Экология: MustRead от 9 декабря 2024 г.
Изменения законодательства. Водопользование
Заключение договора водопользования для рекреационных целей
Опубликовано постановление Правительства РФ от 30 ноября 2024 г. № 1692, которое вносит изменения в правила подготовки и заключения договоров водопользования.В указанных правилах появилась новая цель предоставления водного объекта в пользование – размещение плавучих объектов на земельных участках или гидротехнических сооружениях полностью или частично расположенных в границах береговой полосы водных объектов.
Речь идет о плавучих объектах, размещаемых на акватории водных объектов с целью обеспечения размещения кафе, касс, зон комфортного ожидания водного транспорта для пассажиров (например, дебаркадеры, понтоны). В соответствии с изменениями, ранее внесенными в Водный кодекс РФ, с 1 марта 2025 г. заключать договоры водопользования для размещения указанных объектов можно будет без аукциона.
Установлен ряд особенностей заключения такого договора:
- вместе с заявлением для использования акватории водных объектов для вышеуказанной цели заявитель предоставляет правоустанавливающие документы на используемый земельный участок или гидротехническое сооружение (если сведения о них отсутствуют в ЕГРН);
- уполномоченный орган в течение двух рабочих дней с даты получения заявления запрашивает у администрации бассейна внутренних водных путей сведения об учете плавучих объектов;
- в заключении договора водопользования могут отказать по основаниям, установленным законами субъектов федерации;
- договор водопользования подлежит досрочному расторжению в случае прекращения прав лица на земельный участок и гидротехническое сооружение;
- запрещено устанавливать срок договора водопользования превышающий срок действия договора аренды (договора безвозмездного пользования) земельного участка в береговой полосе.
Рекомендации
Напомним, что с 1 марта 2025 г. вступят в силу изменения, внесенные в Водный кодекс Федеральным законом от 8 июля 2024 г. № 166-ФЗ. Они призваны упростить заключение договора водопользования для лиц, которые уже обладают правами на земельные участки в границах береговой полосы и гидротехнические сооружения.
Согласно действующим правилам, чтобы одно лицо обладало правами пользования и в отношении земельного участка, примыкающего к водному объекту, и в отношении части акватории, сначала необходимо заключить договор аренды земельного участка, а затем на общих основаниях участвовать в аукционе по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории, примыкающего к арендуемой набережной, что на практике труднореализуемо.
Нововведения затрагивают как порядок подготовки и заключения договора водопользования, так и порядок взаимодействия с государственными органами в случае предоставления водного объекта в пользование в целях размещения плавучих объектов.
Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2024 г. № 1692 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. № 274»
Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами
Законопроект об обращении со строительными отходами
2 декабря 2024 г. группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает особенности обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения и благоустройства (Отходы строительства).Соответствующие изменения предлагается внести в том числе в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно определению, содержащемуся в законопроекте, Отходами строительства признаются отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам и образующиеся в результате строительных работ и работ по благоустройству территории, а также в результате технического перевооружения производства, включая отходы грунта.
Предлагается наделить субъекты федерации весьма широкими полномочиями в области обращения с Отходами строительства, включая:
- утверждение правил и порядка обращения с такими отходами;
- утверждение форм договоров на оказание услуг по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению таких отходов;
- порядок оформления и обязанность получения сопроводительных документов в целях транспортирования таких отходов;
- установление доли Отходов строительства, которая не подлежит захоронению, а должна утилизироваться.
Кроме того, устанавливается запрет на захоронение отдельных видов Отходов строительства и приоритет на их обработку и утилизацию.
Законопроектом устанавливается срок вступления в силу изменений с 1 сентября 2025 г.
Рекомендации
Законодательство уже предусматривает существенные особенности обращения с отходами от использования товаров, отходами животноводства, отходами добычи полезных ископаемых. По аналогии предлагается предусмотреть особые правила обращения с Отходами строительства. Следует отметить, что нововведения затронут широкий перечень компаний.
