Загрузка...
04.02.2025
15 мин. на чтение

Итоговый обзор новостей экологии за 2024 г.

обзор по экологии.jpg

Изменения в сфере экологии. Итоги 2024 года

Реформирована система обращения с медицинскими отходами (далее – медотходы)

Реформа, проведенная в 2024 г., заключалась во внесении изменений в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Напомним, что медотходы разделены на пять классов — «А», «Б», «В», «Г» и «Д» — по степени их токсикологической, эпидемиологической и радиационной опасности. К классу «А» относятся отходы, которые не представляют эпидемиологической опасности и по составу приближены к твердым бытовым отходам. Такие отходы необходимо будет передавать региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Медотходы классов «Б», «В» и «Г» (подобные по составу отходам III, IV, V классов опасности), подлежат обеззараживанию в соответствии с санитарными правилами, что предполагает их дезинфекцию.

Требования по обеззараживанию медотходов будут устанавливаться санитарными правилами. Правительство РФ также будет устанавливать требования к порядку транспортировки и обезвреживания медотходов классов «Б», «В» и «Г» (подобных по составу отходам III, IV, V классов опасности)

После обезвреживания медотходов на них будут составляться паспорта, а сами медотходы будут передаваться лицам, осуществляющим обращение с отходами производства и потребления, для утилизации или размещения.

Медотходы класса «Г», подобные по составу чрезвычайно опасным и высокоопасным отходам, обращаются по правилам, предусмотренным для отходов I и II классов опасности, поскольку они схожи по морфологии. Такие медотходы необходимо будет передавать ФГУП «ФЭО» для утилизации.

К медотходам класса «Д» относятся радиоактивные медотходы. Они должны будут передаваться национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами - ФГУП «НО РАО».

Закон предусматривает, что основная часть новых правил обращения с медотходами вступит в силу с 1 сентября 2026 г.

Рекомендации

Реформа обращения с медотходами обсуждалась в течение нескольких лет. Обращение с этими отходами было урегулировано фрагментарно, закон в значительной степени не регламентировал порядок обращения с такими отходами после их передачи транспортирующей организации для дальнейшего обезвреживания, утилизации, захоронения.

В результате медотходы попадали на несанкционированные свалки. Предполагается, что закон выведет из «серой зоны» свыше трех миллионов тонн отходов и будет способствовать созданию полноценной системы обращения с ними.

Реформа коснется деятельности образователей отходов, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с медотходами. Лица или индивидуальные предприниматели (не относящиеся к образователям медотходов) будут не вправе транспортировать и обезвреживать обеззараженные медотходы классов «Б», «В» и «Г» (подобных по составу отходам III, IV, V классов опасности), если информация о них не опубликована на сайте субъекта РФ. Это в свою очередь потребует от таких лиц соблюдения новых требований, которые разработает Правительство РФ.


Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Приняты поправки, согласно которым объекты IV категории НВОС не нужно ставить на учет

1 сентября 2024 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 622-ФЗ. В соответствии с ним внесены изменения в том числе в п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Новая редакция нормы предусматривает, что при постановке на государственный учет объект НВОС может быть отнесен к объектам I, II или III категории. Обязанность по постановке на государственный учет объектов НВОС IV категории, исключена.

Рекомендации

Объекты НВОС IV категории оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. У них отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, а масса выбросов загрязняющих веществ не превышает 10 тонн в год, при этом в выбросах отсутствуют вещества I и II классов опасности.

К таким объектам относятся, например, стоянки автотранспорта, рестораны быстрого питания, скважины для добычи воды (с объемом добычи менее 500 куб метров в сутки), дизель-генераторные установки и другие.

Росприроднадзор разъяснил, что подавать заявление о снятии с учета объектов НВОС IV категории не требуется. Органам, осуществляющим учет объектов НВОС, до конца 2024 г. поручено обеспечить исключение учетных сведений об объектах НВОС IV категории и уведомить об этом природопользователей.

