Загрузка...
05.12.2022
9 мин. на чтение

Экология: MustRead за 29 ноября - 5 декабря 2022 г.

Быстрое меню:
обзор по экологии.jpg
Изменения законодательства. Взаимодействие с Росприроднадзором

Росприроднадзор начал эксперимент по консультированию бизнеса, реализующего инвестиционные проекты в России

1 декабря 2022 г. опубликовано постановление Правительства РФ, которое определяет порядок предоставления соответствующих консультаций. Эксперимент продлится до конца 2023 года.

В ходе консультирования Росприроднадзор будет оценивать соответствие деятельности, планируемой к осуществлению или осуществляемой при реализации инвестиционных проектов, требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Консультирование проводится в форме направления мотивированного мнения Росприроднадзора по вопросам соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду и (или) экологического сбора.

Консультации будут безвозмездными. Заявку на консультацию и необходимые документы можно направить через официальный сайт Росприроднадзора.

Упоминается также, что если подготовка мотивированного мнения потребует проведения экспертизы, то такая экспертиза будет проводиться подведомственными Росприроднадзору организациями, а заплатит за нее консультируемое лицо.

Если для подготовки мотивированного мнения инспекторам Росприроднадзора потребуется выезд на место (например, для отбора проб), то такой выезд производится в согласованный с консультируемым лицом срок.

Наиболее важным положением документа является правило, согласно которому выявление нарушений в ходе консультирования не будет являться основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий и для возбуждения дел об административных правонарушениях, за исключением случаев выявления фактов причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

По мнению вице-премьера РФ Виктории Абрамченко, этот эксперимент позволит минимизировать количество нарушений, убытков и штрафных санкций. «Консультации можно будет получить на разных стадиях жизненного цикла проекта - разработки планов, строительства, модернизации или ввода в эксплуатацию. Решение позволит избежать внедрения неэкологичных технологий и сохранить природное богатство страны», - приводятся ее слова на сайте кабмина.

Речь о необходимости проведения эксперимента велась на встрече президента России Владимира Путина с представителями организации «Деловая Россия» 3 февраля 2022 года. По ее итогам он поручил правительству реализовать такой пилотный проект.

Сообщалось, что некоторые крупные компании (например, «Лукойл» и «Газпром нефть») еще до опубликования указанного правительственного постановления подписали с Росприроднадзором соглашения об экологическом консультировании.

Отмечалось, что это позволит компаниям запрашивать мотивированное мнение ведомства при подготовке к проведению экологической экспертизы, а также уточнять правильность расчёта платы за воздействие на окружающую среду.

Если эксперимент действительно позволит получать от Росприроднадзора разъяснения по спорным вопросам природоохранного законодательства, то он заслуживает позитивной оценки. Вместе с тем, наш опыт взаимодействия с Росприроднадзором показывает, что ведомство может использовать против природопользователя информацию, предоставленную им добровольно (например, для привлечения его к административной ответственности).

В связи с этим мы рекомендуем компаниям проявлять осторожность при использовании нового механизма взаимодействия с Росприроднадзором, поскольку в настоящее время неясно, как ведомство будет использовать полученную в ходе консультирования информацию. 

Во всяком случае, следует учитывать, что, если Росприроднадзор сочтет, что выявленные в ходе консультирования нарушения привели к чрезвычайной ситуации природного характера, он вправе инициировать проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении консультируемого лица, а по результатам – привлечь последнего к ответственности.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2022 г. № 2200 «О проведении эксперимента по консультированию о соответствии деятельности, планируемой к осуществлению при реализации инвестиционных проектов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования»


Изменения законодательства. Обращение с отходами

Власти собираются продлить срок работы старых мусорных полигонов на три года

Соответствующую инициативу обсуждают Минприроды и Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, а законопроект планируется в ближайшее время внести в Госдуму.

Речь идет о полигонах, введенных в эксплуатацию до 2019 года, то есть до начала «мусорной реформы», не имеющих необходимой документации и не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Указанные «старые» полигоны не соответствуют современным законодательным требованиям к подобным объектам (например, санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным СанПиН 2.1.3684-21, проектная документация таких полигонов зачастую не проходила государственную экологическую экспертизу, разрешение на их строительство не выдавалось).