Такие отходы создают трудности для местных властей из-за распространённости практики, когда компании, желая сэкономить, вместо утилизации соответствующих отходов несанкционированно размещают их на публичных землях. Расходы по ликвидации соответствующих свалок, как правило, ложатся на бюджеты органов местного самоуправления, так как чаще всего у последних не выходит выявить нарушителя.
В связи с этим предлагается усилить контроль за обращением с Отходами строительства, предоставив необходимые полномочия субъектам федерации.
Законопроект № 784334-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»
Изменения законодательства. Оценка воздействия на окружающую среду
Новый порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Опубликовано постановление Правительства РФ от 28 ноября 2024 г. № 1644, которым утвержден новый порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).Напомним, что ОВОС необходима для всех объектов, которые проходят государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).
Вводятся особенности проведения ОВОС различных объектов, в частности:
- проектов общего допустимого улова водных биологических ресурсов;
- проектов технической документации на технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду;
- проектов технической документации веществ, которые могут впервые поступать в окружающую среду.
Постановление Правительства РФ № 1644 вступает в силу с 1 марта 2025 г. Устанавливается, что оно не применяется к проектам, общественные обсуждения которых завершены до 1 марта 2025 г.
Рекомендации
В настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Закон № 7-ФЗ) требования к материалам ОВОС утверждены приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 999 (Приказ № 999).
Однако в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. № 673 статья 32 Закона № 7-ФЗ изложена в новой редакции, которая предусматривает передачу полномочий по урегулированию порядка проведения ОВОС на уровень Правительства РФ. Во исполнение указанных полномочий правительство приняло постановление № 1644, которое заменит Приказ № 999 с 1 марта 2025 г.
Напомним, что процедура ОВОС, согласно постановлению Правительства РФ № 1644, состоит из следующих этапов:
- проведение предварительной оценки;
- подготовка технического задания на проведение ОВОС;
- проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительных материалов ОВОС;
- проведение общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС, объекта ГЭЭ;
- подготовка окончательных материалов ОВОС с учетом проведенных общественных обсуждений и их размещение в сети «Интернет» для ознакомления общественности.
Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2024 г. № 1644 «О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду»
Изменения законодательства. Обращение с отходами
Обновлены указания по разработке ПНООЛР
2 декабря 2024 г. опубликован приказ Минприроды от 30 октября 2024 г. № 634, который вносит изменения в методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).Устанавливается, что лица, которые осуществляют деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду I категории, вправе не указывать информацию о месте размещения отходов и срок действия договора, если такими отходами являются ТКО, которые передаются региональному оператору или если такие отходы относятся к I и II классов опасности, которые передаются федеральному оператору.
Вводится обязанность для вышеназванных лиц указывать в приложениях договора наименование и местонахождение оператора, а также наименование и код передаваемых отходов.
Приказ вступил в силу 2 декабря 2024 года.
Рекомендации
Послабления упростят подготовку заявки на получение комплексного экологического разрешения, в состав которой входит ПНООЛР.
Контрольно-надзорные органы уже располагают информацией как о региональных операторах, с которым заключаются договоры на передачу ТКО в соответствующем регионе, так и о Федеральном экологическом операторе, которому должны передаваться все отходы I и II классов опасности.
Изменения законодательства. Лесопользование
Изменен перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов
Опубликовано распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2024 г. № 3138-р, которое расширяет перечень строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Так, Перечень был дополнен некапитальными строениями, сооружениями:
- в целях геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа по лицензиям на пользование недрами, полученным до 31 декабря 2010 г., на срок, не превышающий срока действия таких лицензий;
- в целях добычи подземных вод и (или) связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей нефти и природного газа попутных вод полезных ископаемых (полезных компонентов)по лицензиям на пользование недрами, полученным до 31 декабря 2030 г., на срок, не превышающий срока действия таких лицензий;
- некапитальными строениями, сооружениями, не связанными с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления изыскательской деятельности.
Рекомендации
Изменения позволят добывающим компаниям размещать в защитных, эксплуатационных и резервных лесах объекты, технологически необходимые для разведки и добычи полезных ископаемых, например, поисковые временные скважины, передвижные электростанции, контейнеры для складирования оборудования и пр.