Загрузка...
30.01.2023
8 мин. на чтение

Экология: MustRead за 24 - 30 января 2023 г.

Быстрое меню:

обзор по экологии.jpg
Изменения законодательства. Экологические разрешения

Правительство утвердило постановление об автоматическом продлении разрешительных документов в 2023 г.

26 января 2023 г. опубликовано постановление Правительства об автоматическом продлении сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев. Документ вносит изменения в постановление Правительства от 12 марта 2022 года №353 (Постановление № 353) и постановление от 12 сентября 2022 года №1589.

«Такой режим уже применялся в прошлом году. Сейчас он бесшовно продлён – начиная с 1 января», – отметил Михаил Мишустин на заседании Правительства 26 января 2023 г.

Речь идёт об автоматическом продлении отдельных разрешительных документов, истекающих в 2023 г., в важных сферах деятельности, включая экологию. В их числе:

  • разрешения и лимиты на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) I категории;

  • разрешения и лимиты на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду для ОНВОС I категории;

  • разрешения на временные выбросы и сбросы, выданные в соответствии с п. 6 ст. 23.1 федерального закона «Об охране окружающей среды»;

  • аттестация экспертов, привлекаемых надзорными органами к экологическому контролю.

Кроме того, вновь продлены сроки действия положительных заключений государственной экологической экспертизы (ГЭЭ): если такой срок истекает в 2023 г., он автоматически продлевается до 31 декабря 2024 г. (в 2022 г. эти сроки уже продлевались до конца 2023 г.).

При автоматическом продлении разрешительных документов природопользователям не потребуется подавать каких-либо заявлений, уплачивать пошлины или сборы. Государственные органы сами внесут изменения в реестры и базы данных.

Также установлено, что в 2023 г. при проведении повторной государственной экологической экспертизы не потребуется предоставлять материалы обсуждения в отношении ряда объектов (перечислены в пп. 7 – 7.10 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»), например,

  • искусственных земельных участков в водных объектах, относящихся к собственности РФ;

  • хранилищ агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос.

Данное послабление не распространяется на документацию, предполагающую (1) строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также (2) техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасных производственных объектов в составе объектов капитального строительства, содержащую решения по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению и (или) захоронению отходов.

Кроме того, до конца 2023 года продлевается возможность упрощения разрешительных процедур по решению госорганов. Например, они могут принимать решения о сокращении сроков предоставления услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для получения разрешений, о временной отмене оценки соответствия обязательным требованиям. Это касается, в частности:

  • ГЭЭ;

  • выдачи заключения об отсутствии нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических заключений, решений по санитарно-защитным зонам;

  • государственного учета ОНВОС;

  • утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ОНВОС I категории;

  • подтверждения отнесения отходов к конкретным классам опасности;

  • выдачи разрешений на выбросы и сбросы для объектов различных категорий.

В то же время не все послабления, действовавшие в 2022 г., попали в новую редакцию Постановления № 353. Например, исключена возможность продления на два года сроков выполнения работ, связанных с пользованием недрами и предусмотренных соответствующей лицензией и/или проектной документацией.

Решение позволит снизить нагрузку на организации и предпринимателей, сократить издержки, связанные с прохождением разрешительных процедур, в условиях внешнего санкционного давления.

«Рассчитываем, что в результате предприниматели получат возможность больше времени уделять развитию бизнеса и реализации своих идей, смогут найти новые ниши, появившиеся после ухода иностранных конкурентов», – отметил Михаил Мишустин.

Природопользователям рекомендуется проанализировать постановление и определить, какие из их разрешительных документов подпадают под его действие, а какие потребуется продлевать.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. № 63 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. № 1589»


Изменения законодательства. Обращение с отходами

Установлены требования к объектам обращения с отходами вблизи аэропортов

Правительство дополнило положение о приаэродромной территории нормами, посвященными размещению в шестой подзоне объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

Напомним, что шестая подзона выделяется по границам, установленным на удалении до 15 км от контрольной точки аэродрома (такая точка, является, как правило, геометрическим центром главной взлётно-посадочной полосы).

По общему правилу, с 2017 г. в шестой подзоне приаэродромной территории запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (в частности, мусорные свалки).[1]

При этом на момент введения соответствующего запрета в указанной зоне уже существовали мусорные свалки, владельцы которых продолжали их эксплуатацию, ссылаясь на то, что они не способствуют массовому скоплению птиц (критерии такого скопления отсутствовали в законе, поэтому выводы о скоплении птиц носили субъективный характер, а между владельцами свалок и властями возникали споры по данному вопросу[2]).

Теперь власти внесли большую определенность в данный вопрос, указав, что работа объектов обращения с отходами, которые зачастую привлекают птиц, разрешается при соблюдении определенных условий.

Собственники объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, пищевыми и биологическими отходами, расположенных шестой подзоне, обязаны до 1 сентября 2024 г. провести орнитологическое исследование на предмет:

  • отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или)

  • достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц.

Порядок проведения орнитологического исследования, а также форму заключения по его результатам должно утвердить Минприроды. Полученное заключение необходимо в 5-дневный срок направить в том числе оператору аэродрома и в Федеральное агентство воздушного транспорта.

Если результаты данного исследования указывают на вероятность массового скопления птиц, собственник объекта обязан в течение 6 месяцев со дня получения результатов исследования принять меры по защите своего объекта от привлечения и массового скопления птиц и провести повторное орнитологическое исследование.

