Конкуренция и право: события недели, выпуск № 28, за 28 июля – 3 августа 2014 г.
НОРМОТВОРЧЕСТВО
На сайте Минэкономразвития России размещен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, статья 3 Закона 44-ФЗ дополняется понятиями: «электронные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», «электронная площадка», «оператор электронной площадки». Уточнены конкурентные способы определения поставщиков (поправки к статье 24).
Кроме того, Закон дополнен новыми статьями, в том числе: 54.1 «Проведение открытого конкурса в электронной форме (электронного конкурса)», 54.2 «Извещение о проведении открытого конкурса», 54.3 «Документация об электронном конкурсе», 54.4 «Порядок подачи заявок на участие в электронном конкурсе», 55.1 «Последствия признания электронного конкурса несостоявшимся», 56.1 «Особенности проведения электронного конкурса с ограниченным участием», 57.1 «Особенности проведения электронного двухэтапного конкурса», 83.1 «Проведение запроса предложений в электронной форме».
Также предлагается дополнить главу 3 параграфом 3.1 «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем запроса котировок в электронной форме». Статья 71 «Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся» изложена в новой редакции.
Группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы проект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей».
Согласно поправкам заказчик, за исключением случаев осуществления своей деятельности на территории иностранного государства, закупает товары, работы, услуги, которые соответственно имеют российское происхождение, выполняются, оказываются российскими лицами. Кроме случаев, когда в соответствии с международными договорами, а также при отсутствии адекватной замены необходимым товарам, которые имеют иностранное происхождение, Правительством РФ устанавливаются разрешения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок. При этом Правительство исходит из приоритета товаров, которые имеют происхождение стран Таможенного Союза, над товарами, имеющими происхождение иных иностранных государств.
Недискриминационный доступ к газораспределительным сетям: проект ФАС
Журнал «Конкуренция и право», http://cljournal.ru, 01.08.2014
На сайте ФАС России размещен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям, Правил подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ». Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1370 «Об утверждении положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям».
Минпромторг пересмотрел условия госзакупок иностранной медтехники
Сайт Минпромторга России, 29.07.2014
Министерство промышленности и торговли пересмотрело проект постановления о запрете иностранных медицинских изделий для обеспечения госзакупок, изменив формулировку: вместо «запрета» в новой версии документа вводятся «ограничения». Это сделано в целях сохранения полномасштабной конкуренции на рынке медицинского оборудования, а также во избежание возможных затруднений с проведением торгов.
Также по теме:
Рентген выявил проблемы с инвестициями
«Коммерсантъ», 30.07.2014
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ
ФАС России, 01.08.2014
Министерство юстиции зарегистрировало Приказ ФАС России от 07.04.2014 № 231/14 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам», разработанный ФАС совместно с ОАО «Газпром», ОАО «Газпром газораспределение», ООО «Газпром развитие», ОАО «Газпром Промгаз», ГУП МО «Мособлгаз».
Разъяснения ФАС России о рекламе финансовых услуг
Журнал «Конкуренция и право», http://cljournal.ru, 01.08.2014
ФАС разъясняет, в частности, что в сферу регулирования части 13 статьи 28 Закона о рекламе подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов, при этом реклама услуг по предоставлению потребительских кредитов не входит в сферу регулирования указанной нормы. Также ФАС обращает внимание, что на рекламу реализации товара в рассрочку, предоставляемую продавцом товара, положения статьи 28 Закона о рекламе не распространяются.
Изменения в Законе о рекламе - разъяснения ФАС России
Журнал «Конкуренция и право», http://cljournal.ru, 29.07.2014
ФАС информирует, что с 22 июля 2014 г. вступили в силу изменения в статьи 14 и 19 Закона о рекламе, внесенные Законом от 21 июля 2014 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе». ФАС разъясняет, что из перечня полномочий антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, установленных статьей 33 Закона о рекламе, исключено полномочие по выдаче предписания о расторжении договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, заключенных с нарушением требований частей 3.1, 3.3 статьи 14 данного Закона.
