено закрепить на законодательном уровне апробированные в ходе эксперимента решения.
В пояснительной записке указано, что законопроект должен повысить эффективность дистанционного взаимодействия бизнеса и государственных органов.
Напомним, что в рамках этого эксперимента ранее появилась возможность получения ряда лицензий и разрешений через портал Госуслуги.
Законопроект № 751791-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения законодательства. Виды разрешенного использования
В Москве выросла плата за изменение вида разрешенного использования участков
Скорректирован коэффициент изменения цен, который применяется при расчете платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. С 28 октября этот коэффициент равняется 1,5938.
Этот коэффициент увеличивают второй раз за год. Его прежнее значение, установленное с 5 февраля 2024, составляло 1,5084.
Рекомендации
По общему правилу изменение ВРИ как собственником земельного участка, так и его арендатором осуществляется бесплатно. Однако для Москвы законодательством предусмотрено исключение в виде необходимости вносить плату за изменение ВРИ на другой вид, допускающий строительство и(или) реконструкцию объекта.
Расчет размера платы за изменение ВРИ производится по формуле, предусмотренной постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2013 г. N 593-ПП. Коэффициент изменения цен используется в качестве одного из множителей в указанной формуле.
Он устанавливается правовым актом ДГИ на основании официальной ежеквартальной статистической информации Росстата об уровне цен на рынке жилья в городе Москве.
Изменения законодательства. Градостроительство
Возможность утверждения градостроительной документации без публичных обсуждений планируют отменить
В декабре 2024 г. Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, который упраздняет право регионов утверждать градостроительную документацию без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Законопроект, внесенный группой депутатов, должен затронуть генеральные планы, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки и проекты межевания территории, а также проекты изменений в соответствующую градостроительную документацию.
Рекомендации
Напомним, что согласно федеральному закону № 58-ФЗ от 14 марта 2022 г.Федеральный закон от 14.03.2022 № 58-ФЗ ∙ Официальное опубликование правовых актов субъекты РФ получили право определять случаи (не предусмотренные ГрК РФ), когда для утверждения градостроительной документации не требуется проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Эта мера была установлена временно с целью поддержи строительной отрасли на период пандемии COVID-19. Так как пандемия завершилась, меры поддержки предлагается отменить.
Законопроект № 702401-8 «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения законодательства. Объекты культурного наследия (ОКН)
Минкультуры предлагает создать единый портал ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии
Соответствующий законопроект разработан Минкультом РФ и опубликован на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.
Предусматривается создание портала ОКН, расположенных по всей России. Этот портал будет включать данные только об объектах, находящихся в неудовлетворительном состоянии или имеющих потенциал стать таковыми.
Предлагается размещать информацию о местонахождении ОКН, его инвестиционном потенциале, охранных обязательствах и ограничениях использования, о ходе работ по сохранению объекта. Также там можно будет найти аналитические и статистические материалы о состоянии объекта.
Предполагается, что единый ресурс для мониторинга ОКН разработают на базе единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС).
Рекомендации
Сейчас в субъектах РФ есть собственные информационные ресурсы со сведениями о нуждающихся в восстановлении ОКН. Однако такие порталы есть не во всех регионах, что не позволяет потенциальным инвесторам получить полноценную картину обо всех вариантах, имеющихся в разных субъектах РФ, оценить и сравнить предлагаемые объекты и рентабельность их восстановления, отмечают в Минкультуры.
За последние 10 лет на территории РФ зафиксировано более 2,5 тыс. случаев утраты объектов исторического и культурного наследияСостояние историко-культурного наследия (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры)., а состояние 50–70 % находящихся на государственной охране объектов исторического и культурного наследия требует принятия мер по их спасению от повреждения и уничтожения.
Проект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения законодательства. Регистрация прав на недвижимое имущество
«Дачную амнистию» распространили на хозяйственные постройки
29 октября 2024 г. опубликован федеральный закон № 370-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий, что граждане получат возможность в упрощенном порядке зарегистрировать свое право собственности на бани, погреба, летние кухни, колодцы и иные хозяйственные постройки (как ранее возникшее право), если соответствующие объекты прошли технический учет (инвентаризацию) до 2013 г.
Принятый закон также предусматривает возможность зарегистрировать право собственности на дома блокированной застройки (таунхаусы), которые были построены до 14 мая 1998 г. (дата вступления в силу ГрК РФ) на земельных участках, находящихся в публичной собственности и расположенных в границах населенного пункта, если количество таких домов в одном ряду не превышает двух.
Мы рассказывали об это законе подробнее в предыдущем выпуске мастрида.
Рекомендации
Напомним, что «дачная амнистия» действует в России с 1 сентября 2006 г. За это время ее действие неоднократно продлевалось, в последний раз - до 1 марта 2031 г. До этой даты зарегистрировать право собственности на жилой или садовый дом возможно в упрощенном порядке. Это связано с тем, что у владельцев таких объектов зачастую отсутствуют правоустанавливающие документы на недвижимость, построенную в советское время и 90-е годы.
В отношении жилых домов блокированной застройки, в пояснительной записке отмечается, что на территории 62 субъектов Российской Федерации расположено более 66 тысяч таких домов, построенных в период с 1850 по 1999 годы, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы. Принятые изменения должны позволить собственникам таких домов зарегистрировать свои права на них.