Обзор налоговых событий за 7-13 марта 2022 г.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Президент РФ:
-
подписал пакет законов, необходимых для проведения нового этапа амнистии капитала в России;
-
подписал закон, который предоставляет правительству страны и региональным властям право в текущем году изменять сроки уплаты налогов;
-
подписал закон, предоставляющий налоговые льготы новым организациям, зарегистрированным на Курильских островах;
Ответ Японии:
Закон идет вразрез с позицией Японии по территориальному вопросу и совместной экономической деятельности в регионе. -
подписал закон об отмене НДС на инвестиционное золото для физических лиц;
-
подписал закон о запрете возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям без участия налоговых органов.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал принятие в первом чтении законопроекта (№ 68537-8, инициаторы - депутаты) о расширении режима НДД в целях стимулирования добычи нефти на истощенных и новых месторождениях.
Правительство РФ внесло в Госдуму пакет законопроектов (№ 84923-8, 84931-8, 84984-8, 84992-8), в том числе об антикризисных налоговых мерах по поддержке экономики в условиях совершения иностранными государствами недружественных действий в отношении российских лиц. Среди мер:
-
смягчение требований для получения статуса международной холдинговой компании (МХК) в САР, улучшения налоговых условий для МХК;
-
разрешение заключать специнвестконтракты первого поколения и продлить сроки уже действующих СПИК 1.0 на 2 года;
-
введение нулевой ставки НДС для компаний гостинично-туристической сферы;
-
повышении планки цены автомобиля для «налога на роскошь»;
-
учитывать в 2022-2024 гг. курсовую разницу, начисленную по требованиям или обязательствам, выраженным в иностранной валюте, при расчете базы налога на прибыль по мере погашения этой задолженности, чтобы исключить влияние на обязательства по налогу на прибыль расчетных величин, зависящих от изменения курса рубля к иностранным валютам.
К сведению:
Глава Ростуризма считает, что эта мера поможет справиться с дефицитом современных качественных отелей. - изменение налогообложения транспорта и банковских вкладов физических лиц.
Правительство РФ также:
-
внесло в Госдуму законопроект, расширяющий список продукции, которую разрешено производить и перерабатывать на территории ОЭЗ - предлагается добавить в список этан, сжиженный углеводородный газ (СУГ) и жидкую сталь;
-
рассматривает возможность на 6 месяцев установить нулевой уровень платы за возмещение вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузными грузовиками массой свыше 12 т (система «Платон»).
В дополнение:
Ассоциация международных автоперевозчиков предлагает на два года заморозить индексацию платежей в госсистеме «Платон» для поддержки бизнеса, ввести ряд послаблений по части уплаты налогов и сборов.
Действие адресных мер поддержки для системообразующих организаций в России возобновляется: среди них - отсрочка уплаты налогов и авансовых платежей (Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 296).
Объединение предпринимателей «Опора России» предложило Правительству РФ принять ряд мер поддержки бизнеса, включая отсрочку по уплате налогов до конца года и отмену коронавирусных ограничений.
Владельцы российских торговых центров обратились к Правительству РФ с просьбой расширить меры господдержки ТЦ и арендаторов площадей. В частности, предложено отменить налог на имущество и земельный налог для торговых центров всех регионов России до конца текущего года.
Руководители крупнейших российских СМИ на совещании с представителями Минцифры России попросили освободить прессу от налога на прибыль за 2021 г. и снять таможенные пошлины для расходных материалов печатных СМИ.
Для публичного обсуждения размещен подготовленный Минпромторгом России проект постановления Правительства РФ о соглашениях по стабилизации цен на отдельные виды строительных материалов и металлопродукции. ФНС России предписывается учитывать порядок ценообразования и обязательства хозяйствующих субъектов, предусмотренные соглашениями.
Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова считает необходимым отменить квартальную отчетность для бизнеса в качестве одной из мер поддержки на фоне санкций.
ПРАКТИКА
Руководитель ФНС России Даниил Егоров принял решение ограничить до 1 июня 2022 г. принятие налоговыми органами решений о приостановлении операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников.
ФНС России направила территориальным органам указание об ограничении назначения и проведения проверок соблюдения валютного законодательства.
С 14 марта стартует четвертый этап добровольного декларирования счетов и активов.
На сайте ФНС России заработала обновленная версия сервиса «Реестр дисквалифицированных лиц». Теперь он позволяет получать сведения о конкретном лице в виде выписки или справки об отсутствии запрашиваемой информации.
В регионах
Планируемый объем курортного сбора на 2022 г. в Ставропольском крае составляет 265 млн руб.
СУДЕБНЫЕ ДЕЛА
16 марта СКЭС ВС РФ рассмотрит дело ООО «МДС» к Межрайонной ИФНС № 12 по Тверской области по вопросу исчисления срока на возврат переплаты по единому налогу по УСН при выявлении налоговым органом схемы «дробления бизнеса» (Определение судьи ВС РФ Антоновой М.К. от 24.01.2022 по делу № А66-1193/2019)
По итогам проверки контрагента Общества (далее – ООО) налоговым органом сделан вывод о создании ООО группы взаимозависимых организаций, в число которых вошло Общество, применяющих УСН и освобожденных от обязанности по уплате налога на прибыль и НДС, а также схемы «дробления бизнеса» для получения необоснованной налоговой выгоды. Объединив доходы 11-ти взаимозависимых организаций, в том числе Общества, налоговый орган доначислил ООО налоги, пени и штраф.
Впоследствии Общество скорректировало обязательства по УСН за проверенный период с исчисленной суммой налога к уплате в размере 0 руб. по каждой декларации и обратилось в налоговый орган за возвратом переплаты.