Также ФАС поясняет, что изменения, внесенные в статью 19 Закона о рекламе, касаются исключения из данной статьи положений, устанавливающих определение преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы, и соответственно, запретов, связанных с наличием такого положения. Кроме того, из части 20 статьи 19 Закона о рекламе, устанавливающей основания признания разрешения недействительным в судебном порядке, исключено такое основание как возникновение преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы.
На сайте ФАС России размещен Перечень хозяйствующих субъектов (группы лиц), занимающих доминирующее положение на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в рамках одной зоны свободного перетока.
НОВОСТИ И СОБЫТИЯ
ФАС России провела Экспертный совет по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении
ФАС России, 01.08.2014
Обсуждался проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», внесенный Правительством РФ в Госдуму и запланированный к рассмотрению в первом чтении в сентябре 2014 года. Доклады участников размещены здесь.
ФАС России, 01.08.2014
Были обозначены проблемные вопросы отрасли, в частности, двойное обеспечение уплаты таможенных пошлин, акцизов в отношении алкогольной продукции. Представители ФАС и Минэкономразвития выразили готовность к взаимодействию с отраслевыми объединениями, а также с заинтересованными органами исполнительной власти по вопросам сокращения административных барьеров, совершенствования механизмов контроля за производством и реализацией подакцизных товаров.
«Ведомости», 31.07.2014
В июне премьер Дмитрий Медведев поручал Минэкономразвития и ФАС подготовить предложения по «прекращению антимонопольного преследования» малого бизнеса. «Ведомости» ознакомились с предложениями Минэкономразвития – они были направлены в Белый дом 24 июля за подписью замминистра Евгения Елина. Министерство предлагает не распространять на малый бизнес с выручкой до 60 млн руб. некоторые положения антимонопольного законодательства. Таким предпринимателям будет разрешено создавать картели и сговариваться с конкурентами, если их совместная доля на рынке не превышает 10%. Внеплановые проверки ФАС без санкции прокурора будут запрещены.
В рамках контрактной системы количество закупок у малого бизнеса возросло почти на 60%
Сайт Минэкономразвития России, 31.07.2014
Федеральным законом № 44-ФЗ расширены меры поддержки СМП, в том числе, увеличена квота закупок у субъектов малого предпринимательства с 10 до 15%. «Кроме того, установлена обязанность заказчиков осуществлять взаиморасчеты с СМП в срок не более 30 дней, что устраняет одно из основных препятствий, в силу которого ранее эти субъекты не могли участвовать в государственных закупках по причине длительных сроков оплаты контрактов. Важное отличие Закона о контрактной системе заключается в том, что в эти 15% не входят несостоявшиеся закупки, как это было ранее, таким образом, исключена виртуальная поддержка малого бизнеса», - отметил директор Департамента развития контрактной системы Максим Чемерисов. В настоящее время аналогичная работа проводится в рамках 223-ФЗ.
Опрос: россияне поставили системе госзакупок 5 из 10 баллов
Сайт Открытого правительства, 31.07.2014
Состояние системы госзакупок оценивается в российском обществе средне. Но участники этой системы и обычные граждане полагают, что степень общественного доверия к контрактной системе можно повысить за счет максимальной открытости и прозрачности системы закупок. Таковы данные онлайн-опроса, проведенного под эгидой Открытого правительства среди почти 5700 человек: представителей органов власти из числа закупщиков, поставщиков, контролирующих органов власти, общественных контролеров и обычных граждан. Причем если первые четыре группы опрошенных считают основной проблемой контрактной системы несовершенство нормативно-правовой базы, то граждане полагают – главная проблема кроется в недобросовестности значительной части участников госзакупок.