Если же собственник не выполнит эти требования, то ему запретят эксплуатировать объект обращения с отходами, а в дальнейшем таковой может быть принудительно снесен или реконструирован в соответствии с земельным и градостроительным законодательством.

Также установлены рекомендуемые минимальные расстояния от контрольной точки аэродрома до объекта обращения с отходами в зависимости от его технологического оснащения:

  • для объектов закрытого типа, не допускающих проникновения птиц – 5 или 10 км (в зависимости от класса аэродрома);

  • для объектов, оборудованных системой отпугивания птиц (в т.ч. газовыми пушками, трещотками, лазерными отпугивателями, муляжами) - 5 или 10 км (в зависимости от класса аэродрома);

  • для объектов, оборудованных автоматизированной комплексной системой обнаружения и отпугивания птиц – 7,5 или 10 км (в зависимости от класса аэродрома).

Постановление вступает в силу с 3 февраля 2023 г.

Значительное количество объектов по обработке, транспортированию, размещению, обеззараживанию и утилизации твердых коммунальных отходов расположены в границах шестой подзоны, то есть в непосредственной близости от аэропортов. Это усложняет эксплуатацию таких объектов, отмечали в пресс-службе Минприроды.

По словам главы «Российского экологического оператора» Дениса Буцаева, орнитологические исследования могут затронуть около 170 таких объектов. Впоследствии их число может увеличиться, потому что будут создаваться новые комплексы, допускает он. В октябре 2020 перенос аналогичного числа пунктов сортировки и свалок на расстояние более 15 км от аэропортов оценивался в 70 млрд руб.

Собственникам объектов по обращению с отходами, расположенными в шестой подзоне, рекомендуется ознакомиться с правительственным постановлением, оценить применимость изложенных в нем требований к принадлежащим им объектам и в случае применимости учитывать необходимость выполнения требуемых мероприятий при планировании и ведении своей деятельности.

Постановление Правительства РФ от 24 января 2023 г. № 78 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460».



Планируемые изменения законодательства. Водные биоресурсы

Планируется утвердить новый регламент по согласованию деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы

На официальном сайте проектов нормативно-правовых актов размещен проект приказа Росрыболовства «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги «Согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» (Проект).

Напомним, что Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст.50) устанавливает, что необходимо в обязательном порядке согласовывать с Росрыболовством в том числе следующую деятельность, влияющую на водные биоресурсы:

  • территориальное планирование;

  • градостроительное зонирование;

  • планировку территории;

  • архитектурно-строительное проектирование;

  • строительство / реконструкция;

  • капитальный ремонт объектов капитального строительства;

  • внедрение новых технологических процессов.

Росрыболовство планирует обновить действующий административный регламент по предоставлению соответствующей государственной услуги, утвержденный в 2020 г.

Проектом планируется:

  • существенно детализировать регламент (объем документа вырастет в несколько раз);

  • установить, что в зависимости от вида деятельности заявителя Росрыболовство будет выдавать по результатам рассмотрения обращения (1) заключение о согласовании строительства/реконструкции объекта капитального строительства; (2) заключение о согласовании внедрения новых технологических процессов и иной деятельности, оказывающей влияние на водные биоресурсы; (3) заключение о согласовании деятельности, направленной на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  • увеличить срок выдачи заключения о согласовании строительства/реконструкции и внедрении новых технологических процессов с 15 календарных до 22 рабочих дней;

  • сократить срок выдачи заключения о согласовании деятельности, направленной на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с 30 календарных дней до 11 рабочих дней (в отдельных случаях – до 6 рабочих дней);

  • уточнить перечень необходимых документов и оснований для отказа при согласовании различных видов деятельности;

  • установить различную последовательность административных процедур при согласовании в зависимости от согласуемой деятельности.

Из регламента исключены положения, касающиеся консультирования заявителей по телефону, электронной почте и на личном приеме.

Если компания осуществляет деятельность, которая влияет на водные биоресурсы, включая:

  • строительство/реконструкцию объектов капитального строительства;

  • внедрение новых технологических процессов;

  • предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

ей рекомендуется ознакомиться с Проектом и учитывать высокую вероятность его принятия и, соответственно, изменения порядка получения согласования Росрыболовства.

Проект приказа Росрыболовства «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги «Согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания»


[1] Пп. 6 п. 3 ст. 47 Воздушного кодекса РФ.
[2] См., например, Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2019 № 304-ЭС19-5849 по делу № А70-3833/2018.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.10.2024

Правила продажи доли банкрота в уставном капитале общества. Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о правилах продажи доли банкрота в ус...

Смотреть

18.11.2024

Значимые споры в сфере экологии за октябрь 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами производства и потребления; экологический сбор; возмещение вреда окружающей среде....

12.11.2024

Экология: MustRead от 8 ноября 2024 г.

Главные новости:  Внесены изменения в правила рассмотрения заявок на выдачу КЭР   Предлагается ограничить...

12.11.2024

Судебное оспаривание результатов исследования проб, отобранных надзорным органом

Наличие нарушений, допущенных при отборе и исследовании проб сточных вод, природной воды, почвы и отходов (от ошибок в технике...

05.11.2024

Ключевые изменения правового регулирования недропользования

С 01.09.2024 вступили в силу существенные изменения правового регулирования в сфере недропользования. В статье руководителя...