Журнал «Конкуренция и право» №1, 2023 (январь-февраль)
Новые антикартельные инструменты
Разработанные ФАС России два законопроекта об ужесточении уголовной и административной ответственности за заключение картелей и участие в них три года ждали своего часа. В декабре 2022 г. Госдума приняла их в первом чтении. Как изменятся антикартельная статья УК РФ и программа освобождения от ответственности, а также какие штрафы грозят за воспрепятствование антимонопольным проверкам? Отвечает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.
См. также английскую версию статьи.
ТЕМА НОМЕРА
Как правовые позиции Пленума ВС РФ по делам о картелях повлияли на судебную практику
Поправки в законодательство отстают от изменений в хозяйственной жизни. Поэтому значение правовых позиций высшей судебной инстанции трудно переоценить. Проанализируем, как подходы Пленума ВС РФ, выраженные в Постановлении от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», повлияли на практику судов и регулятора. Главный вывод: она демонстрирует переход российского правоприменителя к новому пониманию картеля как вида антиконкурентного поведения. Детали раскрывают:- доцент кафедры Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук Игорь Башлаков-Николаев;
- главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор юридических наук, профессор Сергей Максимов.
О применении судами «картельных» положений Пленума ВС РФ
За два года, прошедших с принятия Постановления Пленума ВС РФ № 2, единообразная практика в отношении картельных дел не сформировалась. Однако уже очевидно, что разъяснение совершило настоящую революцию и повысило шансы компаний, незаконно обвиненных в сговоре, на защиту своих прав. Старший юрист «Пепеляев Групп» Стефания Решетникова рассматривает на примерах, как суды применяют положения этого документа.Антикартельный пакет: предложения по доработке
Продолжаются дискуссии вокруг антикартельных поправок в УК РФ и КоАП РФ, прошедших в конце 2022 г. первое думское чтение. Свои замечания к инициативам, в целом поддерживая их концепцию, представили профильные комитеты Госдумы: по государственному строительству и законодательству, а также по защите конкуренции. Кроме того, предпринимательское сообщество подготовило консолидированные предложения и направило в нижнюю палату совместное письмо от четырех бизнес-союзов: «Опоры России», Торгово-промышленной палаты РФ, «Деловой России», Российского союза промышленников и предпринимателей. Приводим ключевые предложения.ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Рассказываем о положениях законов о детализации норм об иностранных инвестициях в российские компании и «дорожной карты» развития биржевой торговли, а также о результатах работы блока по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии за 2022 г.
Офсетные контракты в фарминдустрии. Как сделать механизм более эффективным
Офсет в отечественном правопорядке — это контракт со встречными инвестиционными обязательствами. Он позволяет при помощи частных вложений локализовать в стране производство продукции, закупаемой для госнужд, включая цели импортозамещения. В текущих экономических условиях встает вопрос о том, чтобы масштабировать применение механизма, в частности фармбизнесом. Для этого потребуется доработать законодательство об офсетных контрактах, в том числе отраслевое. Руководитель практики фармацевтики и здравоохранения «Пепеляев Групп» Константин Шарловский описывает, в каких направлениях можно развивать регулирование офсетов в фармацевтике, чтобы повысить их эффективность и снизить риски для инвесторов.Электронные земельные торги. Правила участия
С 1 марта 2023 г. начнет действовать порядок проведения аукционов по реализации муниципальных и государственных земельных участков в электронной форме. Новое регулирование сделало удобнее процедуру торгов и подготовку к ним, причем изменения коснулись как организаторов, так и участников. На какие новеллы стоит обратить внимание тем, кто подает заявку на аукцион, объясняют:- заместитель руководителя Татарстанского УФАС России Алмаз Яфизов;
- начальник отдела контроля органов власти Татарстанского УФАС России Валерий Казаков;
- специалист первого разряда отдела контроля органов власти Татарстанского УФАС России Арина Галеева.
Получено антимонопольное предписание. Что делать?
В определенных законом случаях антимонопольный орган может выдать хозяйствующему субъекту предписание, которое тот обязан исполнить. каким требованиям должен отвечать этот документ, как рассчитать и продлить срок его исполнения, а также какие есть способы его обжаловать и чем может обернуться неосуществление предписанных регулятором действий, разбираются:- руководитель направления отдела правовой защиты АО «Мосэнергосбыт» Кристина Хурцидзе;
- ведущий специалист отдела правовой защиты АО «Мосэнергосбыт» Даниил Бодрягин.
Заключение договора по Закону № 223-ФЗ с единственным участником: обязанность или усмотрение заказчика?
23 декабря 2022 г. КС РФ принял Постановление № 57-П о проверке конституционности отдельных положений Гражданского кодекса РФ. Суд ответил на вопрос, обязан ли заказчик по Закону № 223-ФЗ заключить договор с единственным участником несостоявшихся торгов. К каким выводам пришел КС РФ и какие последствия повлечет их применение на практике, рассказывает советник Управления конституционных основ частного права Конституционного Суда РФ, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права МГИМО, кандидат юридических наук Алексей Фролов.Топ-5 судебных дел 2022 г. по антимонопольным требованиям к ретейлу
В прошлом году применение антимонопольных требований Закона о торговле к ретейлу не претерпело революционных изменений. Но суды, в том числе ВС РФ, стали более творчески подходить к применению норм, порой толкуя их не только буквально, но и телеологически, в частности используя концепцию недопустимости злоупотребления правом. Ключевые судебные решения по теме изучает старший преподаватель Западного филиала РАНХиГС при Президенте РФ, заместитель генерального директора торговой сети «СПАР-Калининград» по правовым вопросам Алексей Елаев.«Снижение порога для универсальной предквалификации минимизирует воздействие „профессиональных жалобщиков“ на закупки»
Руководитель Тверского УФАС России Павел Александрович Мироненко в интервью «Конкуренции и праву» рассказывает, почему внимание ведомства сосредоточено на нарушениях в госзакупках и работе сетевых организаций, насколько продуктивно взаимодействие с правоохранителями и что поможет в борьбе с «тендерными рейдерами».Из нового обзора антимонопольных споров вы узнаете, счел ли ВС РФ законными разъяснение ФАС России о распространении звуковой рекламы на линиях электропередач и взыскание с подрядчика одновременно пеней и штрафа за нарушение сроков по контракту; удалось ли банку оспорить признание рекламы ненадлежащей из-за мелкого текста; следует ли согласовывать с ФАС России сделки по итогам банкротных торгов. Решения судов изучила младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Элина Галиева. За свежей судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.