СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА
Игроки новые, правила старые
В условиях стремительного развития рынка электронной коммерции существенную долю сегмента начинают занимать маркетплейсы. С ростом популярности платформ увеличивается и количество правонарушений в этой сфере. Но можно ли говорить, что маркетплейсы становятся новой средой для недобросовестного поведения? Новую практику анализирует Елена Соколовская, главный эксперт журнала «Конкуренция и право».
См. также английскую версию.
ТЕМА НОМЕРА
БИЗНЕС-РИСКИ
Как соотносятся в праве ЕАЭС понятия «товарный рынок» и «закупки»
Суд ЕАЭС в своем консультативном заключении ответил на вопросы о том, могут ли по праву Союза закупки признаваться товарным рынком; вправе ли ЕЭК пресекать антиконкурентные действия доминантов, устанавливающих на закупках из одного источника монопольно высокую или низкую цену. Какое влияние документ окажет на правоприменение? В выводах и аргументации разбираются:
- Екатерина Дьяченко, советник судьи Суда ЕАЭС, д-р юрид. наук;
- Кирилл Энтин, заместитель руководителя Секретариата Суда ЕАЭС — начальник экспертно-аналитического отдела, канд. юрид. наук.
Прокурорские иски по картелям и вопросы подсудности
Продолжаем цикл статей о практике по таким искам. Они вызывают много правовых вопросов, которые решаются по-разному. В частности, кому подсудны эти споры: арбитражным судам или судам общей юрисдикции? Вопрос изучает Айдар Султанов, руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан, адвокат, канд. юрид. наук, заслуженный юрист Республики Татарстан.
Как запустить новый бренд без нарушений
Когда с российского рынка ушли некоторые иностранные производители, особую остроту приобрела проблема копирования и имитации внешнего вида товаров. А это может вызвать для компаний серьезные правовые и репутационные риски, привести к нарушениям интеллектуальных прав и антимонопольного законодательства. Антон Пчелкин, старший юрист практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев Групп», анализирует практику и дает рекомендации.
Предельная доля для ретейлеров. Как определить и доказать
Закон о торговле запрещает расширяться тем торговым сетям, чья доля на рынке превышает 25%. Алексей Елаев, заместитель генерального директора торговой сети «СПАР-Калининград» по правовым вопросам и управлению интеллектуальной собственностью, рассматривает вопросы, возникающие на практике у антимонопольного органа, судов и самих компаний в связи с соблюдением этого запрета.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Как изменился порог для закупок, рассматриваемых ЦА ФАС России; сколько дел в сфере рекламы возбудила служба в 2024 г.; статистика соглашений о стабилизации цен. Читайте об этом в традиционной рубрике.
ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ
Антимонопольные треки — 2025
Сезон флагманских мероприятий этого года открыт: 20 марта при поддержке ФАС России и ЕЭК прошел Антимонопольный форум ОКЮР. Он традиционно стал масштабным событием для экспертного сообщества как по охвату тем, так и по составу спикеров. Президент ОКЮР Александра Нестеренко, открывая форум, отметила, что впервые самые острые вопросы антимонопольной повестки будут обсуждаться сразу в двух плоскостях: не только на уровне национального регулирования, но и с учетом практики ЕЭК. Подробности читайте в репортаже.
В ФОКУСЕ
Сбор за рекламу в Интернете: чек-лист
С 1 апреля введены обязательные отчисления за рекламу в Сети. Сбор — 3% с полученных доходов. Уплачивать его должны рекламораспространители, операторы рекламных систем и другие лица, участвующие в размещении такой рекламы. Бремя расходов почувствуют и рекламодатели. Как разобраться с новыми обязанностями? Рекомендации дают:
- Елена Соколовская, партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп»;
- Рустем Ахметшин, старший партнер, руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук.
ПРАКТИКА УФАС
О новых формах НДК при поставке фальсификата
Появляются все новые формы недобросовестной конкуренции. Например, встречаются случаи, когда компании поставляют товары заказчикам в обход системы «Меркурий», при помощи которой осуществляется мониторинг продовольствия. Как складывается практика регулятора по делам о поставках фальсификата и какие доказательства он собирает? Рассказывает Ольга Липина, заместитель руководителя управления — начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России.
Фальсификат в госзакупках: практика и ответственность
Государственные и муниципальные закупки трудно назвать сугубо инвестиционным безрисковым проектом для поставщика. Это повышенная публичная ответственность, и к ней нужно подходить внимательно и добросовестно. Лучше не участвовать в госзакупках, не определив свои возможности для исполнения контрактов. Алхан Заргаров, заместитель руководителя — начальник отдела контроля закупок Новосибирского УФАС России, анализирует практику в регионе.
«Личный кабинет» открыт.
Первые результаты работы и перспективы нового сервиса
В Московское УФАС России теперь можно подать обращение через «Личный кабинет». За первые месяцы работы этот инструмент показал свою эффективность. Арина Балмазова, пресс-секретарь Московского УФАС России, рассказывает о его функциональных возможностях, преимуществах для бизнеса и регулятора, а также делится планами, как новый сервис будет развиваться.
СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР
Знакомим вас со следующими позициями судов:
- опыт субподрядчика не может быть приравнен к опыту подрядчика в рамках госконтракта;
- невнимательность сотрудника может быть уважительной причиной для пропуска срока на подписание госконтракта;
- размещение рекламных конструкций на земельных участках в госсобственности без торгов незаконно.
Подробности — в обзоре, подготовленном Анной Симаченко, юристом антимонопольной практики «Пепеляев Групп».
За новой судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.