Административный вестник: правовая защита бизнеса Выпуск №2 2014
В Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за правонарушения, совершенные в деятельности организаций, не только для организаций, но также и для их должностных лиц, а иногда — и для других работников, которые привлекаются к административной ответственности как граждане. При этом не нарушается принцип однократности ответственности, закрепленный в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ: никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. С точки зрения достижения целей общей и частной превенции, то есть предупреждения совершения правонарушений в целом и лицом, привлекаемым к административной ответственности, субъектами административной ответственности выступают юридическое лицо и должностное лицо либо юридическое лицо, должностное лицо и работник, который непосредственно совершил административное правонарушение, исполняя трудовые обязанности. Вина юридического лица определяется иначе, нежели вина должностного лица или другого работника. Она выражается в непринятии необходимых мер для недопущения административного правонарушения при наличии возможности для их принятия. Вина должностного лица либо иного работника определяется как их психическое отношение к содеянному в форме умысла или неосторожности. Административное правонарушение характеризуется составом, в котором должны быть такие обязательные элементы, как субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Если отсутствует хотя бы один из указанных элементов, лицо не подлежит административной ответственности: считается, что оно не совершало правонарушения. При совершении административных правонарушений в деятельности юридического лица выделяются два либо три разных субъекта административной ответственности, но всегда одинаковы объекты (охраняемые и урегулированные правом общественные отношения) и объективная сторона административных правонарушений (противоправное деяние и его последствия, если административная ответственность применяется только в случае наступления последних). Поэтому при выявлении административных правонарушений в деятельности юридического лица, как правило, составляется два протокола об административных правонарушениях, рассматривается два дела и принимается два постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу: одно — в отношении юридического лица, другое — в отношении должностного лица. Это два самостоятельных производства по делам об административных правонарушениях. В связи с этим возникает целый ряд вопросов: какие субъекты в организации являются должностными лицами или привлекаются к административной ответственности как должностные лица, вправе ли руководитель делегировать часть своих полномочий и ответственности другим лицам в организации, какие негативные последствия возникают для должностных лиц при совершении административных правонарушений в деятельности организации, каким образом можно самостоятельно обнаружить, минимизировать либо устранить риски административной ответственности для должностных лиц организации. Ответы на эти вопросы вы найдете на страницах нового «Административного вестника» — надеемся, он поможет снизить административно-правовые риски привлечения к административной ответственности для руководителя и иных работников организации. В случае необходимости мы готовы предоставить дополнительные комментарии и рекомендации.
С уважением,
руководитель группы административно-правовой
защиты бизнеса компании «Пепеляев Групп»
Елена Овчарова