Экология: MustRead за 23–29 мая 2023 г.
Изменения законодательства. Лесная амнистия
Госдума приняла в третьем чтении законопроект о «Лесной амнистии 2.0»
Так называемая «лесная амнистия» означает, что при установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) имеет приоритет перед государственным лесным реестром (ГЛР) и лесным планом субъекта РФ. Данная мера затрагивает тех правообладателей, чьи земельные участки находятся на территории земель лесного фонда или на границе с такими землями. Земли лесного фонда нельзя использовать для ведения садоводства или дачного хозяйства. На них также, по общему правилу, запрещено строительство.
Лесная амнистия заработала в 2017 г. со вступлением в силу федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ. Она позволила исключить из состава земель лесного фонда десятки тысяч земельных участков. При этом для ее применения необходимо соблюдение некоторых условий: право на земельный участок должно возникнуть до 1 января 2016 г. Кроме того, земельный участок, учтенный в ГЛР, признается относящимся к землям населенных пунктов или сельскохозяйственным землям, если он был до 8 августа 2008 г. предоставлен для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства, строительства/эксплуатации жилого дома, а также для личного подсобного хозяйства.
Лесная амнистия не распространяется на некоторые территории, включая:
-
расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
-
относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
-
относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется специальным федеральным законом, при наличии у уполномоченного органа сведений о фактах неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.
Правительство решило скорректировать контуры лесной амнистии и 19 декабря 2022 г. внесло в Госдуму соответствующий законопроект, разработанный Росреестром. 23 мая 2023 г. указанный законопроект был принят Госдумой в третьем чтении.
Теперь лесная амнистия будет применяться к земельным участкам в границах объектов культурного наследия, однако не будет распространяться на участки в границах объектов культурного наследия религиозного назначения.
Кроме того, устанавливается, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН. Помимо этого, устанавливаются условия исключения из ГЛР сведений об отдельных лесных участках: в частности, если сведения о таком участке не внесены в ЕГРН, границы такого участка пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, а договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР. Таким образом, закрепляется приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.
Также проектом федерального закона предусматривается право юридических лиц приобретать в пользование части лесных участков в составе земель лесного фонда до 1 января 2026 г. Целью такого предоставления является использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей.
Рекомендации
«Лесная амнистия 2.0» свидетельствует о последовательном расширении правовой базы для хозяйственного использования лесов. Правообладателям земельных участков, находящихся на территории земель лесного фонда или по соседству с такими землями, рекомендуется ознакомиться с законопроектом и оценить необходимость обращения за применением лесной амнистии, учитывая, что таковая будет действовать до 1 января 2026 г.
Законопроект № 261044-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами
Скорректированы правила утверждения проектной документации, разрабатываемой недропользователями
22 мая 2023 г. опубликовано Постановление Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 801 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2127» (Постановление № 801).
Изменения внесены ввиду скорого вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ» (Закон № 343-ФЗ). Они направлены на установление требований к проектной документации в части использования отходов недропользования.
Постановление № 801 вводит в том числе следующее регулирование:
-
устанавливает, что в проектную документацию, разрабатываемую недропользователями, необходимо включать технические и технологические решения по использованию отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород (если такое использование планируется);
-
предусматривает, что если из отходов недропользования планируется добывать полезные ископаемые и компоненты, необходимо учесть это в проекте опытно-промышленной разработки месторождения, техническом проекте разработки месторождения, технологической схеме первичной переработки минерального сырья;
-
если же отходы недропользования планируется использовать для других целей, то соответствующие технические и технологические решения должны быть включены в технический проект разработки месторождения и/или технический проект строительства и эксплуатации подземных сооружений, и/или технический проект ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
-
исключает возможность направления документов на бумажном носителе: заявление и документы для согласования проектной документации необходимо будет направлять в электронном виде (в том числе с помощью «Единого портала государственных и муниципальных услуг»);
-
сокращает сроки и конкретизирует порядок рассмотрения и согласования проектной документации.
Постановление № 801 вступит в силу с 1 сентября 2023 г. Технические проекты и другая проектная документация, согласованные до этой даты и предусматривающие использование отходов недропользования, действуют до окончания срока их действия, если такая документация содержит технические решения, соответствующие Постановлению № 801.
Рекомендации
Рекомендуем ознакомиться с изменениями, чтобы подготовиться и сэкономить время при разработке и согласовании проектной документации в части недропользования.
Планируемые изменения законодательства. Обращение с медицинскими отходами
В Госдуму внесен еще один законопроект, призванный урегулировать обращение с медотходами
В выпуске «Экология: Мастрид» от 2 мая 2023 г. мы сообщали о внесении в Госдуму правительственного законопроекта об обращении с медицинскими отходами.
23 мая 2023 г. группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму еще один законопроект, регулирующий обращение с медицинскими отходами, в соответствии с которым предлагается:
-
передавать медотходы класса «А» (на них приходится до 90% всех отходов лечебных учреждений и фармацевтических компаний) региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО);
-
передавать отдельные медотходы класса «Г» федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (ФЭО) (речь только о медотходах, которые целесообразно обезвреживать на установках для обезвреживания отходов I и II классов опасности);
-
осуществлять обращение с медотходами класса «Д» в соответствии с законодательством об обращении с радиоактивными отходами;
-
создать систему обращения с прочими медотходами классов «Б», «В» и «Г»:
такие отходы должны передаваться региональным операторам по обращению с медотходами (по мысли авторов законопроекта, соответствующие функции должны взять на себя региональные операторы по обращению с ТКО). Для этого предложено профинансировать из бюджета строительство в регионах необходимых объектов инфраструктуры для обеззараживания и утилизации медотходов.
Рекомендации
Законопроект, очевидно, соответствует интересам ФЭО и региональных операторов по обращению с ТКО, которые получат полномочия по обращению с медотходами и дополнительное финансирование.
Вероятно, это обстоятельство стало причиной отрицательного отзыва Правительства РФ, которое выступило против включения медотходов в сферу действия Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». По мнению правительства, данный вопрос должен регулироваться санитарно-эпидемиологическим законодательством. Не устроило правительство и финансово-экономическое обоснование законопроекта, поскольку оно требует доработки в том числе с учетом объема формируемых медотходов.
С учетом указанной позиции Правительства РФ маловероятно, что законопроект будет принят в текущей редакции. Итоговый подход к регулированию этой сферы зависит от того, как будет разрешен многолетний спор между Минприроды и Минздравом о том, кого следует наделить полномочиями по обращению с медотходами. Мы продолжим информировать вас о развитии ситуации, связанной с регулированием данной сферы.