Изменения законодательства. Обращение с отходами
Совет Федерации одобрил законопроект, регулирующий обращение с медицинскими отходами
Изменения вносятся в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В нем появятся новые нормы об обращении с медицинскими отходами в зависимости от класса их опасности.
Напомним, что медицинские отходы разделены на пять классов — «А», «Б», «В», «Г», «Д» — по степени их токсикологической, эпидемиологической и радиационной опасности.
В соответствии с новым регулированием медицинские отходы класса «А» (эпидемиологически безопасные отходы) необходимо будет передавать региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). К отходам класса А относятся относительно безопасные медотходы, похожие по составу на ТКО.
Медицинские отходы классов «Б», «В» и «Г» (кроме медицинских отходов класса «Г», подобных по составу чрезвычайно опасным и высокоопасным отходам), подлежат обеззараживанию в соответствии с санитарными правилами. Это предполагает дезинфекцию отходов в целях устранения их эпидемиологической опасности. Образователи медотходов могут обеззараживать их как самостоятельно, так и с привлечением специализированных организаций, информация о которых размещена на сайте уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ.
При этом необеззараженные медотходы класса «Б» (эпидемиологически опасные отходы) разрешено вывозить с территории, на которой осуществляет свою деятельность образователь отходов. Медотходы класса «В» (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) должны обеззараживаться на территории, где осуществляет свою деятельность образователь отходов, вывозить подобные отходы в необеззараженном состоянии запрещено.
После обеззараживания на отходы составляются паспорта. Далее медотходы передаются лицам, осуществляющим обращение с отходами производства и потребления, для утилизации или размещения.
Медицинские отходы класса «Г», подобные по составу чрезвычайно опасным и высокоопасным отходам, обращаются по правилам, предусмотренным для отходов I и II классов опасности, поскольку они по схожи по морфологии. Такие медотходы необходимо будет передавать ФГУП «ФЭО» для утилизации.
Правительство РФ должно установить порядок учета медицинских отходов, порядок оказания услуг по их транспортированию и обезвреживанию, перечень объектов, на которых осуществляется обеззараживание, обезвреживание медицинских отходов и порядок их размещения.
Новые правила обращения с медотходами будут применяться с 1 сентября 2026 г.
Рекомендации
Реформа обращения с медицинскими отходами обсуждалась в течение нескольких лет. Обращение с этими отходами было урегулировано фрагментарно, закон не описывал порядок обращения с такими отходами после их передачи транспортирующей организации для дальнейшего обезвреживания, утилизации, захоронения. В результате медицинские отходы попадали на несанкционированные свалки. Закон должен вывести из «серой зоны» свыше трех миллионов тонн отходов и способствовать созданию полноценной системы обращения с ними.
Медицинским и фармацевтическим организациям рекомендуется ознакомиться с законопроектом и заблаговременно начать подготовку к выполнению новых требований.
Законопроект № 365183-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обращения с медицинскими отходами)»
Планируемые изменения законодательства. Углеродное регулирование
Проект постановления, совершенствующий механизм зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа, внесен в Правительство Российской Федерации
Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в правила создания и ведения реестра углеродных единиц. Механизм, предлагаемый в проекте постановления, предусматривает возможность зачета углеродных единиц владельцем углеродных единиц в пользу снижения углеродного следа иного, третьего лица. При этом наличие счета в реестре теперь не будет обязательным условием.
Зачет углеродных единиц осуществляется оператором реестра в соответствии с распоряжением владельца углеродных единиц, удостоверенным усиленной квалифицированной электронной подписью. Зачет происходит посредством списания углеродных единиц со счета такого владельца и зачисления на счет изъятия из обращения.
Лицу, не являющемуся исполнителем климатического проекта и владельцем углеродных единиц, требуется открыть счет в реестре на основании договора с оператором реестра. Затем необходимо купить углеродные единицы, после чего — подать распоряжение оператору о зачете принадлежащих ему углеродных единиц.
На официальном сайте оператора реестра углеродных единиц будет размещаться информация о количестве зачтенных углеродных единиц и обо всех операциях, связанных с зачетом углеродных единиц в целях уменьшения углеродного следа. На ресурсе также будут доступны сведения о лицах, чей углеродный след уменьшается таким зачетом.
Рекомендации
«Новый порядок упростит участие в углеродном рынке представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые не являются исполнителями климатических проектов и не выпускают самостоятельно углеродные единицы, а заинтересованы исключительно в снижении углеродного следа», — отметил первый заместитель министра экономического развития Илья Торосов.
Снизить свой углеродный след таким образом может любое лицо: для этого не требуется самостоятельно открывать счет в реестре, получать усиленную квалифицированную электронную подпись и подавать распоряжение оператору реестра о зачете.
Разъяснения законодательства. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
Министерство природных ресурсов и экологии РФ опубликовало письмо от 11 июля 2024 г. № 19-50/12522-ОГ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду»
Соответствующее разъяснение потребовалось в связи с тем, что в июне 2024 г. из перечня нормативно-правовых актов, которые не утрачивают силу в рамках «регуляторной гильотины»Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467
, были исключены два правительственных постановления, устанавливающие ставки платы за НВОСПостановление Правительства РФ от 12.06.2024 № 792 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
:
-
от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»; и
-
от 29 июня 2018 г. № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Указанные постановления также были исключены из Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 30 декабря 2020 г. № 1839.
Однако Минприроды разъяснило, что несмотря на исключение постановлений из этих перечней, природопользователи все равно должны рассчитывать плату за НВОС за 2024 г. по ставкам, содержащимся в указанных постановлениях.
Исключение правительственных постановлений Минприроды объяснило тем, что сами по себе ставки платы не устанавливают обязательных требований, а являются только инструментом для исчисления платы. Требование о внесении платы за НВОС содержится в иных нормативно-правовых актах:
-
в статье16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
-
в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2023 г. № 881).
Рекомендации
Рекомендуем плательщикам платы за НВОС ознакомиться с разъяснениями Минприроды и руководствоваться ими при исчислении и уплате платежей за НВОС.
Письмо от 11 июля 2024 г. № 19-50/12522-ОГ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду»