Конкуренция и право: события недели. Выпуск № 26, за 15 – 21 июля 2013 года
НОРМОТВОРЧЕСТВО
ФАС хочет контролировать союзы страховщиков и финансистов
«Известия», 17.07.2013
ФАС собирается взять под свой контроль отраслевые объединения финансовых организаций. ФАС приступила к разработке поправок в Закон «О защите конкуренции», по которым создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций будет в обязательном порядке согласовываться с антимонопольщиками. Устав таких объединений и правила профессиональной деятельности тоже будут просеиваться через антимонопольное сито. Поправки в закон должны вступить в силу в начале 2015 года. ФАС объясняет их необходимость тем, что решения объединений финансовых организаций могут быть обязательными для всех участников соответствующего рынка.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ
Недопуск к участию в открытом аукционе на поставку лекарств: разъяснения ФАС
ФАС России, 18.07.2013
ФАС разъясняет, что требование заказчика о предоставлении действующей лицензии на производство лекарственных средств или на осуществление фармацевтической деятельности - оптовой торговли лекарственными средствами, не включая субъектов розничной торговли лекарственными средствами, предъявляемое к участникам размещения заказа на поставку лекарственных средств для нужд медицинских учреждений, не ограничивает число участников размещения заказа, в частности, субъектов розничной торговли лекарственными средствами, которые в силу закона не вправе осуществлять поставку лекарственных средств в медицинские организации, и не может рассматриваться в качестве нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
Как повлияет амнистия на борьбу с картелями?
ФАС России, 17.07.2013
Постановлением Госдумы от 2 июля 2013 года № 2559-6 ГД был объявлен акт амнистии, под действие которого подпадают составы преступлений в сфере экономической деятельности, в том числе преступления, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 178 УК РФ. Постановление подлежит применению в течение шести месяцев к осужденным лицам, а также в отношении лиц, против которых проводится предварительное следствие и дознание. Постановление вступает в силу со дня его опубликования (4 июля 2013 года) и распространяется на деяния, совершенные до опубликования акта амнистии. ФАС России дает соответствующие разъяснения.
ФАС России, 15.07.2013
1 июля 2013 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало Приказ ФАС России «Об утверждении формы предоставления антимонопольному органу головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу сведений о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа».
НОВОСТИ И СОБЫТИЯ
ФАС России открыла свою группу Вконтакте
ФАС России, 19.07.2013
ФАС России открывает свое представительство в социальной сети Вконтакте. На странице группы антимонопольного ведомства www.vk.com/fas_rus будут публиковаться новости о деятельности службы, интересная и важная информация для читателей, а также видео - контент, информирующий о результатах работы ФАС России. У ФАС Росcии уже есть официальные аккаунты FAS-book на Facebook , в Twitter - @rus_fas, канал на Youtube, а также Живой Журнал - сообщество fasovka.
ФАС: консолидация МАУ не затронет конкуренцию топливозаправочных комплексов
ПРАЙМ, 19.07.2013
Российские власти в начале июля предварительно определили новую стратегию управления Московским авиаузлом, подразумевающую объединение аэродромной инфраструктуры всех трех столичных аэропортов. Было решено пока отказаться от объединения имущественных комплексов или акций аэропортов Московского авиаузла (МАУ) в едином центре, но консолидировать их в рамках каждого аэропорта.
В схему предстоящего объединения включают и заправки, пояснил глава Минтранса Максим Соколов. В "периметр" аэропортового комплекса предполагается включить как минимум один ТЗК, заявил он. Однако это, по словам Голомолзина, не должно затронуть антимонопольные правила, выработанные в предыдущие годы, и мешать конкуренции топливных компаний, а правила антимонопольного доступа затрагивают не только топливный бизнес.