Минэкономразвития оценило готовность к переходу на электронные процедуры в контрактной системе
Сайт Минэкономразвития России, 30.07.2014
Замминистра экономического развития Евгений Елин провел совещание по вопросу готовности к переходу в формат электронных процедур определения поставщиков товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. «Мы рассчитываем на увеличение электронных процедур в два раза до 80% с общим объемом более 6 трлн. рублей, это позволит существенно сократить издержки заказчиков и поставщиков, сделать закупки максимально открытыми, конкурентными и существенно снизить коррупционные риски», - отметил Евгений Елин. По его словам, с 1 января 2015 года в электронную форму будут переведены закупки федеральных заказчиков. По желанию с этого же времени электронными процедурами смогут пользоваться и субъекты. В обязательном порядке в электронный формат их закупки будут переведены с 1 июля 2015 года. С 1 января 2016 года электронные процедуры начнут осуществлять муниципальные заказчики. Все электронные процедуры будут работать по единому алгоритму, пояснил директор Департамента развития контрактной системы Максим Чемерисов (см. презентацию).
В Минэкономразвития обсудили внедрение инновационной продукции в госкомпаниях
Сайт Минэкономразвития России, 29.07.2014
Замминистра экономического развития Олег Фомичев провел совещание по вопросу реализации «дорожной карты» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». Было принято решение создать рабочую группу при Министерстве экономического развития, которая объединит государственные компании и объединения инновационного бизнеса, а также институты развития для аккумулирования лучших практик стимулирования и внедрения инновационных решений, обсуждения нормативной базы, выработки единых решений.
ФАС России: практические шаги по запуску биржевой торговли природным газом
ФАС России, 28.07.2014
Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин провел совещание по вопросу организованной торговли природным газом. Участники обсудили проблемы технологии организации торгов природным газом на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже, а также пути их решения. Было принято решение о необходимости утверждения плана мероприятий, который предусматривает этапы развития биржевой торговли природным газом.
ФАС предлагает ужесточить контроль за закупками ГУПов и МУПов
«Ведомости», 28.07.2014
Госзаказчики обходят требования Закона о ФКС, переводя закупки на ГУПы и МУПы и предоставляя им субсидии, рассказал замначальника управления ФАС Артем Лобов на конференции, организованной «Сбербанком-АСТ». ФКС будет распространена на ГУПы и МУПы с 2017 г., до этого они проводят закупки по тем же правилам, что и госкомпании (регулируются 223-ФЗ). До 2017 г. можно «вообще не проводить торгов, а просто из бюджета муниципального образования дать субсидию своему ГУПу», который сам определит процедуру закупки, возмущался ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев. По такой схеме из-под системы госзакупок может выводиться до четверти бюджета, предупреждал он: «Особенно в крупных муниципальных образованиях». ФАС предложит закрыть лазейку, рассказал Лобов: с 2015 г. расходование ГУПами и МУПами субсидий должно подпадать под контроль ФКС.
«Деловой Петербург», 28.07.2014
Новый закон о госзакупках спровоцировал борьбу на петербургском рынке подготовки конкурсной документации объемом 4 млрд рублей в год. Ранее на этом рынке доминировали фирмы, близкие к Смольному. Теперь усиливаются позиции структур, близких к ФАС.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА
Белгородское УФАС вновь оштрафовало «Росгосстрах» за навязывание допуслуг
«Интерфакс-Россия», 01.08.2014
Белгородское УФАС оштрафовало ООО «Росгосстрах» на 500 тыс. рублей за то, что компания продолжила навязывать допуслуги при продаже полисов обязательного автострахования, тем самым не выполнив требование антимонопольного органа.
ФАС России, 31.07.2014
Нарушение выразилось в отказе от поставок газа для ООО «Стабильность» в определенные договором сроки. Результатом такого неправомерного бездействия стало ограничение конкуренции на рынке производства асфальтобетонной смеси на территории Республики Северная Осетия-Алания и ущемление интересов ООО «Стабильность».
ФАС уличила «Ростелеком» в необоснованности интернет-тарифов в Хабаровском крае
«Интерфакс-Россия», 31.07.2014
УФАС по Хабаровскому краю выявило нарушения Закона о защите конкуренции в тарифной политике ОАО «Ростелеком» и выдало предписание об устранении. УФАС получило заявление объединения «Деловая Россия», в котором тарифы «Ростелекома» на услуги проводного Интернета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей названы завышенными. Проверка показала, что данные тарифы в 20 раз выше, чем для физлиц. Между тем, ОАО «Ростелеком» планирует обжаловать в суде санкцию УФАС.