Переходные положения Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разрешают захоранивать на них отходы до 1 января 2023 года. Предполагалось, что до этого времени по всей стране будет построена необходимая инфраструктура, а старые полигоны заменят современные мусороперерабатывающие комплексы.

Но почти в 25% регионов этого до сих пор не произошло, отмечает председатель комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин: «В 21 субъекте по-прежнему некуда вывозить отходы, нет соответствующих объектов размещения, нет инфраструктуры». Основная причина – в отсутствии финансирования.

С инициативой продлить срок эксплуатации старых полигонов в Минприроды обратились власти ряда регионов, опасающиеся «мусорного коллапса» в новогодние праздники. Наиболее сложная ситуация, по данным главы экологического комитета Госдумы Дмитрия Кобылкина, сложилась в Омской области, на Камчатке, Сахалине, в Алтайском крае, Новосибирской области, Краснодарском крае.

Минприроды поддержало региональные власти, однако председатель «экологического» комитета Госдумы Дмитрий Кобылкин предостерег, что продление сроков «поставит под сомнение эффективность реализации «мусорной реформы», а трехлетняя отсрочка не станет эффективным стимулом, как не стала в предыдущие четыре года. Предложение комитета – перенести сроки только на 1 год.

Вероятнее всего, срок эксплуатации старых полигонов будет продлен. Альтернативы такому решению не существует. В противном случае размещение отходов в ряде регионов станет невозможным из-за отсутствия современных полигонов. Сильнее всего от этого рискует пострадать население, которому региональный оператор не сможет предоставить услугу по вывозу твердых коммунальных отходов.

Компаниям рекомендуется наблюдать за развитием ситуации. Следует отметить, что если срок эксплуатации «старых» полигонов не будет продлен, то лица, размещающие отходы на таких объектах (не внесенных в ГРОРО) после 1 января 2023 г., могут быть привлечены к административной ответственности, установленной ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание в виде штрафа до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов.

Источник


Изменения законодательства. Наилучшие доступные технологии (НДТ)

Утверждены новые технологические показатели НДТ для некоторых производств

Напомним, что НДТ – это технология производства продукции, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности её применения.

В настоящее время применение НДТ на предприятиях не является обязательным. В то же время, соответствие НДТ имеет наибольшую актуальность для предприятий с объектами негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) I категории, которые обязаны в обозримой перспективе получить комплексные экологические разрешения (КЭР), а также для предприятий с объектами НВОС II категории, которые намерены получить КЭР добровольно.

При рассмотрении заявок на выдачу КЭР на соответствие НДТ оцениваются технологические процессы, используемое на объекте оборудование, применяемые технические способы и методы. А в случае невозможности соблюдения нормативов НДТ на объекте, в отношении которого запрашивается КЭР, предприятию придется разрабатывать программу повышения экологической эффективности, и КЭР может быть получена при условии одобрения такой программы.

Кроме того, применение НДТ дает предприятиям право претендовать на налоговые льготы, льготы по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

НДТ описаны в отраслевых информационно-технических справочниках (ИТС) по НДТ, которые разрабатываются специально сформированными рабочими группами при Министерстве промышленности и торговли РФ и утверждаются приказами Росстандарта.

Поскольку наука и техника развиваются, ИТС по НДТ в обязательном порядке проходят периодическую актуализацию. Так, в 2021 г. были, в частности, актуализированы справочники, содержание описание НДТ:

  • в области добычи и обогащения железных руд (ИТС 25-2021);

  • в области производства оксида магния, гидроксида магния, хлорида магния (ИТС 21-2021);

  • в области дубления, крашения, выделки шкур и кожи (ИТС 40-2021).

При этом ИТС по НДТ не содержат технологических показателей НДТ (в частности, показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, которые нельзя превышать при применении НДТ), такие показатели утверждаются Минприроды не позднее 6 месяцев после опубликования или актуализации ИТС по НДТ. 

Поэтому актуализация указанных выше справочников по НДТ потребовала обновления приказов Минприроды, в которых содержатся показатели выбросов и сбросов загрязняющих веществ при применении НДТ, описанных в данных справочниках.