ФАС России, 18.07.2013
17 июля 2013 года под председательством заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина состоялось заседание Экспертного совета по вопросам развития конкуренции на рынках газа при ФАС России, посвященное проблематике системы доступа к сетям газораспределения. На заседании эксперты обсудили разработанный ФАС России проект постановления Правительства РФ «Об обеспечении недискриминационного доступа к газораспределительным сетям в Российской Федерации».
Сделка «М.Видео» и «Эльдорадо» одобрена, но с оговорками
ФАС России, 18.07.2013
ФАС России одобрила ходатайство ООО «М.Видео Менеджмент» о приобретении 100% долей в уставном капитале ООО «Эльдорадо» с одновременной выдачей ООО «М.Видео Менеджмент» предписания об осуществлении на территории РФ действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Так, ООО «М.Видео Менеджмент» предписано в течение 6 месяцев после совершения сделки прекратить осуществление деятельности ООО «М.Видео Менеджмент» и (или) ООО «Эльдорадо» на части площадей торговых объектов, расположенных на территории 35 субъектов РФ.
Также по теме:
ФАС одобрила сделку по слиянию «М.Видео» и «Эльдорадо»
РБК daily, 19.07.2013
«В России родится самый крупный ритейлер бытовой техники и электроники»
«Коммерсантъ FM», 19.07.2013
«Коммерсантъ», 19.07.2013
ФАС предписала слияние и закрытие
«Ведомости», 19.07.2013
ФАС собирается расширить круг банков, имеющих возможность работать со средствами федеральной казны
«Известия», 18.07.2013
ФАС планирует к концу 2014 года существенно упростить условия доступа банков к размещению средств федерального бюджета на депозиты. О намерении изменить эти правила, принятые в конце 2011 года, рассказали в самой антимонопольной службе.
ФАС надеется снять часть разногласий с МЭР в вопросе составления графика экспорта нефти
ПРАЙМ, 17.07.2013
ФАС сохраняет позицию по необходимости передачи ОАО «Транснефть» полномочий по составлению ежеквартальных графиков экспорта нефти по магистральным трубопроводам, в ходе согласительного совещания с представителями Минэкономразвития надеется снять существенную часть разногласий в этом вопросе, сообщил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
Также по теме:
ФАС не удалось изменить правила экспорта нефти
«Известия», 18.07.2013
Классовые иски ждет классовая борьба
«Коммерсантъ», 16.07.2013
Создание в России института коллективных судебных исков, которые с 2014 года могут быть разрешены в антимонопольном праве, по американской модели опасно – об этом заявило Объединение корпоративных юристов (ОКЮР).
Сейчас полноценный механизм групповых исков в РФ запрещен Арбитражным процессуальным кодексом РФ (гл. 28.2), но коллективные иски в ряде случаев уже возможны – в третьем «антимонопольном пакете» в декабре 2012 года правительство дало возможность частным лицам подавать иски о компенсациях убытков и упущенной выгоды против нарушителей антимонопольного законодательства. В рамках «дорожной карты» по развитию конкуренции осенью должны быть подготовлены два законопроекта, закрепляющие эту практику: о собственно групповых антимонопольных исках (осень 2013-го) и о кратных убытках, исчисляемых в особом режиме по методике ФАС (ноябрь 2014-го). Стратегия развития антимонопольного регулирования в РФ до 2024 года предполагает, что ФАС в этом вопросе в целом должна уйти от индивидуальной защиты интересов физлиц к защите неопределенного круга лиц. ФАС пока предполагает, что российские «коллективные иски» будут строиться на нескольких основаниях.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА
«Ведомости», 19.07.2013
«Нам сказали, что если мы подпишем эти эксклюзивные договоры, то у нас никогда не будет проблем с Россельхознадзором», – сообщил ФАС норвежский производитель лосося Ocean Quality. В противном случае его российские контрагенты – Русская рыбная компания и «Норвежская семга» угрожали, что результаты лабораторных анализов могут оказаться плохими и на экспорт в Россию будет наложен запрет, цитирует ФАС выдержки из показаний норвежской компании.