Изменения снизили административную нагрузку для значительного числа компаний, эксплуатирующих объекты НВОС IV категории. Им не требуется ставить объекты на учет, а также актуализировать сведения о них.

Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Частные компании допустили к региональной геологоразведке

1 сентября 2024 г. вступили в силу нормы, совершенствующие закон о недрах. Благодаря соответствующим поправкам в Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» частные компании теперь могут заниматься региональным изучением недр, то есть самыми ранними этапами геологоразведки. Ранее такие работы выполняло и финансировало исключительно государство.

К работам будут допускаться только российские компании с опытом геологоразведочных работ не менее пяти лет и отсутствием нарушений в течение двух лет, предшествовавших дате подачи заявки.

«Компании смогут выбрать несколько участков от 2500 до 6000 тысяч км2 под более детальные работы для углеводородного сырья, а для твёрдых полезных ископаемых – три участка по 100 км2. В итоге мы ожидаем прирост региональной изученности ежегодно в два раза, и если сейчас в год открывается около 40 перспективных объектов, то будет около 100», – отметил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

Вступивший в силу закон также позволяет продавать лицензии на геологическое изучение недр без подтверждения имущественных или корпоративных связей между инвестором и пользователем недр (за исключением участков недр федерального значения). Ранее переоформление было возможно только между взаимосвязанными компаниями, например, от дочерней компании к материнской. Из-за этого крупные добывающие компании вынуждены были приобретать компании, которые занимались геологическим изучением недр.

Новый механизм позволит геологоразведочным компаниям сосредоточиться на поиске полезных ископаемых, чтобы потом продать результаты своего труда добывающим компаниям. К лицензии нужно будет приложить всю утверждённую документацию и геологическую информацию на участок, а у продавца не должно быть случаев досрочного прекращения права пользования другими лицензиями в течение двух лет.

Рекомендации

Изменения должны позволить нарастить число открываемых месторождений. По замыслу законодателя небольшие частные компании смогут инвестировать в геологоразведку на том этапе, когда велик риск получить отрицательный результат. В случае успеха такие компании смогут переоформлять свои лицензии на добывающие сырье компании, которые займутся промышленной разработкой открытого месторождения.

Рекомендуем недропользователям ознакомиться с изменениями и при необходимости использовать новые возможности в своей деятельности.

Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 656-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»

Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 576-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»

Вступил в силу порядок установки систем автоматического контроля за выбросами на квотируемых объектах

1 сентября 2024 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22 января 2024 г. № 39 «Об особенностях создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ».

Оно регулирует процесс создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов (САК) на квотируемых объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) I и II категорий.

Документ предусматривает, что на квотируемых объектах I и II категорий создаются и эксплуатируются САК отдельно по источникам выбросов или по выбросам отдельных загрязняющих веществ, либо единая САК.

Компании обязаны утвердить программу создания САК, в которой будут указаны:

  • источники выбросов, подлежащие оснащению САК; 

  • показатели выбросов;

  • места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов, а также средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов в государственный реестр.

Автоматические средства измерения должны соответствовать утвержденному типу средств измерений показателей выбросов, сведения о котором включены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Данные средства измерения должны обеспечивать измерение, фиксацию и передачу в государственный реестр объектов НВОС информации о результатах измерений показателей выбросов.

Рекомендации

Требование по оснащению квотируемых объектов САК было введено Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. № 177-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2024 г.

Это необходимо для оперативного контроля за выбросами «на трубе» со стороны Росприронаднадзора, который будет получать информацию о выбросах и таким образом следить за соблюдением предприятиями квот на объектах НВОС I и II категорий.

Установлены следующие сроки оснащения САК: 

  • в 12 городах, выбранных для эксперимента первоначально – до 31 декабря 2025 г.; 

  • для иных территорий, включаемых в эксперимент – в течение 2,5 лет после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий.

 Оснащение предприятия САК – небыстрый процесс, поэтому рекомендуем квотируемым предприятием как можно скорее приступать к оснащению соответствующими системами, не рассчитывая на перенос соответствующих сроков.


Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2024 г. № 39 «Об особенностях создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ»

Для владельцев лицензий на обращение с отходами плановые проверки заменены на регулярное подтверждение соответствия

С 1 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 170-ФЗ, который вносит изменения в ст. 19.3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Изменения предусматривают, что на обладателей лицензий на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности теперь распространяются правила о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям.

Одновременно начала действовать поправка, внесенная в п. 29 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) и предусматривающая, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении таких лицензиатов (но только в части соблюдения лицензионных требований).

По новым правилам все лицензиаты обязаны раз в три года проходить процедуру подтверждения соответствия, в ходе которой Росприроднадзор будет проверять, соблюдаются ли компанией требования, установленные для выдачи лицензии.

Для этого лицензиату требуется подать соответствующее заявление не ранее чем за 1 год до наступления срока подтверждения соответствия. Отзыв такого заявления не допускается.

О начале процедуры Росприроднадзор уведомит лицензиата. По общему правилу, такое уведомление должно быть направлено за три рабочих дня до начала процедуры. Однако положением о лицензировании конкретного вида может быть предусмотрен сокращенный срок, который не может быть менее одного рабочего дня.

На проведение процедуры отводится 20 рабочих дней, в ходе которых орган может как провести оценку по документам, так и совершить выезд на место (или места) деятельности лицензиата. По результатам процедуры Росприроднадзор может:

  • подтвердить соответствие лицензионным требованиям;
  • направить перечень нарушений с указанием срока их устранения.

Об устранении выявленных нарушений потребуется уведомить Росприроднадзор. Если ведомство выявило грубые нарушения, то оно обязано оценить их устранение в течение 10 рабочих дней после получения уведомления. Если же нарушения не относятся к грубым, то оценить их устранение можно при прохождении следующей процедуры подтверждения соответствия.

Соответствующие процедуры планируется начать проводить с 1 марта 2025 г. С указанной даты на Едином портале государственных и муниципальных услуг будет открыта возможность для подачи соответствующих заявлений в территориальные органы Росприроднадзора.

Компании, которые получили лицензии до 1 сентября 2024 г., должны будут пройти процедуру первичного подтверждения соответствия не ранее 1 марта 2025 года по истечении 3 лет с даты

  • предоставления лицензии; или
  • проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований.

Трехлетний срок отсчитывается с того события, которое произошло позднее.

Рекомендации

Изменение формы контроля за участниками рынка по обращению с отходами мотивировано массовыми нарушениями в этой сфере. Компании с лицензиями зачастую не имеют объектов недвижимости, оборудования и сотрудников, о которых сообщали для получения лицензии.

Вводя периодический контроль соответствия для всех лицензиатов, Росприроднадзор намерен в течение трех лет провести «инвентаризацию» выданных лицензий и прекратить действие ряда лицензий в случае выявления нарушений.


Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 170-ФЗ «О внесении изменения в статью 19-3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2024 г. № 226 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1096»

С 1 сентября 2024 г. ГЭЭ проводится по новым правилам

1 сентября 2024 г. вступило в силу новое Положение о проведении ГЭЭ (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2024 г. № 694). Действовавшее ранее положение, соответственно, утратило силу.

Положение о ГЭЭ содержит следующие основные нововведения:

  • орган, который проводит ГЭЭ, обязан самостоятельно запрашивать документы и сведения для ГЭЭ, которые имеются в распоряжении других ведомств (это касается различных заключений и согласований по объекту ГЭЭ);
  • материалы общественных обсуждений объекта ГЭЭ разрешено представлять на экспертизу после начала ГЭЭ, но не позднее чем за 20 рабочих дней до ее завершения; если нарушить этот срок, то в ГЭЭ откажут, а оплату не вернут;
  • в представленные на ГЭЭ материалы, можно вносить изменения в ходе ГЭЭ, (например, если нужно устранить замечания экспертов), но окончательную версию материалов нужно представить не позднее, чем за 5 рабочих дней до завершения ГЭЭ;
  • протоколы заседаний экспертной комиссии должны направляться заказчику ГЭЭ в течение 5 рабочих дней с их проведения (ранее соответствующие протоколы направлялись только по запросу заказчика);
  • все уведомления в связи с ГЭЭ направляются в электронном виде (если объект ГЭЭ не связан с государственной тайной);
  • заказчик ГЭЭ получил право инициировать проведение заседаний экспертной комиссии, а также запрашивать на заседаниях разъяснения экспертов в отношении имеющихся замечаний к представляемым материалам;
  • заключение ГЭЭ должны одобрить две трети списочного состава членов комиссии (ранее оно одобрялось простым большинством);
  • сведения о выданных заключениях ГЭЭ включаются в специальный реестр, являются открытыми и общедоступными и размещаются в сети «Интернет» (начиная с 2022 г.).

Рекомендации

Обновить положение о проведении ГЭЭ потребовалось в связи с внесением объемных изменений в законодательство о ГЭЭ (Федеральные законы от 25 декабря 2023 г. № 673-ФЗ и № 681-ФЗ).

Новые правила, в основном, дублируют нормы указанных законов или уточняют порядок их применения.

Обновленное положение о ГЭЭ заслуживает позитивной оценки, поскольку оно более подробно регулирует процедуру проведения ГЭЭ, расширяет возможности заказчика ГЭЭ по участию в ГЭЭ и взаимодействию с экспертами, а также позволяет заказчику корректировать документацию с учетом замечаний экспертов.


Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2024 г. № 694 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы»


Новый порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Опубликовано постановление Правительства РФ от 28 ноября 2024 г. № 1644, которым утвержден новый порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Напомним, что ОВОС необходима для всех объектов, которые проходят государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

Вводятся особенности проведения ОВОС различных объектов, в частности:

  • проектов общего допустимого улова водных биологических ресурсов;
  • проектов технической документации на технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду; 
  • проектов технической документации веществ, которые могут впервые поступать в окружающую среду.

Обновлен порядок проведения общественных обсуждений с возможностью использования дистанционных средств взаимодействия и проведения слушаний по инициативе граждан.
Постановление Правительства РФ № 1644 вступает в силу с 1 марта 2025 г.

Устанавливается, что оно не применяется к проектам, общественные обсуждения которых завершены до 1 марта 2025 г.

Рекомендации

В настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Закон № 7-ФЗ) требования к материалам ОВОС утверждены приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 999 (Приказ № 999).

Однако в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. № 673 статья 32 Закона № 7-ФЗ изложена в новой редакции, которая предусматривает передачу полномочий по урегулированию порядка проведения ОВОС на уровень Правительства РФ. Во исполнение указанных полномочий правительство приняло постановление № 1644, которое заменит Приказ № 999 с 1 марта 2025 г.

Напомним, что процедура ОВОС, согласно постановлению Правительства РФ № 1644, состоит из следующих этапов:

  • проведение предварительной оценки;
  • подготовка технического задания на проведение ОВОС;
  • проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительных материалов ОВОС;
  • проведение общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС, объекта ГЭЭ;
  • подготовка окончательных материалов ОВОС с учетом проведенных общественных обсуждений и их размещение в сети «Интернет» для ознакомления общественности.

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2024 г. № 1644 «О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду»

Введен запрет на производство и использование определенных видов ПЭТ-продукции

Изменения внесены распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2024 г. № 2827-р «Об утверждении перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны».

Запрещены производство и использование:

  • ПЭТ-бутылки для пищевой продукции (кроме бутылок голубого, белого, зеленого и коричневого цветов, а также бесцветных); 
  • Многослойных ПЭТ-бутылок; 
  • ПЭТ-упаковки с этикеткой из поливинилхлорида (за исключением термоусадочной этикетки). 

Распоряжение вступает в силу с 1 сентября 2025 г. Требования не касается продукции, которую произведут до 1 сентября 2025 г.