Обществу было отказано в возврате (зачете) налога в связи с пропуском трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. В связи с чем оно обратилось в суд, в том числе требуя признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неотражении в карточке расчетов с бюджетом результатов контрольных мероприятий на основании поданных Обществом уточненных налоговых деклараций.
Суды, установив наличие переплаты по единому налогу по УСН пришли к выводу об обоснованности заявленных требований. Трехлетний срок Обществом не пропущен, поскольку оно могло узнать о возможности корректировки налоговых обязательств и о наличии переплаты по налогу только после принятия налоговым органом решения в отношении ООО. Суды признали и незаконным бездействие налогового органа.
Налоговый орган обратился в ВС РФ с кассационной жалобой. Принятое в отношении ООО решение по налоговой проверке не может влиять на исчисление спорного срока. Общество, будучи участником схемы «дробления бизнеса», уплачивая единый налог по УСН за спорный период, знало, что производит его уплату в отсутствие у него такой обязанности, по сути, уплачивает налог излишне. Действия Общества по уплате налога являлись имитацией исполнения налоговых обязательств и направлены только на минимизацию налоговой обязанности ООО.
Налоговые обязательства Обществом уточнены самостоятельно, сведения о доходной части «обнулены», что свидетельствует о признании им обстоятельств отсутствия реальной хозяйственной деятельности.
Кроме того, инспекция ссылается на то, что вывод судов о наличии у налогового органа обязанности по возврату участникам схемы «дробления бизнеса», организованной ООО, находящимся в процедуре банкротства, сумм излишне уплаченных налогов, нарушает охраняемый законом публичный интерес.
6 апреля СКЭС ВС РФ рассмотрит дело ООО «НБС-Групп» к Межрайонной ИФНС № 1 по Республике Бурятия по вопросу вычета по НДС в случае раскрытия налогоплательщиком реального контрагента (Определение судьи ВС РФ Тютина Д.В. от 28.02.2022 по делу № А10-133/2020)
По результатам выездной налоговой проверки Обществу доначислен НДС по вычетам по договорам подряда. Налоговым органом установлено, что в действительности Общество с указанным контрагентом сделок не совершало и не исполняло, спорные подрядные работы выполнялись силами сотрудников Общества.
Общество данные выводы налогового органа не оспаривало, однако указывало, что факт выполнения самих спорных работ, а также объем использованных строительных материалов налоговым органом под сомнение не ставился. Соответственно, Общество представило уточненные декларации по НДС, в которых налог исчислен и уплачен в бюджет без учета взаимоотношений со спорным контрагентом. Но поскольку фактически имела место поставка асфальтобетонной смеси, оплата которой произведена третьему лицу (далее – ООО), общество привело доводы о том, что именно это ООО (а не сторона по договору) было фактическим контрагентом общества. В свою очередь ООО выставило корректировочный счет-фактуру в адрес Общества, исключив у себя из книги продаж прежнего контрагента (сторону по договору с Обществом), а Общество сделало соответствующую запись в книге покупок.
Суды трех инстанций (ВСО) отказали Обществу в удовлетворении требований: поскольку спорные вычеты до проведения и во время выездной проверки не декларировались, уточненные декларации по НДС поданы уже после проверки, у налогового органа отсутствовали основания для предоставления вычета.
Общество обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой. Оно обратило внимание на то, что им в рамках судебного разбирательства по делу раскрыт реальный контрагент – ООО, что, в соответствии с правовыми позициями, изложенными, в том числе, в Определении ВС РФ от 15.12.2021 № А40-131167/2020 по делу ООО «Спецхимпром» и в п. 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 позволяет ему реализовать соответствующее право на вычеты.
6 апреля СКЭС ВС РФ рассмотрит дело ООО «Корнер» к Межрайонной ИФНС № 4 по Республике Татарстан по вопросу применения пониженной ставки земельного налога (Определение судьи ВС РФ Першутова А.Г. от 05.03.2022 по делу № А65-1304/2021)
После камеральной проверки уточненной декларации по земельному налогу налоговым органом доначислен Обществу налог, пени и штраф. Основанием для вынесения инспекцией указанного решения послужил, в том числе, вывод о неправомерном применении Обществом в отношении спорных земельных участков ставки земельного налога 0,3% с учетом повышающего коэффициента 2, установленной для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, поскольку спорные участки с разрешенным видом использования «для индивидуальной жилой застройки» Общество использует в предпринимательской деятельности, соответственно, сумма земельного налога подлежит исчислению по ставке 1,5%.
Суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, удовлетворили требования Общества. Суд установил, что спорные земельные участки используются Обществом по целевому назначению – ведется строительство индивидуальных жилых домов для их последующей продажи физическим лицам. Суд указал, что действующая в проверяемый период (2019 г.) редакция подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ не предусматривала ограничений для применения пониженной ставки налога коммерческими организациями.
Однако окружной суд отменил это решение и направил дело на новое рассмотрение. По его мнению, по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога для индивидуального жилищного строительства устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей, а не для коммерческих организаций в целях извлечения прибыли.
Общество обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой. По его мнению, ограничение по применению пониженной ставки налога установлено только с 01.01.2020 и поскольку оно ухудшает положение налогоплательщика, то в силу п. 2 ст. 5 НК РФ не имеет обратной силы. Кроме того, суд кассационной инстанции не принял во внимание письмо Минфина России, адресованное Обществу по его запросу, в соответствии с которым им правомерно применялась ставка налога 0,3%.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ
Премьер Испании заявил о намерении объявить Россию нелегальной офшорной зоной.
Кабмин Украины согласовал отмену НДС и акциза на топливо.