ФАС вынесла решение, что «Русское море» и Северная компания создали картель на рынке оптовых поставок норвежского лосося, а Россельхознадзор и Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка (Рыбная ассоциация) помогали им в этом, создав «антиконкурентное соглашение органа государственной власти и хозяйствующего субъекта». 18 июля ФАС обнародовала мотивировочную часть решения.
ФАС России: конкурс на управление жилищным фондом Минобороны должен быть открытым
ФАС России, 18.07.2013
15 июля 2013 года ФАС России признала Минобороны России нарушившим часть 1 статьи 15 и статью 17.1 Закона о защите конкуренции – ограничивающие конкуренцию действия федеральных органов исполнительной власти и нарушения при заключении договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Минобороны России провело конкурс в закрытой форме и заключило договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ с ОАО «Славянка». Однако согласно статье 163 Жилищного кодекса РФ торги должны были проводиться в формате открытого конкурса.
Дело в отношении ООО «Скартел» завершено
ФАС России, 17.07.2013
16 июля 2013 года ФАС России завершила рассмотрение дела в отношении ООО «Скартел» по признакам нарушения антимонопольного законодательства (пунктов 8, 9 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»). Признаки нарушения усматривались в создании дискриминационных условий и препятствий доступу на рынок оказания услуг высокоскоростного беспроводного мобильного доступа к сети Интернет (в стандарте LTE).
Также по теме:
ФАС не имеет претензий к «Скартелу»
«Коммерсантъ», 17.07.2013
ФАС: РЭК Москвы ограничивала конкуренцию
ФАС России, 17.07.2013
27 июня 2013 года ФАС России признала Региональную энергетическую комиссию города Москвы (РЭК Москвы) нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в совершении действий (бездействия), необоснованно препятствующих осуществлению деятельности ООО «Техпромэксперт».
ООО «Техпромэксперт», ранее не осуществляющее деятельность на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, подало заявление об установлении тарифа на 2012 год и необходимый комплект документов в РЭК Москвы. Однако РЭК Москвы отказала ООО «Техпромэксперт» в открытии дела об установлении тарифа на 2012 год, запросив ряд документов, возможность и обязанность представления которых у ООО «Техпромэксперт» отсутствовали.
Магаданское УФАС России раскрыло картельный сговор на рынке услуг связи
ФАС России, 17.07.2013
15 июля 2013 года Магаданское УФАС России признало ООО «СоФиТ КТВ», ООО «Дальневосточная телекоммуникационная компания», ООО «Кабельное телевидение» виновными в создании картеля по установлению и поддержанию тарифов и разделу рынка услуг связи по территориальному принципу (нарушение п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции). Дело возбуждено по результатам совместных внеплановых проверок с УМВД России по Магаданской области в отношении этих хозяйствующих субъектов.
Возбуждено дело по факту распространения рекламы пива в ТЦ «МЕГА Химки»
УФАС по Московской области, 17.07.2013
В Московское областное УФАС поступило обращение физического лица о размещении в торговом центре «МЕГА Химки» рекламы пива с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе. Московским областным УФАС возбуждено дело в отношении ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» и ЗАО «САБМиллер РУС» по признакам нарушения статьи 9, частей 2.1 и 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Суд снизил штраф ФАС для «Дагэнергосети» с 36,5 млн до 29 млн рублей
«Интерфакс-Россия», 19.07.2013
Арбитражный суд Дагестана подтвердил законность штрафа, наложенного Дагестанским УФАС на ОАО «Дагэнергосеть», однако снизил его с 36 млн 466,9 тыс. рублей до 29 млн 7 тыс. рублей.
