Загрузка...
31.10.2022
6 мин. на чтение

Экология: MustRead за 25-31 октября 2022 г.

Быстрое меню:
обзор по экологии.jpg

Изменения законодательства. Пользование недрами

27 октября 2022 г. Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, который позволит размещать отработанные подземные воды в пластах горных пород

Соответствующие поправки были внесены в Госдуму РФ 4 августа 2022 г. по инициативе Правительства РФ.

В соответствии с законопроектом планируется изменить следующие федеральные законы:

  • Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах);

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в настоящее время пользователи недр на основании лицензий добывают из подземных вод целый ряд полезных компонентов, включая литий, йод, бром, окись бора, магний, калий.

После извлечения указанных полезных компонентов из подземных вод последние сохраняют высокое содержание солей, которые нецелесообразно извлекать. При этом отработанные подземные воды с высоким содержанием солей могут загрязнять земли.

Чтобы избежать соответствующего загрязнения земель, предлагается предусмотреть в Законе о недрах возможность закачивать отработанные подземные воды в пласты горных пород в соответствии с техническим проектом разработки месторождения.

Разработку порядка размещения отработанных подземных вод в пластах горных пород предлагается поручить Минприроды.

В настоящее время ст. 19.1 Закона о недрах уже позволяет размещать в пластах горных пород

  • попутные воды;

  • воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд;

  • воды, образующиеся при добыче калийных и магниевых солей.

В случае принятия законопроекта данное разрешение будет распространено на все подземные воды после извлечения их них полезных компонентов, что позволит улучшить правовое положение недропользователей.

Поэтому можно порекомендовать недропользователям наблюдать за судьбой данного законопроекта. 

Законопроект № 176882-8

В Госдуму внесен законопроект об охране объектов растительного и животного мира при пользовании недрами

27 октября 2022 г. Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект, которым планируется установить для недропользователей обязанность по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания.

Соответствующие изменения предлагается внести в статьи 8 («Ограничения и запреты пользования недрами») и 22 («Основные права и обязанности пользователя недр») Закона о недрах, предусмотрев в частности, что пользование недрами осуществляется при условии выполнения мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания.

Соответствующие мероприятия должны быть предусмотрены в утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона о недрах.

Нормы законопроекта являются бланкетными, поскольку в нем не раскрывается, какие именно меры обязаны будут принимать недропользователи.

При этом в случае принятия законопроекта недропользователей ожидает появление «Примерного перечня мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания при пользовании недрами», который должно будет утвердить Минприроды.

Законопроект разработан во исполнение поручения Президента РФ, данного в 2020 г. по итогам встречи с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных (от 3 июля 2020 г. № Пр-1069). Согласно указанному поручению Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить внесение в законодательство изменений, направленных на совершенствование правового регулирования вопроса, касающегося обеспечения пользователями недр охраны растений, объектов животного мира.

В связи с этим представляется, что вероятность принятия законопроекта является высокой.

Рекомендуем недропользователем наблюдать за движением законопроекта, а также отслеживать появление проекта нормативно-правового акта Минприроды с указанным примерным перечнем мероприятий и участвовать в его общественном обсуждении.

Законопроект № 222450-8


Изменения законодательства. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Опубликована новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

28 октября 2022 г. официально опубликован приказ Минприроды от 21 сентября 2022 г. № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043».

Изменяемое приложение 2 содержит форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и пояснения по заполнению декларации.

Из опубликованного приказа Минприроды следует, что обновление формы декларации связано с введением особенностей исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае признания побочных продуктов производства отходами. Соответствующие изменения были введены Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ, урегулировавшим правовой режим побочных продуктов производства.

В частности, декларацию дополнена новым разделом 3.2, необходимым для заполнения показателей платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами. Одновременно в примечание по заполнению декларации о плате за НВОС введены пояснения по заполнению указанного раздела.

Приказ Минприроды, утвердивший новую форму декларации о плате за НВОС, вступит в силу с 1 марта 2023 года. Природопользователям рекомендуется ознакомиться с новой формой декларации о плате за НВОС и использовать ее при предоставлении соответствующей информации в Росприроднадзор в 2023 г.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043»


Правоприменительная практика. Квотирование выбросов

В некоторых городах – участниках проекта «Чистый воздух» увеличили планы по снижению выбросов

Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко утвердила скорректированные планы по снижению выбросов в городах – участниках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология».

Планы по снижению выбросов затронули ряд городов.

  • Так, например, в Липецке предполагается к 2026 г. снизить совокупный объем выбросов на 21,27 % от уровня 2017 г. (на 61,2 тыс. тонн), тогда как в предыдущей версии плана фигурировало снижение всего на 8,46 тыс. тонн.

  • В Магнитогорске до 2024 г. планируют сократить совокупный объем выбросов на 25,23 % от уровня 2017 г. (на 58 тыс. тонн). Это на 10 тыс. тонн больше, чем в весенней версии плана.
  • В Челябинске к 2025 г. совокупный объем выбросов будет снижена на 45,49 % от уровня 2017 г. (на 95,9 тыс. тонн). Это на 6,6 тыс. тонн больше, чем в предыдущей версии плана.

По словам Виктории Абрамченко, запланировать дополнительное снижение выбросов удалось благодаря мероприятиям регионов и промышленных предприятий по переходу на более экологически чистые технологии и современное оборудование (к подобным мероприятиям можно отнести, например, обновление подвижного состава общественного транспорта, установка сооружений по очистке выбросов на предприятиях).

В федеральном проекте «Чистый воздух» участвуют 12 городов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, где проводится эксперимент по квотированию вредных выбросов. С 1 сентября 2023 года к эксперименту подключатся ещё 29 городов, где по итогам наблюдений отмечен высокий уровень загрязнения воздуха.

Не исключено, что изменение планов по снижению выбросов может вскоре затронуть и иные города, участвующие в эксперименте.

При этом достижение плановых показателей по снижению выбросов потребует от предприятий, фигурирующих в планах, дополнительного финансирования соответствующих мероприятий (например, установки дополнительных газоочистных установок, реконструкции производственных участков, снижения потребления топлива и т.д.).

Промышленным предприятиям, эксплуатирующим объекты НВОС со значительным количеством выбросов и находящимся в указанных городах, следует учитывать возможность повышения плановых показателей по сокращению выбросов и заблаговременно разрабатывать перечень мероприятий по достижению установленных квот и предусматривать источники их финансирования.

Источник


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

25.11.2024

Апелляционное обжалование. Когда ФНС на стороне налогоплательщика? Интервью с авторами комментариев

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами комментариев к статье «Апелляционное обжалование. Когда ФНС на стороне налогоплательщика?...

Смотреть

10.12.2024

Новости экологии: договор водопользования, ОВОС, строительные отходы, ПНООЛР, защита лесов и др.

Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о законопроект об обращении с...

10.12.2024

Петербургский бизнес стал реже нарушать экологическое законодательство

Отношение бизнеса к экологическим правонарушениям становится более серьезным из–за суровости санкций, считает руководитель...

10.12.2024

Экология: MustRead от 9 декабря 2024 г.

Главные новости:  Заключение договора водопользования для рекреационных целей Законопроект об обращении...

06.12.2024

Уточнены нюансы возмещения вреда при самовольном снятии плодородного слоя почвы для добычи песка

КС счел, что в таких делах суд обязан определить объем причиненного экологического вреда и способ возмещения вреда, позволяющий...