Указанными изменениями законодатель преследует цель решения проблемы утилизации трудноперерабатываемых материалов.

Рекомендации

ПЭТ — это полиэтилентерефталат. В него упаковываются, например, прохладительные и молочные напитки, бутылки для фруктовых соков, готовые соусы, косметика, порошки.

Производителям, использующим такую упаковку, рекомендуем уже сейчас начинать поиск альтернатив.

В распоряжении Правительства указано, что Минпромторг обязан начиная с 2026 г. предоставлять в Правительство согласованные с федеральными органами исполнительной власти предложения по актуализации этого перечня продукции. Это означает, что в будущем производителей вероятнее всего ожидают запреты на использование и иных трудноперерабатываемых материалов.

Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2024 г. № 2827-р «Об утверждении перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны»

Изменения законодательства. Расширенная ответственность производителей

Правительство РФ определило базовые ставки экологического сбора на 2025-2027 годы

Значения соответствующих ставок утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 августа 2024 г. № 1041 (Постановление № 1041).

Напомним, что экологический сбор уплачивается производителями и импортерами товаров (упаковки), которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования, а также лицами, осуществляющими утилизацию отходов, если они не обеспечили утилизацию отходов в требуемом объеме.

Размер экологического сбора определяется путем умножения значения базовой ставки экологического сбора на значение коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов, их утилизации и востребованность получаемого при утилизации сырья (Коэффициент извлечения).

Постановление № 1041 устанавливает базовые ставки экологического сбора на 2025, 2026 и 2027 годы. В 2025 году базовая ставка будет увеличена на 15% относительно предыдущего года, в 2026 году – на 8% года и в 2027 году – на 4%.

Более того, Правительство РФ устанавливает значения Коэффициентов извлечения, которые будут применяться к базовым ставкам в 2025 и 2026 годах.

Также Правительство РФ пересмотрело Коэффициент извлечения за 2024 год в отношении группы товаров и упаковки № 51 «Стеклянная упаковка прочая».

Постановление № 1041 вступает в силу 1 января 2025 г., за исключением положений о Коэффициенте извлечения для группы товаров и упаковки № 51 за 2024 год – они вступили в силу 2 августа 2024 г.

Рекомендации

Суммы экологического сбора будут расти, как минимум, до 2027 г. Этому будет способствовать и рост нормативов утилизации товаров и упаковки. Так, к 1 января 2027 г. субъекты расширенной ответственности производителей (РОП) должны будут обеспечивать утилизацию 100% произведенной или импортируемой ими упаковки.
Увеличение размера экологического сбора направлено на стимулирование субъектов РОП к самостоятельной утилизации отходов от использования товаров и упаковки.

Рекомендуем субъектам РОП ознакомиться со значениями базовых ставок и коэффициентов, предусмотренных Постановлением № 1041.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2024 г. № 1041 «О значениях базовых ставок экологического сбора и коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров), востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции)»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

04.02.2025

ТОП-9 главных новостей экологии за 2024 г.: медотдходы, НВОС, ПЭТ-продукция, ГЭЭ, ОВОС и др.

Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о ТОП-9 главных новостях экологии за 2024 год.

Смотреть

04.02.2025

ТОП-9 главных новостей экологии за 2024 г.: медотдходы, НВОС, ПЭТ-продукция, ГЭЭ, ОВОС и др.

Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о ТОП-9 главных новостях эколог...

30.01.2025

У Смольного возникли претензии к водной станции на Неве в центре Петербурга

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказался признать незаконным и отменить постановление и представление городского...

22.01.2025

Когда детский сад платит за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных лимитов?

Верховный Суд вынес 14 января Определение № 310-ЭС24-18818 по делу № А64-8145/202. Комментирует руководитель практики...

13.01.2025

Обращение с отходами: Обзор судебной практики за 2024 год

В статье руководителя экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлии Юрченко представлены новые направления...