Арбитражный суд города Москвы не поддержал доводы ОАО «РЖД» о необходимости снижения штрафа
УФАС по г. Москве, 19.07.2013
Арбитражный суд города Москвы подтвердил законность постановления Московского УФАС России о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за непредставление в антимонопольный орган информации, запрошенной в целях рассмотрения жалобы ООО «ВЕГЕТТА». Общество было оштрафовано на 300 тыс. рублей на основании ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
ДВФУ зовет на помощь ФСБ и ФАС
«Коммерсантъ», 19.07.2013
К спору за 204 млн рублей с московской компанией «Арт-Лайн Технолоджи» Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) подключается Управление федеральной службы безопасности (УФСБ) и ФАС, которые расследуют обстоятельства заключения контракта на предмет сговора и подлога. Так что решение апелляционного суда от 16 июля 2013 года, оставившего в силе вердикт первой инстанции, которая обязала ДВФУ заплатить за поставленное оборудование, рано считать точкой в судебном процессе. Компания «Арт-Лайн технолоджи» довольна решением Суда и отметает все обвинения в сговоре и подлоге.
ВАС РФ: ОАО «РЖД» координировало деятельность хозсубъектов на рынке кабельно-проводниковой продукции
ФАС России, 18.07.2013
11 июля 2013 года коллегия судей ВАС РФ отказала ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») в передаче в Президиум ВАС РФ дела о нарушении ОАО «РЖД» антимонопольного законодательства для пересмотра постановления ФАС Московского округа. Ранее Комиссия ФАС России признала ОАО «РЖД» нарушившим антимонопольное законодательство путем осуществления действий, направленных на координацию деятельности потребителей кабельно-проводниковой продукции, в результате которых существенно снизились объемы реализации продукции хозсубъектов, не входящих в группу лиц с ОАО «РЖД» (нарушение части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции).
Арбитражный суд подтвердил, что гипермаркет «Ашан» неоправданно затягивал переговоры с поставщиками
ФАС России, 18.07.2013
15 июля 2013 года Арбитражный суд Ростовской области поддержал решение и предписание Ростовского УФАС России в отношении гипермаркета «Ашан», неоправданно затягивавшего сроки заключения договоров с поставщиками продовольственных товаров. Ранее Комиссия Ростовского УФАС установила, что в гипермаркете «Ашан» отсутствует регламентированная процедура заключения договоров с поставщиками продовольственной продукции, в связи с чем преддоговорные переговоры с потенциальными поставщиками могли затягиваться на неопределенное время. В частности, преддоговорный процесс между ООО «Ашан» и ООО «Донской консервный завод» длился полтора года.
ФАС России, 17.07.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд вслед за Арбитражным судом г. Москвы признал законным решение ФАС России в отношении Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области. Ранее Комиссия ФАС России признала, что действия Комитета привели к ограничению конкуренции на рынке мясного скотоводства.
Суд отклонил жалобы мясокомбинатов по делу о сговоре при поставках силовикам
РАПСИ, 16.07.2013
ФАС Московского округа оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций, подтвердившие законность выводов ФАС России о сговоре производителей мясных изделий на торгах по поставкам продукции российским силовым структурам. Тем самым суд отклонил жалобы ООО «Поволжский торговый дом», ОАО «Сафоновомясопродукт», ООО «Мясокомбинат «Дубки» и «Камышинские Колбасы Соловьева».
ФАС России, 15.07.2013
11 июля 2013 года ФАС Московского округа поддержал решения Арбитражного суда города Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда, оставив в силе решение ФАС России о признании Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) нарушившей антимонопольное законодательство (часть 1 статья 15 Закона «О защите конкуренции»). ФСТ России своим бездействием создавала препятствия ООО «Волгоградоблэлектросбыт» (ООО «ВОЭС») в доступе к участию в торговле электрической энергией на оптовом рынке электрической энергии.