30 ноября 2022 г. официально опубликовано три приказа Минприроды, которые обновили показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их сбросов в водные объекты, соответствующих НДТ для указанных производств:

Указанные приказы обновляют действовавшие прежде показатели выбросов и сбросов для НДТ, которые утверждались в 2019 г. Документы вступят в силу с 1 марта 2023 г. и будут действовать в течение 6 лет.

В связи с нововведениями предприятиям, осуществляющим перечисленные выше виды деятельности и применяющим, либо планирующим применять НДТ, необходимо ознакомиться с указанными приказами Минприроды и оценить соответствие их сбросов и выбросов загрязняющих веществ новым требованиям.



Планируемые изменения законодательства. Экологический мониторинг

В Госдуму внесен законопроект о создании системы экологического мониторинга в РФ

‎30 ноября 2022 г. Правительство внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий внесение изменений в целый ряд федеральных законов с целью создания федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды (Система).

Система должна объединить информацию о:

  • состоянии и загрязнении окружающей среды;

  • радиационной обстановке;

  • стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

  • об обращении с отходами производства и потребления;

  • мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

  • состоянии земель;

  • об объектах животного мира;

  • лесопатологическом состоянии лесов, их воспроизводстве и лесных пожарах;

  • состоянии недр;

  • подземных водных объектах;

  • водных биологических ресурсах;

  • внутренних морских водах и территориальном море РФ;

  • об исключительной экономической зоне РФ;

  • континентальном шельфе РФ;

  • об охотничьих ресурсах и среде их обитания;

  • об уникальной экологической системе озера Байкал;

  • о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты;

  • иные сведения, определяемые Правительством РФ.

Планируется, что оператором Системы станет публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор», а полномочия правообладателя содержащейся в Системе информации будет осуществлять Минприроды.

Пользоваться Системой смогут как государственные органы, так и компании, население, однако компании и граждане, вероятно, будут иметь ограниченный доступ к информации, размещенной в Системе.

Законопроект предусматривает, что Правительство установит порядок создания, эксплуатации и развития Системы, перечень видов и состав размещаемой в ней информации, порядок и условия ее размещения в Системе, в том числе перечень поставщиков такой информации.

При этом бизнес обяжут на безвозмездной основе вносить в Систему перечисленную выше информацию, которой он располагает. Компании обязаны будут обеспечивают полноту, достоверность, актуальность указанной информации и своевременность ее размещения в Системе.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что запланирована интеграция Системы с рядом уже существующих информационных систем, включая:

  • государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду;

  • единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров - ЕФГИС УОИТ;

  • федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов - ФГИС УТКО.

Выполнение соответствующих работ планируется в 2023 - 2025 гг., а предоставление информации в Систему станет возможно с 1 марта 2025 г.

Чиновники утверждают, что создание специализированной цифровой платформы позволит в режиме реального времени отслеживать состояние окружающей среды — воздуха, водных объектов, лесов.

Создание Системы является проявлением тренда на цифровизацию охраны окружающей среды, а также попыткой государства собирать, сопоставлять и анализировать экологическую информацию, полученную из разных источников.

Компаниям рекомендуется наблюдать за судьбой законопроекта и принимать во внимание, что в случае его принятия у них появится обязанность вносить информацию в Систему, а государственные органы, вероятно, смогут получать из Системы данные об экологических правонарушениях. 

Законопроект № 247198-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?» Ната...

Смотреть

20.12.2024

Петербургский бизнес стал реже нарушать экологическое законодательство

Отношение бизнеса к экологическим правонарушениям становится более серьезным из–за суровости санкций, считает руководитель...

10.12.2024

Новости экологии: договор водопользования, ОВОС, строительные отходы, ПНООЛР, защита лесов и др.

Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о законопроект об обращении с...

10.12.2024

Петербургский бизнес стал реже нарушать экологическое законодательство

Отношение бизнеса к экологическим правонарушениям становится более серьезным из–за суровости санкций, считает руководитель...

10.12.2024

Экология: MustRead от 9 декабря 2024 г.

Главные новости:  Заключение договора водопользования для рекреационных целей Законопроект об обращении...