Загрузка...
31.07.2023
12 мин. на чтение

Экология: MustRead за 18–31 июля 2023 г.

обзор по экологии.jpg

Изменения законодательства. Расширенная ответственность производителей и импортеров (РОП)

Закон о реформе РОП принят Госдумой во втором и третьем чтениях

Напомним, что механизм РОП действует в стране с 2015 г., однако существующее регулирование было признано неэффективным: утилизация отходов от использования товаров не получила достаточно широкого распространения, а поступлений экологического сбора было недостаточно, чтобы государство могло профинансировать строительство необходимой инфраструктуры – мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов.

Поэтому на протяжении нескольких лет Правительство РФ готовило реформу, направленную на совершенствование этого института. 25 апреля 2023 г. после длительных обсуждений правительственный законопроект был внесён в Госдуму, а 17 мая 2023 г. Президент РФ поручил обеспечить его приоритетное рассмотрение в весеннюю сессию 2023 г., которая завершается 1 августа.[1]

25 июля 2023 г., спустя 3 месяца с даты внесения законопроекта в Думу, депутаты приняли его в третьем чтении. Принятый закон содержит следующие ключевые изменения:

  • ответственность за утилизацию упаковки товаров переносится с производителей таких товаров на производителей/импортеров упаковки; тем самым будет сокращено число поднадзорных предприятий;

  • поэтапно вводится 100% норматив утилизации для упаковки: в 2025 году – 55%, в 2026 – 75%, с 2027 года – 100%;

  • при ввозе товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС, импортер обязан будет до дня выпуска товаров таможенным органом уплатить экологический сбор либо представить документ о намерении самостоятельной утилизации с приложением банковской гарантии или договора поручительства;

  • появится электронный реестр утилизаторов, а возможность поручить выполнение нормативов утилизации отходов ассоциациям производителей/импортеров товаров будет исключена;

  • вводятся коэффициенты, влияющие на размер экологического сбора в зависимости от свойств того или иного товара, включая простоту его утилизации, востребованность вторичного сырья, полученного при утилизации товара и т.д.

  • Закон вступит в силу 1 января 2024 г., за исключением некоторых положений. При этом число норм, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу, весьма значительно.

Рекомендации

Нет сомнений, что принятый закон будет одобрен Советом Федерации и подписан главой государства.

Положения закона содержат большое количество отсылочных норм, в соответствии с которыми на исполнительные органы государственной власти возлагается обязанность по разработке и принятию целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. В связи с этим мы рекомендуем продолжать следить за подзаконным нормотворчеством в сфере РОП.

Законопроект затронет широкий круг компаний. Производители и импортёры товаров должны будут учитывать требования о заключении договоров об утилизации отходов товаров и упаковки только с теми лицами, которые включены в реестр утилизаторов, а также требования об увеличивающемся нормативе утилизации. Потенциальным и действующим утилизаторам рекомендуется обратить внимание на требования о порядке их включения в соответствующий реестр и на нарушения, которые могут повлечь исключение из него и, как следствие, невозможность дальнейшего осуществления такой деятельности.


Законопроект № 345338-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

Изменения законодательства. Водопользование

Госдума отменила ограничения на сброс сточных вод во втором и третьем поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

Изменения затронут статью 44 Водного кодекса, посвященную использованию водных объектов для целей сброса сточных вод. Согласно действующей редакции указанной статьи, запрещается сброс сточных (в том числе дренажных) вод в водные объекты, расположенные в границах:

  • всех зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

  • первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей курортов.

ЗСО делятся на три пояса: первый пояс включает территорию водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Он имеет самый строгий режим и предназначается для защиты источника водоснабжения и водозаборных сооружений от загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса ЗСО защищают прилегающую территорию, чтобы предотвратить попадание микробных и химических загрязнений в источник водоснабжения. [2]

В новой редакции Водного кодекса запрет на сброс сточных вод будет распространяться только на:

  • первый пояс ЗСО, который находится на расстоянии: 30 – 50 метров для ЗСО подземного источника; 100 – 200 метров для ЗСО рек и каналов; не менее 100 метров для водохранилищ и озёр; 10 – 30 метров для ЗСО водопроводных сооружений;

  • первую зону округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, то есть зону, в границах которой запрещено проживание и осуществление любых видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Что касается сброса сточных вод в водные объекты, расположенные во втором и в третьем поясах ЗСО, а также во второй и в третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, то в соответствии с нововведениями они разрешаются при соблюдении следующих условий:

  • объекты, осуществляющие сброс, будут оборудованы водоочистными сооружениями, и сбрасываемые сточные воды будут очищены;

  • качество сточных, в том числе дренажных, вод будет соответствовать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указанные изменения вступают в силу с даты официального опубликования закона.

