Предлагаем вашему вниманию новый выпуск информационно-аналитического бюллетеня «Административный вестник: правовая защита бизнеса». Тема выпуска - "Персональные данные. Каковы риски?"
Отсутствие реальной оценки эффективности регулирующего воздействия законодательства о персональных данных, тотальный контроль Роскомнадзора без применения риск-ориентированного подхода, исключение государственного контроля за обработкой персональных данных из-под действия Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с предоставлением регулятору возможности определять порядок осуществления такого контроля, то есть снижение уровня правового регулирования этих вопросов с законодательного на подзаконный ведомственный, – все это тенденции последнего времени.
Причем в весьма чувствительной для общества сфере защиты персональных данных граждан они идут вразрез с общими тенденциями реформы системы государственного регулирования и контроля, неоднократно обозначенными министром Открытого правительства Михаилом Абызовым и в целом поддержанными руководством страны.
А именно с тенденциями:
• мониторинга и сокращения количества обязательных требований с учетом эффективности их воздействия на регулируемые общественные отношения;
• унификации процедур государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности и использования исключительно риск-ориентированного подхода при назначении и проведении контрольных мероприятий;
• правильного выбора методов контроля, с тем чтобы можно было достичь оптимальных результатов, и т.д.
Внимательный анализ Отчета Роскомнадзора за 2015 г. ясно показывает, что общий вектор государственной политики – «не кошмарить» бизнес излишним регулированием и тотальным контролем – не учитывается, когда речь идет о правовом регулировании обработки персональных данных соответствующими операторами – субъектами законной предпринимательской деятельности, а также о контроле за соблюдением ими законодательства в этой сфере. Причем в зоне повышенного риска находятся кредитные и коллекторские организации, организации сферы ЖКХ и владельцы сайтов в сети «Интернет».
Как показывает обобщенная Роскомнадзором практика, институт обращений граждан зачастую используется ими для злоупотребления своими правами при неисполнении либо ненадлежащем исполнении своих гражданско-правовых обязательств перед указанными организациями. Только в 7,6% жалоб граждан, поступивших в ведомство в 2015 г., доводы заявителей подтверждаются по результатам проверки как обоснованные, а в отношении кредитных организаций обоснованных жалоб всего 6%. При этом требования Роскомнадзора о блокировке сайтов всегда поддерживаются судами.
Такая практика заставляет задумываться о том, не может ли этот инструмент использоваться как механизм давления на бизнес.
Полагаем, названные тенденции требуют тщательного исследования и критического осмысления в рамках проводимой реформы системы государственного регулирования и контроля в сфере предпринимательской деятельности.
С уважением,
Елена Овчарова,
руководитель группы административно-правовой
защиты бизнеса компании «Пепеляев Групп»,
адвокат, кандидат юридических наук