ФАС России возбудила очередное дело в отношении Росрыболовства
ФАС России, 29.07.2014
Ранее Росрыболовство издало Распоряжение № 35-р «О реализации второй сессии Российско-Марокканской смешанной комиссии по рыболовству в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства от 14.02.2013» и передало полномочия ФГУП «Нацрыбресурс» по распределению квот вылова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Королевства Марокко. По мнению ФАС, такие действия органа власти могут привести к ограничению конкуренции и несправедливому порядку распределения квот, что противоречит частям 1 и 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Также по теме:
Росрыболовство попало в марокканские сети
«Коммерсантъ», 30.07.2014
Московское УФАС: ЗАО «Банк ВТБ 24» нарушило рекламное законодательство
УФАС по г. Москве, 28.07.2014
Ранее ЗАО «Банк ВТБ 24» распространило на центральном развороте специального выпуска журнала «AutoGoda» рекламу ЗАО «Банк ВТБ 24». Комиссия Московского УФАС признала ЗАО «Банк ВТБ 24» нарушившим п. 1 ч. 2 ст. 5, а также п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе».
Московское УФАС оштрафовало ОАО «МОЭСК» на 23 млн рублей
УФАС по г. Москве, 25.07.2014
Московское УФАС назначило ОАО «МОЭСК» два штрафа на общую сумму более 23 млн рублей за злоупотребление доминирующим положением. Ранее Комиссия Московского УФАС признала ОАО «МОЭСК» нарушившим сроки технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «МОЭСК».
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Кассация поддержала Приморское УФАС в деле о сговоре на аукционе по распределению квот добычи краба
ФАС России, 01.08.2014
Открытый аукцион о закреплении квот вылова краба-стригуна проходил в ноябре 2010 года под эгидой Приморского территориального Управления Федерального агентства по рыболовству. По факту проведения аукциона СК РФ по Дальневосточному федеральному округу провел следствие и передал материалы дела в Приморское УФАС. Комиссия ведомства установила, что ряд участников торгов, а именно компании «ТД ДМП», «ПРК» и «Акваресурс», заключили между собой соглашение, следствием которого стало поддержание цены на торгах.
ВАС РФ подтвердил решение Ленинградского УФАС России
УФАС по Ленинградской области, 01.08.2014
ВАС РФ отказал в передаче дела в Президиум ВАС РФ, тем самым подтвердив законность принятого Комиссией Ленинградского УФАС решения и предписания в отношении Администрации г. Всеволожска. В мае прошлого года ООО «Универсальный страж» обратилось в антимонопольный орган с жалобой на неправомерный отказ Администрации от проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами. Необоснованно отменив проведение конкурса, Администрация не допустила конкуренцию среди управляющих организаций и создала преимущество ООО «УК «Норма-Дом» на рынке управляющих организаций.
СК РФ требует включить «Юлмарт» в черный список господрядчиков
«Известия», 01.08.2014
СК России требует включить одного из крупнейших розничных продавцов техники – «Юлмарт» – в госреестр недобросовестных поставщиков. ФАС, принимающая решение о включении компании в черный список поставщиков, вносить в него «Юлмарт» отказалась. Сейчас по этому поводу проходят суды: столичный арбитраж также отказался вносить «Юлмарт» в неблагонадежных исполнителей госконтрактов.
ВАС передал в Президиум спор РЖД с ФАС о компаниях-грузоотправителях
РАПСИ, 01.08.2014
ВАС РФ удовлетворил заявление РЖД о передаче в Президиум для пересмотра в порядке надзора постановления о законности акта ФАС о нарушении заявителем антимонопольного законодательства, выразившегося в ограничении доступа компаниям-грузоотправителям к грузовым железнодорожным перевозкам.