Арбитраж признал незаконным приказ ФАС о проверке нотариусов Москвы
РАПСИ, 15.07.2013
Арбитражный суд Москвы признал незаконным приказ ФАС России о проведении проверки в Московской городской нотариальной палате. Тем самым суд удовлетворил иск нотариусов. Обжалуемый приказ по проведению внеплановой проверки был издан ФАС в апреле. Проверка была продлена до середины июля. Московская нотариальная палата считает, что ФАС не имеет права проверять ее, так как она не является хозяйствующим субъектом и не ведет предпринимательскую деятельность. Нотариальная палата не находится в сфере регулирования ФАС, отметили юристы истца в суде. Кроме того, в заявлении физического лица, получив которое ФАС начала проверку, не содержится признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В свою очередь ФАС просит прекратить производство по заявлению палаты, поскольку, по мнению ведомства, приказ - ненормативный акт, который не подлежит обжалованию.
Арбитраж Москвы отменил выводы ФАС по иску центра трансплантологии
РАПСИ, 15.07.2013
Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ФГУ «Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова» к ФАС Росси о признании незаконными выводов ведомства об аукционе на реконструкцию и строительство клинико-хирургического комплекса.
По информации ФАС, центр трансплантологии провел аукцион на право заключения государственного контракта на реконструкцию и строительство клинико-хирургического комплекса ФГБУ «ФНЦТИО имени академика В.И. Шумакова» Минздрава России. Цена контракта должна была составить 973 млн рублей. На участие в конкурсе было подано три заявки, однако к участию в аукционе была допущена только одна компания, в результате чего мероприятие было признано несостоявшимся.
Минпромторг поссорился с ФАС из-за госзаказов на 5 млрд рублей
«Известия», 15.07.2013
ФАС нашла нарушения в размещенных Минпромторгом четырех госконтрактах на общую сумму почти 5,25 млрд рублей. Чиновников смутило, что победившая в конкурсах кемеровская компания «Сибспецстрой» не имела лицензии ФСБ на работу с данными, составляющими государственную тайну. Минпромторг теперь оспаривает решение антимонопольщиков в суде.
С 2011 года Минпромторг провел несколько конкурсов в рамках федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009–2014 годы)».
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ
ФАС России, 17.07.2013
По итогам встречи было принято решение о создании совместных рабочих групп по следующим направлениям: адвокатирование конкуренции (ответственным является Республика Беларусь); сокращение необоснованного государственного участия (Республика Казахстан); слияния и поглощения (Российская Федерация); обеспечение соблюдения запрета на недобросовестную конкуренцию (ЕЭК); обеспечение соблюдения запрета на антиконкурентные соглашения (ЕЭК); обеспечение запрета на злоупотребление доминирующим положением (ЕЭК). Кроме того, в качестве одного из приоритетных направлений взаимодействия антимонопольных органов стран-членов ЕЭП была определена подготовка Стратегии единой конкурентной политики.
У Координационного совета по рекламе при МСАП теперь есть свой сайт
ФАС России, 16.07.2013
Запущен официальный сайт Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике (МСАП) – http://sovetreklama.org, на пространстве которого можно узнать подробную информацию о Совете, последних новостях в сфере рекламной деятельности государств-участников СНГ и др.
ФАС России, 15.07.2013
Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин и Натали Харсдорф из Австрийского конкурентного ведомства в рамках круглого стола по условиям и способам международного сотрудничества в делах о конкуренции представили доклад о результатах деятельности Совместной Рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования, созданной в 2011 году по инициативе российского и австрийского конкурентных ведомств.
НОВОСТИ ЖУРНАЛА «КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО»
Готовится к выходу в свет 4-й номер журнала «Конкуренция и право» за 2013 год.
Тема – «Госзакупочная революция».
Авторы выпуска обсуждают новеллы Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2014 г. и придет на смену Закону № 94-ФЗ.
Читайте на страницах тематического блока:
Закупка у единственного поставщика: новации контрактной системы
Ольга Беляева, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, обращается в своей статье к анализу норм Закона о контрактной системе, посвященных на первый взгляд знакомому способу заключения публичных контрактов – закупке (размещению заказа) у единственного поставщика. Рассматриваются вопросы определения места названного вида закупки среди иных способов определения поставщиков, изменения перечня случаев возможной закупки у единственного поставщика, несоответствия некоторых положений нового закона международным обязательствам Российской Федерации.