Рекомендации

Действующее регулирование неоднократно критиковалось ввиду его жесткого запрета на сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты в границах всех поясов ЗСО.

Водопользователям рекомендуется обратить внимание на указанные изменения законодательства, которые должны упростить производственные процессы, а также снизить издержки за счёт более выгодного строительства очистных сооружений вместо строительства и последующего содержания системы коллекторов и перекачки сточных вод.


Законопроект № 555658-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» 

Планируемые изменения законодательства. Административная ответственность

В Госдуму внесён законопроект о повышении штрафов за предоставление недостоверной экологической информации

Изменения коснутся статьи 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), которая предусматривает ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации:

  • о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

  • об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов;

  • об источниках иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы;

  • иной экологической информации.

В соответствии с изменениями суммы административных штрафов увеличатся:

  • с 500 – 1 000 рублей до 1 000 – 3 000 рублей для граждан;

  • с 3 000 – 6 000 рублей до 10 000 – 30 000 рублей для должностных лиц;

  • с 20 000 – 80 000 рублей до 50 000 – 200 000 рублей для юридических лиц.

За повторное сокрытие или искажение экологической информации предлагается установить более строгое административное наказание, а именно:

  • штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей для граждан;

  • штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет для должностных лиц;

  • штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей для юридических лиц.

Рекомендации

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в настоящее время повысился уровень загрязнения окружающей среды в крупных городах, а также выросло число правонарушений по ст. 8.5 КоАП РФ.

Самым серьёзным ужесточением ответственности в нынешней редакции законопроекта стала возможности дисквалификации должностного лица на срок до 3 лет. Представляется, что именно угроза применения этого вида ответственности должна стимулировать снижение количества таких правонарушений.

Законопроект внесён в Госдуму в последнюю неделю весенней сессии, в связи с чем его рассмотрение вероятно состоится уже в осеннюю сессию работы Парламента. Нельзя исключать возможность внесения поправок в законопроект после первого чтения. Мы продолжим наблюдать за его прохождением и информировать Вас о всех ключевых изменениях.

Законопроект № 410399-8 «О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» 

Изменения законодательства. Обращение с отходами

Госдума в третьем чтении приняла закон, упрощающий сбор и утилизацию батареек, градусников и аккумуляторов

Ранее в выпуске «Экология: Мастрид» от 3 июля 2023 г. мы рассказывали о законопроекте, которым планируется разрешить передавать отходы I и II классов опасности, полученные у населения, не только ФЭО, но и другим организациям, имеющим необходимую лицензию.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сбор отходов I и II классов опасности у населения, предусмотрено три варианта:

  • самостоятельно осуществлять обращение с такими отходами при наличии собственных мощностей по утилизации, обезвреживанию и/или размещению отходов I и II классов опасности;

  • передать такие отходы любым индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности;

  • передать такие отходы ФЭО.

Указанные положения сохранились в итоговой редакции закона.

Кроме того, законопроект дополнили обязанностью лиц, у которых образуются отходы I и II классов опасности, обеспечивать представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременно размещать её в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).

Также в закон были включены положения, предусматривающие:

  • условия для однократного продления без проведения конкурсного отбора статуса регионального оператора;

  • право властей субъекта РФ определять способ расчета количества твердых коммунальных отходов (ТКО) в целях расчетов по договорам по обращению с ТКО и/или утверждать порядок выбора способа расчета количества ТКО региональным оператором и/или потребителями соответствующих услуг: исходя из норматива накопления ТКО или путем определения фактического объема (массы) ТКО.

Закон вступает в силу 1 сентября 2023 г., за исключением положения об обязанности размещать информацию во ФГИС ОПВК, которое вступает в силу с 1 сентября 2024 г.

Рекомендации

Закон должен стать еще одним важным шагом к созданию полноценной системы раздельного сбора отходов. Он призван устранить монополию ФЭО на сбор и утилизацию отходов I и II классов опасности, образуемых населением.

Также закон вводит обязанность для учёта, отслеживания и контроля за накоплением отходов I и II классов опасности. 


Законопроект № 93332-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» 

Изменения законодательства. Экологический мониторинг

Госдума приняла закон о создании системы экологического мониторинга

Закон, разработанный Правительством РФ по поручению Президента, был принят 25 июля 2023 г. в третьем чтении.

Закон предусматривает создание государственной информационной системы состояния окружающей среды (ФГИС «Экомониторинг»), предназначенной для оперативного и максимально полного информирования граждан и органов власти о состоянии и загрязнении окружающей среды.

Данные в информационную систему будут поступать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны предоставлять экологическую информацию.

Оператором системы назначен «Российский экологический оператор».

