Экология: MustRead от 30 сентября 2024 г.
Изменения законодательства. Разливы нефти и нефтепродуктов
Внесены изменения в правила предупреждения и ликвидации разливов нефти
Изменения внесены постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2023 г. № 2122 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2451».
Предусматривается, что план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) необходимо направлять в Росприроднадзор, если он не является составной частью проектной документации.
Также требуется предоставить копию документа о создании эксплуатирующей организации и/или привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий ПЛАРН.
Сведения о согласовании и изменениях ПЛАРН подтверждаются путем внесения в электронном виде записи в реестр согласованных ПЛАРН с использованием программно-технического комплекса Росприроднадзора.
Территориальный орган Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, в который поступило уведомление о проведении комплексных учений, в течение 1 рабочего дня после получения уведомления запрашивает у территориального органа Росприроднадзора соответствующую копию согласованного ПЛАРН.
Кроме того, определена процедура рассмотрения и согласования ПЛАРН, а также внесения записи о согласовании в соответствующий реестр.
Вышеуказанное постановление вступило в силу с 1 сентября 2024 г.
Рекомендации
ПЛАРН требуется разрабатывать компаниям, осуществляющим обращение с нефтью и нефтепродуктами, если максимальный расчетный объем разлива на эксплуатируемых объектах составляет:
- свыше 3 тонн нефтепродуктов на сухопутной части территории Российской ФедерацииЗа исключением стационарных автозаправочных станций, оборудованных надземными резервуарами общей вместимостью не более 100 тонн нефтепродуктов и (или) подземными резервуарами, а также специальных транспортных средств, предназначенных для перевозки нефти и нефтепродуктов и заправки нефтепродуктами.
; - свыше 0,5 тонн нефтепродуктов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей
Рекомендуем указанным организациям ознакомиться с изменениями.
Изменения законодательства. Недропользование
Дополнен перечень индикаторов риска для геологического контроля
Изменения внесены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 июня 2024 г. № 395 (Приказ)Приказ Минприроды России от 20.06.2024 N 395 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 июня 2023 г. N 386".
.
Согласно Приказу, риск нарушений считается более высоким, если надзорными органами установлен факт:
- отсутствия работ по ликвидации буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии на пользование недрами;
- отсутствия работ по ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами на месторождениях твердых полезных ископаемых, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии.
Документ начнет действовать 5 октября 2024 г.
Рекомендации
Напомним, что основы риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного и муниципального контроля заложены в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В рамках этого подхода ведомства определяют индикаторы риска причинения вреда охраняемым законом ценностям (окружающей среде, здоровью граждан и т.д.). Поднадзорные компании оценивают с точки зрения наличия соответствующих индикаторов риска и присваивают определенную категорию риска.
От присвоенной категории риска зависит частота и виды проводимых в отношении компании контрольных (надзорных) мероприятий. Так, в некоторых случаях выявление индикаторов риска может послужить основанием для повышения категории риска для компании и, например, для проведения в ее отношении внеплановой проверки.
Изменения законодательства. Квотирование выбросов
Вступил в силу порядок установки систем автоматического контроля за выбросами на квотируемых объектах
1 сентября 2024 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22 января 2024 г. № 39 «Об особенностях создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ».
Оно регулирует процесс создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов (САК) на квотируемых объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) I и II категорий.
Документ предусматривает, что на квотируемых объектах I и II категорий создаются и эксплуатируются САК отдельно по источникам выбросов или по выбросам отдельных загрязняющих веществ, либо единая САК.
Компании обязаны утвердить программу создания САК, в которой будут указаны:
- источники выбросов, подлежащие оснащению САК;
- показатели выбросов;
- места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов, а также средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов в государственный реестр.
Автоматические средства измерения должны соответствовать утвержденному типу средств измерений показателей выбросов, сведения о котором включены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Данные средства измерения должны обеспечивать измерение, фиксацию и передачу в государственный реестр объектов НВОС информации о результатах измерений показателей выбросов.
Рекомендации
Напомним, что требование по оснащению квотируемых объектов САК было введено Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. № 177-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2024 г.
Это необходимо для оперативного контроля за выбросами «на трубе» со стороны Росприронаднадзора, который будет получать информацию о выбросах и таким образом следить за соблюдением предприятиями квот на объектах НВОС I и II категорий.
Установлены следующие сроки оснащения САК:
- в 12 городах, выбранных для эксперимента первоначально – до 31 декабря 2025 г.;
-
для иных территорий, включаемых в эксперимент – в течение 2,5 лет после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий.
Оснащение предприятия САК – небыстрый процесс, поэтому рекомендуем квотируемым предприятием как можно скорее приступать к оснащению соответствующими системами, не рассчитывая на перенос соответствующих сроков.
Правоприменительная практика. Расширенная ответственность производителей (РОП)
Росприроднадзор разъяснил, как выполнить нормативы утилизации и отчитаться об их выполнении
В письме от 12 августа 2024 г. № ТК-10-03-34/30872 «О рассмотрении обращения» Росприроднадзор разъяснил, что можно поручить выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров российскому экологическому оператору, ассоциации только в отношении таких товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января по 31 декабря 2023 г.Также Росприроднадзор напомнил, что до 15 апреля 2024 г. необходимо было:
- отчитаться о выполнении нормативов утилизации, рассчитать и оплатить экосбор за товары и упаковку, реализованные на территории России в 2022 г.;
- предоставить декларацию о количестве товаров, выпущенных в обращении на территории России в 2023 г.
До 15 апреля 2025 г. необходимо будет предоставить отчетность об утилизации, рассчитать и уплатить экосбор в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена в 2023 г.
Указанная отчетность подается по прежним правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 451-ФЗ.
Рекомендации
Разъяснения потребовались в связи с реформой института расширенной ответственности производителей согласно Федеральному закону от 4 августа 2023 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанный закон исключил возможность выполнять нормативы утилизации через ассоциации, а также через российского экологического оператора. Поскольку изменения вступили в силу с 1 января 2024 г., то они не касаются выполнения нормативов утилизации, в отношении товаров, упаковки, реализованных в России в 2023 г.
Письмо Росприроднадзора от 12.08.2024 N ТК-10-03-34/30872 «О рассмотрении обращения»