ФАС России, 31.07.2014
Ранее совместная комиссия ФАС России и Банка России признала ОАО «УРАЛСИБ» и ООО «Фольксваген Банк РУС» нарушившими часть 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» в связи с заключением договора о сотрудничестве. Договор был заключен ввиду отсутствия у ООО «Фольксваген Банк РУС» лицензии на привлечение средств физических лиц во вклады и предполагал открытие ОАО «УРАЛСИБ» заемщикам ООО «Фольксваген Банк РУС» счетов для зачисления и обслуживания кредитов последнего.
Суд подтвердил незаконность решения ФАС о сговоре на рынке соды
РАПСИ, 31.07.2014
Федеральный арбитражный суд Московского округа отклонил жалобу ФАС, оставив в силе судебные акты нижестоящих инстанций о незаконности ее решения, которым служба признала компании химической промышленности виновными в сговоре на рынке каустической соды. В апреле Девятый арбитражный апелляционный суд признал недействительным решение ФАС России от 27 декабря 2011 года, вынесенное в отношении ряда компаний.
Также по теме:
Российские химики не должны бюджету $1,6 млрд, решила кассация
«Право.Ru», 01.08.2014
ФАС России, 30.07.2014
Ранее в антимонопольную службу поступило заявление от ООО «РосЭнергоСеть» о нарушении антимонопольного законодательства Комитетом. Нарушение выразилось в уклонении от установления тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии (нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил нарушение ОАО «МОЭСК» Закона о защите конкуренции
УФАС по Московской области, 30.07.2014
Управлением в ходе рассмотрения жалобы жителя Московской области было установлено, что сетевой организацией нарушен шестимесячный срок технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
Суд поддержал Нижегородское УФАС в деле о комиссии за прием платежей за ЖКУ через Сбербанк
«Интерфакс-Россия», 30.07.2014
Арбитражный суд Нижегородской области не удовлетворил иск Сбербанка о признании недействительными решения и предписания Нижегородского УФАС по делу о комиссии за прием жилищно-коммунальных платежей. Суд решил в иске отказать полностью. Как сообщалось ранее, в Нижегородское УФАС в марте 2013 года поступило обращение с жалобой на действия Сбербанка. По мнению заявителя, банк установил монопольно высокие тарифы на прием жилищно-коммунальных платежей от физических лиц в пользу одного из нижегородских товариществ собственников жилья при наличии договора ТСЖ со Сбербанком.
Курганский «Росгосстрах» обязали оформлять ОСАГО без дополнительных услуг
«Коммерсантъ», 30.07.2014
Курганский арбитражный суд признал законным предупреждение регионального УФАС, выданного компании «Росгосстрах», уличенной в навязывании дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО. Ранее за аналогичные действия курганская прокуратура через суд привлекла страховщика к административной ответственности.
ИНТЕРВЬЮ
В соответствии с Законом о контрактной системе 44-ФЗ участник госзакупок обязан подтвердить свою надежность. Обеспечить тендерную заявку и исполнение контракта можно двумя путями – депонировав средства на счет заказчика, либо предоставив банковскую гарантию. Таит ли процедура получения гарантий подводные камни, и какой способ в целом удобнее? Опытом с читателями делятся участники недавних гостендеров.
НОВОСТИ ЖУРНАЛА «КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО»
«Конкуренция и право» выступает информационным партнером конференции «АНТИТРАСТ – 2014. Отечественная практика антимонопольного регулирования» (компания «Российский Бизнес Форум», 18 сентября 2014 года).
Предстоящее мероприятие позволит обсудить практические аспекты работы в российском правовом поле, рассмотреть наиболее сложные и спорные моменты с представителями регулятора, судебной власти, крупного бизнеса и ведущих консультантов данной области.
В рамках мероприятия будут обсуждаться следующие темы:
1. Построение эффективной антимонопольной комплаенс программы.
2. Опыт исполнения антидемпинговых расследований применительно к российским компаниям.
3. Практика применения мер ответственности.
4. Конкурентные аспекты развития финансовых рынков в связи с созданием мегарегулятора.
5. Модели построения дистрибуции на российских рынках.
6. Судебная практика по вопросам применения законодательства о защите конкуренции.
7. Доказывание фактов в споре с антимонопольным органом.
Подробнее: http://ros.biz/events/antitrust2014/.