Журнал «Конкуренция и право» № 6, 2021 (ноябрь-декабрь)
Журнал «Конкуренция и право» – первый журнал о праве на конкуренцию и конкуренции прав.
СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА
ФАС России определила основные принципы добросовестного поведения участников цифровых платформ. Предполагается, что следование этим правилам снизит антимонопольные риски. На чем основан новый инструмент мягкого регулирования и как он будет применяться? Рассказывает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.
ТЕМА НОМЕРА
ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ
«Отсутствие у ЕЭК полномочий в отношении иностранных лиц – острая проблема»
Антимонопольный блок Евразийской экономической комиссии провел ряд инициативных расследований на диджитал-рынках. Член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Арман Абаевич Шаккалиев рассказал журналу «Конкуренция и право», какие выводы сделаны по итогам этих расследований, каких изменений союзного законодательства требует «цифра» и зачем Комиссии полномочия привлекать к ответственности иностранные компании.
Кодекс поведения для цифровых платформ
Крупнейшие интернет-платформы обладают не только огромными массивами данных и сформированными сетевыми эффектами, но и почти неограниченными ресурсами для инновационного развития. Это дает им сильное конкурентное преимущество. В результате вытеснить их с того или иного рынка практически невозможно. Защитить конкурентную среду и противодействовать недобросовестным практикам в этой сфере помогут разработанные российским антимонопольным ведомством Принципы взаимодействия участников цифровых рынков. Свод правил для владельцев онлайн-платформ описывает руководитель цифровой группы «Пепеляев Групп» Полина Бардина.
Каких хозсубъектов затронут Принципы взаимодействия участников цифровых рынков и как будут разрешаться споры между игроками e-commerce, комментирует президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
Европейский проект по регулированию ИТ-гигантов. Новые подходы
В последние годы фигурантами антимонопольных дел в разных странах, в том числе России, выступали практически все известные компании Big Tech. Однако разработанные много лет назад инструменты контроля в сфере защиты конкуренции не лучшим образом подходят для современных экономических реалий. С появлением принципиально новых бизнес-моделей возникает необходимость совершенствовать законодательство. Как планируют решать эту задачу Еврокомиссия и Управление по конкуренции и рынкам Великобритании, рассматривают партнер RBB Economics Виталий Пружанский и консультант RBB Economics Александр Ерошенко.
Дискуссия о платформах и экосистемах
12 ноября 2021 г. в рамках традиционной встречи Ассоциации «Некоммерческое партнерство „Объединение Корпоративных Юристов“» из цикла «Диалог с властью» эксперты обсудили антимонопольное регулирование в цифровую эпоху. Подробнее – в репортаже о мероприятии.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
За два с половиной года ФАС России рассмотрела более 20 дел о сговорах, в которых применялись аукционные роботы, алгоритмы и программные средства. Какие механизмы использует служба для борьбы с такими нарушениями? Узнайте из новой подборки цифр и фактов от редакции «Конкуренции и права».
ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ
Антимонопольный клуб провел хакатон по комплаенсу
Встреча Антимонопольного клуба, которая прошла под эгидой журнала «Конкуренция и право» 18 ноября 2021 г., была посвящена одному из главных событий этого года – разъяснению ФАС России о порядке внедрения комплаенс-систем. Участники заседания в формате практикума делились опытом и рекомендациями, как выстроить в компании механизм предупреждения рисков и поддерживать его эффективность, а также как получить положительное заключение регулятора при проверке документов по комплаенсу.
МАСТЕР-КЛАСС
Как продлить срок по антимонопольному запросу и избежать штрафа
За просрочку ответа на запрос от антимонопольного органа предусмотрены серьезные штрафы. При этом сроки, в которые необходимо направить регулятору документы и сведения, как правило, сжатые. Начальник отдела правовой защиты АО «Петербургская сбытовая компания» Эдуард Михайлов и ведущий юрисконсульт этого отдела Евгения Васильева разбираются, как их продлить, а если на компанию уже заведено дело – что предпринять, чтобы его прекратить или снизить размер санкции.
ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ
Частный спор или антимонопольное разбирательство: варианты защиты от злоупотреблений доминантов
Отношения между доминирующим субъектом и контрагентом по условиям договора могут развиваться по двум направлениям. Контрагент инициирует спор в порядке ст. 445 и 446 ГК РФ об урегулировании разногласий по отдельным условиям либо «запускает» антимонопольное разбирательство в порядке ст. 10 Закона о защите конкуренции по навязыванию невыгодных условий. Как соотносятся эти возможности, что следует учесть, выбирая вариант действий, и каковы стандарты поведения доминанта при установлении договорных отношений? Отвечает начальник правового департамента ООО «НХТК», член Ассоциации антимонопольных экспертов Илья Белик.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Сложности антимонопольного контроля за корпоративными закупками
Действующая редакция Закона № 223-ФЗ дает хозсубъектам почти полную свободу в определении способов проведения торгов и их победителей. Этим пользуются недобросовестные компании. А регулятор, прежде чем устранить нарушение, вынужден тратить время на проверку корпоративного положения и выявлять в нем позиции, разработанные специально под интересы заказчика. Чтобы решить проблему, необходимо дополнить закон новыми нормами, полагает руководитель Дагестанского УФАС России, кандидат экономических наук Каир Бабаев.
ПРАКТИКА УФАС
«Применение судами мартовского Постановления Пленума ВС РФ уже формирует новые антимонопольные позиции»
Как отразилось на практике Коми УФАС России применение судами положений нового антимонопольного Пленума ВС РФ? На каких рынках в регионе в 2021 г. зафиксированы наиболее масштабные злоупотребления? Рассказывает руководитель управления Наталия Владимировна Гуревская.
Рекламная информация и социальная реклама. В чем разница
К социальной рекламе не применяются общие требования, предъявляемые законом к рекламной информации. Этим могут воспользоваться недобросовестные компании, чтобы ввести в заблуждение потребителей и получить коммерческую выгоду. Где проходит граница между двумя видами рекламы и чем грозит ее нарушение, поможет понять анализ практики Башкортостанского УФАС России. Его провел заместитель начальника отдела взаимодействия с госорганами, аналитической работы и рекламы УФАС Ринат Хасанов.
СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР
Достаточно ли для доказательства антиконкурентного соглашения того, что компании использовали на торгах один IP-адрес, а снижение НМЦК было минимальным? Когда условия получения поддержки бизнесменами из пострадавших от COVID-19 отраслей ставят хозсубъектов в неравное положение? Должен ли оператор связи нести ответственность за рассылку абоненту ненадлежащей рекламы? Что думают об этом суды, узнайте из нового выпуска обзора, который подготовила младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Анна Симаченко.
За свежей судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.