Что важнее при формировании документации и описании предмета будущего государственного контракта – организовать закупку именно того товара, который полностью удовлетворит нужды заказчика, или создать максимально комфортные условия для множества потенциальных участников размещения заказа, способных обеспечить широкий диапазон цен? Как соотносятся ограничение участников размещения заказа и должная забота о тех, ради кого организуются торги? На эти вопросы в свете нового Закона о контрактной системе отвечают юристы компании «Пепеляев Групп» Елена Воскресенская и Сергей Клименко.
Поддельные банковские гарантии в сфере государственных заказов
Победители конкурсов и аукционов зачастую предоставляют в качестве обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам поддельные банковские гарантии. Последствия предоставления таких «обеспечений» могут быть негативными как для государственного заказчика, так и для победителя конкурса и банка, якобы гарантирующего выполнение условий контракта. В причинах возникновения и способах предотвращения подобных ситуаций разбираются старший юрист Роман Серб-Сербин и младший юрист Никита Балдаков компании «Пепеляев Групп».
Также читайте в новом номере:
Заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС Андрей Шаститко оценивает перспективы очередных поправок в ст. 178 УК РФ и рассматривает ограничения и условия для применения санкций в виде лишения свободы за нарушение требований ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Почему Россия не Америка? О новых средствах коллективной защиты в антимонопольном праве
Этот вопрос адресуют читателям начальник Управления налогового и административного права дирекции по правовым вопросам ОАО «Газпром Нефть» Оксана Ковалева иглавный юрисконсульт Управления Борис Галеев. До сих пор российской судебной практике не были известны примеры дел, связанных с массовыми исками потребителей к нарушителям антимонопольного законодательства. Это объяснялось, в том числе, отсутствием в процессуальном праве России известных многим правопорядкам институтов группового производства, позволяющих объединять в одном судебном процессе большое число однородных требований, что значительно облегчает доступ граждан к правосудию.В ближайшее время в правовом регулировании институтов коллективной защиты следует ожидать перемен. Насколько они обоснованны, рассуждают эксперты. Редакция также приглашает присоединиться к обсуждению и высказать свое мнение на страницах нашего журнала.
Гражданско-правовое и антимонопольное регулирование исключительных прав: какой юридический инструмент выбрать?
Мы продолжаем обсуждение вопроса о соотношении гражданско-правового и антимонопольного регулирования (см. журнал «Конкуренция и право» № 3 за 2013 г. «Интеллектуальная собственность»). В частности, вопроса об исключении нормы, устанавливающей, что на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации не распространяются требования антимонопольного законодательства, связанные с запретом на злоупотребление хозсубъектом доминирующим положением и запретом на ограничивающие конкуренцию соглашения хозсубъектов. Сторонники таких поправок приводят два основных довода: во-первых, действия обладателей исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации могут приводить к злоупотреблению этими правами; во-вторых, «лучшие мировые практики исходят из возможности применения антимонопольного законодательства к интеллектуальным правам». Правомерны ли эти тезисы при всей их убедительности, отвечают авторы статьи: Елена Павлова, начальник отдела законодательства об интеллектуальных правах ИЦЧП при Президенте РФ, Виталий Калятин, руководитель направления интеллектуальной собственности ОАО «РОСНАНО», профессор РШЧП, и Мария Суспицына, ведущий специалист отдела сравнительного и международного частного права ИЦЧП.
Практика получения предварительного согласия на M&A сделки
Звучит достаточно много критических оценок деятельности ФАС в рамках контроля за экономической концентрацией. Указывается, что деятельность службы направлена против среднего бизнеса, а количество оцениваемых антимонопольным органом сделок избыточно. Практику получения предварительных согласий и направления уведомлений в ФАС исследует старший юрист компании «Эрнст энд Янг» Василий Маковкин.