Экология: MustRead за 16–27 апреля 2024 г.
Изменения законодательства. Объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду (НВОС)
Правительство исключило обязанность ставить на государственный учёт объекты НВОС IV категории
С 1 сентября 2024 г. государственные реестры объектов НВОС больше не будет содержать сведения об объектах IV категории НВОС (т.е. оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду).
В течение 4 месяцев со дня вступления изменений в силу информация об объектах НВОС IV категории будет исключена из реестров, а собственники таких объектов получат соответствующее уведомление.
Также изменения наделяют уполномоченные органы правом исключить объект НВОС IV категории из государственного реестра, если такой объект был отнесен к IV категории по результатам актуализации и корректировки сведений об объекте.
Рекомендации
В настоящее время в государственном реестре объектов НВОС почти 200 тысяч объектов IV категории. С учётом минимальной экологической нагрузки плановые надзорные мероприятия в их отношении не проводятся. К ним также не применяются требования по получению природоохранных разрешений и предоставлению соответствующих отчётов в области охраны окружающей среды.
Скорректированные правила позволят существенно снизить административную нагрузку на бизнес и контрольно-надзорные органы.
Изменения законодательства. Комплексное экологическое разрешение (КЭР)
Правительство уточнило случаи пересмотра КЭР
Изменения предусматривают, что КЭР подлежит полному или частичному пересмотру в случае внесения изменений в утверждённую программу повышения экологической эффективности, являющуюся неотъемлемой частью КЭР.
Напомним, что КЭР представляет собой документ, содержащий обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. Собственники объектов НВОС I категории обязаны получить КЭР.
Программа повышения экологической эффективности является неотъемлемой частью КЭР и включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
Изменения вступают в силу 1 сентября 2024 г.
Рекомендации
Собственникам объектов НВОС I категории рекомендуем обратить особое внимание на указанные изменения.
Также напоминаем, что собственники объектов НВОС I категории, включённые в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, утверждённый приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 г. № 154, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР до 31 декабря 2024 г.
Планируемые изменения законодательства. Пользование городскими лесами
В Госдуму внесли законопроект о запрете использования городских лесов до включения информации о них в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)
К городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования.
Лесной кодекс РФ содержит ряд ограничений по использованию городских лесов, включая:
-
запрет на строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс и гидротехнических сооружений;
-
запрет на такое изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое приводит к уменьшению их площади.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, отсутствие в ЕГРН сведений о границах земель, занятых городскими лесами, позволяет хозяйствующим субъектам игнорировать указанные запреты, например, вырубать и застраивать городские леса.
Предлагаемые изменения в ч. 3 ст. 116 ЛК РФ направлены на устранение этой ситуации и призваны исключить в том числе возможность застройки территорий городских лесов до внесения сведений о них в ЕГРН.
Рекомендации
Если законопроект будет принят, то застройщики и девелоперы могут столкнуться с дополнительными трудностями, при осуществлении хозяйственной деятельности, если принадлежащий им земельный участок будет расположен в непосредственной близости к границам городского леса.
Мы продолжим им следить за движением законопроекта.
Законопроект № 603016-8 «О внесении изменения в статью 116 Лесного кодекса Российской Федерации»
Планируемые изменения законодательства. Административная ответственность
Минэкономразвития готовит эксперимент о замене штрафов инвестициями в производство
По сообщениям СМИ, эксперимент позволит компаниям вместо уплаты штрафа заключать с надзорными органами специальные соглашения, предусматривающие устранение допущенных нарушений.
Предполагается, что таким образом денежные средства вместо оплаты штрафа пойдут на модернизацию (переоборудование и/или развитие) производства и, как следствие, недопущение повторных нарушений в будущем.
По сообщениям представителя Минэкономразвития, эксперимент может быть запущен в ближайшее время.
Рекомендации
Следует позитивно оценить комментируемую инициативу, которая может положительно сказаться на деятельности компаний, освободив их от необходимости одновременной уплаты штрафа и несения расходов на устранение нарушений в целях недопущения повторного привлечения к ответственности.
Мы продолжим следить за развитием инициативы.