Загрузка...
28.08.2023
4 мин. на чтение

Журнал «Конкуренция и право» №4, 2023 (июль-август)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА 

Экономика в фаворе

В 2021 г. Пленум ВС РФ рекомендовал судам более детально исследовать объективные экономические причины поведения участников рынка, оценивать возможность извлечения выгоды и устанавливать причинно-следственную связь между договоренностью и противоправными последствиями. Это изменило подходы к доказыванию картелей. И уже сегодня в практике есть пример, когда высшая судебная инстанция отправила дело на новое рассмотрение на основании его экономической части. Об этом рассказывает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.

См. также английскую версию статьи.


ТЕМА НОМЕРА 

СГОВОРЫ: РИСКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Григорий Радионов: «Формирование в обществе отрицательного отношения к картелям — важнейшая задача антимонопольной службы»

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Григорий Радионов прокомментировал для журнала «Конкуренция и право» промежуточные итоги и новые подходы при выявлении и пресечении антиконкурентных соглашений, рассказал о практике взаимодействия с правоохранительными органами и поделился планами на ближайшую перспективу.


О проблемах при квалификации действий по статье 178 УК РФ

Арсенал задействованных законодателем в ст. 178 УК РФ квалифицирующих признаков ограничения конкуренции достаточно традиционный для особенной части отечественного уголовного закона. Но некоторые из них с учетом специфики этого преступления и сложности в правоприменении требуют дополнительного анализа. Антон Тесленко, начальник Контрольно-финансового управления ФАС России, канд. юрид. наук, предлагает рассмотреть проблемы, возникающие при квалификации действий лиц по ст. 178 УК РФ.


Программа освобождения от ответственности. Что изменилось в правилах явки с повинной

Программа освобождения от административной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений начала действовать более 15 лет назад. За это время в антимонопольное и административное законодательство были внесены существенные поправки, преобразовавшие подходы к применению «мягкого права». Клара Батанова, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России, рассказывает, какие ключевые изменения произошли не только в законах, но и на практике.


Опрос как способ получения доказательств по антимонопольным делам

Физических следов заключения антиконкурентного соглашения может и не быть. Благодаря развитию цифровых технологий участники картеля способны его создавать и координировать, согласовывать свои действия без личных встреч, переговоров, переписки, отметок в сетях передачи данных. Поэтому контролирующие органы для выявления нарушений изучают большой массив косвенных доказательств. При сборе и исследовании информации используется, в частности опрос. В процедуре этого метода предлагают разобраться:

  • руководитель Курского УФАС России, канд. юрид. наук Юрий Комов;
  • заместитель руководителя управления — начальник отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России Оксана Бородина;
  • специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Курского УФАС России Татьяна Горбачева.


Картели в цифрах

Для пресечения недобросовестных практик, когда компании для реализации антиконкурентных договоренностей и их сокрытия применяют цифровые алгоритмы (чат-боты, аукционные роботы, МPN и др.), внесены поправки в КоАП РФ. В 2023 г. КС РФ рассмотрел два важных вопроса: картельные иммунитеты для подконтрольной группы лиц и исчисление дохода по ст. 178 УК РФ.

Подробности этих и других новостей – в материале рубрики.


МАСТЕР-КЛАСС 

Как обжаловать действия заказчика в административном порядке

При закупках в рамках Закона № 44-ФЗ любой потенциальный участник может столкнуться с неправомерными действиями заказчика или оператора электронной площадки. Анна Симаченко, юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп», дает практические рекомендации, как защитить свои права и законные интересы в такой ситуации, составить жалобу и подать ее в ФАС России.


В ФОКУСЕ 

Пятый антимонопольный пакет. Обзор изменений

Работа над так называемым цифровым пятым антимонопольным пакетом, который прошел многочисленные итерации и обсуждения, завершена. Законы подписаны и 1 сентября 2023 г. вступают в силу. Елена Соколовская, главный эксперт журнала «Конкуренция и право», и Анна Симаченко, юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп», рассказывают, какие ключевые поправки внесены в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и КоАП РФ.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ 

Как настроить механизмы ценообразования в рамках госконтракта

Сейчас период волатильности цен, вызванной изменением конъюнктуры рынков и последствиями режима антироссийских санкций. В таких условиях выполнение госконтрактов в РФ подвержено дополнительному риску: цена, по которой компания реализует заказчику продукцию или услуги, фиксируется более жестко, чем стоимость сырья. Чтобы снизить этот риск, необходимо разработать методы адаптации цены госконтракта к высокой волатильности стоимости материалов. Проблему на примере строительного рынка предлагают изучить:

  • заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС, д-р экон. наук, профессор Андрей Шаститко;
  • младший научный сотрудник кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС Анна Мелешкина.


ПРАКТИКА УФАС 

Неисполнение госконтракта: ответственность сторон

Законодательством предусмотрены две группы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта: материальная и репутационная. При этом спектр наказаний для исполнителя значительно шире, чем для заказчика. Опираясь на практику судов и регулятора, вопрос ответственности проанализировали:

  • главный специалист-эксперт Татарстанского УФАС России, магистрант Казанского (Приволжского) федерального университета Лейла Акперова;
  • заместитель директора — начальник организационного отдела Учебно-методического центра ФАС России Валерий Казаков.


СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР 

Прекращение торговой сетью сотрудничества с поставщиком может квалифицироваться как нарушение закона; несогласие контрагента с повышением тарифа представляет собой гражданско-правовой спор, возникший в ходе исполнения договора; использование единой инфраструктуры при участии в торгах, наличие между участниками финансовой и кадровой взаимосвязи сами по себе не свидетельствуют о наличии картеля. Аргументацию судов по этим и другим вопросам изучила младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Элина Галиева.

За свежей судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

19.12.2024

Особенности работы с китайскими поставщиками: переговоры, проверка поставщика, конфликты, расчеты.

Наталья Стенина, партнер «Пепеляев Групп», берёт интервью у Алины Мезиной, менеджера по продукту компании «Мерлион».

Смотреть

19.12.2024

Ужесточена уголовная ответственность за деяния, связанные с заключением соглашения, ограничивающего конкуренцию

Информируем, что 13 декабря 2024 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 467-ФЗ, направленный на совершенствование...

17.12.2024

Журнал «Конкуренция и право» № 6, 2024 (ноябрь-декабрь)

16.12.2024

Конкуренция и право. Обзор за 9–15 декабря 2024 г.

Президент подписал закон об ужесточении уголовной ответственности за картели; Госдума приняла закон о сборе за распространение...

16.12.2024

Прокурорские иски по картелям и соблюдение принципа non bis in idem

Руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдар Султанов продолжает цикл статей для журнала...