Закон начнёт действовать с 1 марта 2024 г., за исключением некоторых положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Рекомендации

Перечень сведений, включаемых в информационную систему, является достаточно широким и открытым (за счёт полномочия Правительства РФ определять иную не указанную в законе информацию, подлежащую включению).

Также на Правительство РФ возлагается обязанность определить порядок доступа к информации, содержащейся в системе, периодичность размещения информации и перечень её поставщиков, а также определить порядок предоставления информации.

В связи с чем мы рекомендуем вместе с нами следить за разработкой подзаконного регулирования, направленного на развитие и уточнение положений закона.


Законопроект № 247198-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

Изменения законодательства. Недропользование

Водород признан самостоятельным полезным ископаемым

По инициативе Минприроды России водород включён в Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод как самостоятельное полезное ископаемое. С 1 августа 2023 г. вступает в силу приказ Росстандарта от 7 июля 2023 г. № 490-ст «Об утверждении Изменения 5/2023 ОКПИиПВ к Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод», после чего водород сможет восприниматься не как вторичный энергоресурс, а как полезное ископаемое, на геологоразведку и добычу которого можно будет получить соответствующую лицензию.

Рекомендации

Включение водорода в Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод даст возможность получить ныне отсутствующие сведения о потенциальных запасах и ресурсах водорода в недрах, о том, как водород аккумулируется в недрах, масштабах и интенсивности водородной дегазации недр.

Действующим и потенциальным недропользователям рекомендуем обратить внимание на комментируемые изменения. Также обращаем внимание, что указанные изменения пока не опубликованы в открытом доступе.

Источник 

Изменения законодательства. Электроэнергетика

В третьем чтении принят закон о создании в России системы сертификации низкоуглеродных источников электроэнергии

Изменения вносятся в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и предусматривают:

  • новое понятие «низкоуглеродный генерирующий объект» – генерирующий объект, функционирующий на основе использования возобновляемых источников энергии без использования процесса горения, либо атомная электростанция;

  • процедуру квалификации генерирующего объекта, по итогам которой совет рынка решает вопрос о его отнесении к низкоуглеродным генерирующим объектам (критерии и порядок такого отнесения будут установлены Правительством РФ);

  • создание реестра атрибутов генерации, то есть специальных прав, предоставляемых собственникам низкоуглеродных генерирующих объектов (его также определит Правительство РФ);

  • введение Главы 71 «Атрибуты генерации и сертификаты происхождения электрической энергии», регулирующей соответствующие объекты, а также права и обязанности их собственников.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением положения, предусматривающего право субъекта электроэнергетики или потребителя электроэнергии потребовать уплаты штрафа в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электроэнергии (пункт 5 статьи 1 Федерального закона), вступающего в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

Рекомендации

В качестве цели закона в пояснительной записке указывается достижение Россией «углеродной нейтральности» к 2060 г. и создание системы сертификации низкоуглеродных источников электроэнергии в РФ.

Смысл данной системы состоит в том, чтобы с её помощью потребители электрической энергии могли подтверждать, что при выпуске их продукции использовалась электрическая энергия, выработанная на низкоуглеродных источниках, которые не причиняют вреда окружающей среде. По мысли законодателей, данная мера повысит конкурентоспособность российской продукции, экспортируемой в другие страны.

Для собственников генерирующих объектов, которые будут признаны по итогам квалификации таких объектов низкоуглеродными, Правительство РФ выработает специальный механизм стимулирования, аналогичный тому, который предусмотрен действующим законодательством для производителей электрической энергии, использующих возобновляемые источники энергии.[3]

Владельцам низкоуглеродных объектов генерации электрической энергии рекомендуем ознакомиться с принятым законом.

Законопроект № 196167-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» 


[1] «Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства» (утв. Президентом РФ 20 июня 2023 г. № Пр-1220).
[2] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26. Февраля 2002 г.) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 апреля 2002 г. № 3399).
[3] Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 № 449.



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

04.10.2024

ВС РФ рассмотрел очередной спор о законности включения лицензионных платежей в таможенную стоимость

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Не в пробке veritas» Александром Косовым.

Смотреть

18.11.2024

Значимые споры в сфере экологии за октябрь 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами производства и потребления; экологический сбор; возмещение вреда окружающей среде....

12.11.2024

Экология: MustRead от 8 ноября 2024 г.

Главные новости:  Внесены изменения в правила рассмотрения заявок на выдачу КЭР   Предлагается ограничить...

12.11.2024

Судебное оспаривание результатов исследования проб, отобранных надзорным органом

Наличие нарушений, допущенных при отборе и исследовании проб сточных вод, природной воды, почвы и отходов (от ошибок в технике...

05.11.2024

Ключевые изменения правового регулирования недропользования

С 01.09.2024 вступили в силу существенные изменения правового регулирования в сфере недропользования. В статье руководителя...