Экология: MustRead от 25 декаря 2023 г.
Дорогие коллеги,
Вот и подходит к концу 2023 год. Предлагаем вместе с экспертами Пепеляев Групп вспомнить, чем этот год запомнился нам в части природоохранного законотворчества. Представляем Вашему вниманию топ-10 новостей уходящего года.
Реформа института Расширенной ответственности производителя и импортера (РОП)
4 августа 2023 г. принят закон № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на реформирование института РОП.
Напомним, что суть института РОП заключается в том, что производители и импортеры, которые, соответственно, произвели в России или ввезли в Россию определенные товары или упаковку, должны обеспечить утилизацию этих товаров и упаковки в конце их жизненного цикла. В качестве альтернативы компании могут уплатить экологический сбор в федеральный бюджет.
Механизм РОП действует в России с 2015 года, однако прежнее регулирование было признано недостаточно эффективным. Концепция реформирования этого института была утверждена в 2020 году и вот, спустя 3 года обсуждений, соответствующий закон был принят и вступит в силу, в основных своих положениях, с 2024 года.
Среди основных, наиболее революционных изменений стоит отметить следующие:
-
попытка решения проблемы упаковки. Перенос ответственности за утилизацию упаковки товаров, произведённых в России, с производителей товаров в упаковке на производителей упаковки; введение с 1 января 2027 г. 100% норматива утилизации упаковки. До этой даты предлагается постепенное увеличение уровня утилизации упаковки: до 55% в 2025 году и до 75% в 2026 году;
-
исключение ассоциаций из системы исполнения РОП. Способы самостоятельного выполнения РОП ограничены созданием собственной инфраструктуры для утилизации или заключением договора с утилизатором. Ассоциации от этого процесса полностью отстранены;
-
ужесточение контроля за фактической утилизацией. Введение механизма верификации лиц, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров и создание единого реестра утилизаторов. Только включенные в такой реестр лица вправе будут выполнять работы по утилизации отходов;
-
новые правила для импортеров. С 2026 года импортеры из стран – не членов ЕАЭС обязаны будут до завершения всех таможенных процедур и выпуска товара в обращение либо уплатить экологический сбор, либо (в случае, если выбран путь самостоятельной утилизации) – представить банковскую гарантию или поручительство от утилизатора, гарантирующие исполнение импортером его обязанности по уплате экологического сбора;
-
экосбор: дифференцированные ставки. Введение коэффициентов, влияющих на размер экологического сбора в зависимости от свойств того или иного товара, включая простоту его утилизации, востребованность вторичного сырья, полученного при утилизации товара и т.д.
В рамках реформы РОП также ожидается принятие большого количества подзаконных нормативных-правовых актов.
О других подробностях проведенной реформы читайте в нашем алерте.
В уходящем году законодатель всерьез задумался об урегулировании статуса побочной продукции производства и в результате бизнес получил целых три самостоятельных федеральных закона: закон, касающийся побочных продуктов производства, вторичных ресурсов и вторсырья, закон о побочных продуктах животноводства и закон об использовании отходов недропользования. Основная масса изменений, предусмотренных этими законами, уже вступила в силу.
Побочные продукты производства, вторичные ресурсы, вторсырье
С 1 марта 2023 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ и в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Подробнее об указанных изменениях мы рассказали в своем алерте.
Нововведения позволяют организациям вывести из-под действия законодательства об отходах производства и потребления объекты, которые ранее считались отходами.
На законодательном уровне появилось понятие «побочные продукты производства», включающие в себя вещества и предметы, которые:
-
образуются при производстве основной продукции (выполнении работ, оказании услуг), но не являются целью данного производства;
-
могут использоваться как сырье либо потребительские товары.
Организации могут самостоятельно определять относятся такие вещества и предметы к отходам или к побочным продуктам.
Побочные продукты считаются отходами, если:
-
они были размещены на полигоне;
-
в течение 3-х лет их не применили в производстве или не передали другим лицам как сырье либо продукцию (исчисление срока ведется со дня, когда предметы и вещества были признаны побочной продукцией хозяйствующим субъектом).
Некоторые вещества ни при каких условиях не могут быть признаны побочными продуктами производства (например, растворы, содержащие соли или оксиды ртути, отработанные при технических испытаниях и измерениях). Перечень таких веществ утверждён распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2022 г. № 4249-р.
Если побочные продукты производства признаны отходами – необходимо будет исчислить и уплатить плату за негативное воздействие на окружающую среду с применением повышающих коэффициентов.
Также законодательное закрепление получили понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырьё».
Вторичными ресурсами признаются отходы, которые или части которых могут повторно использоваться для производства.
Под вторичным сырьём понимается продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации.
Отходы недропользования
1 сентября 2023 г. вступил в силу (в своей основной части) Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 343-ФЗ), который разрешает пользователям недр добывать полезные ископаемые и компоненты из отходов недропользования и использовать такие отходы различными способами.
Отходы недропользования получили легальное определение: вскрышные и вмещающие горные породы, шламы, хвосты обогащения полезных ископаемых и иные отходы геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья.
Закон № 343-ФЗ вводит общее и принципиальное положение, согласно которому пользователь недр вправе использовать отходы недропользования (всех классов опасности), образовавшиеся на предоставленном в пользование участке недр, для добычи из них полезных ископаемых и полезных компонентов.
При этом уже с 1 января 2023 г. при размещении таких отходов применяется нулевой коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) (в течение срока фактического осуществления такой добычи в соответствии с техническим проектом). Эта норма очевидно направлена на стимулирование недропользователя к рациональному использованию своих отходов.
Для отходов недропользования пятого класса опасности предусмотрены дополнительные (кроме извлечения полезных компонентов) варианты их использования недропользователем:
-
для собственных производственных и технологических нужд недропользователя;
-
для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами; и
-
для рекультивации земель.
Ранее вскрышные и вмещающие горные породы, как правило, включали в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) в качестве отходов производства и потребления V класса опасности. Теперь же закон прямо устанавливает, что такие отходы, в случае их использования недропользователем, не являются отходами производства и потребления независимо от факта их включения в ФККО. Соответственно, плата за НВОС при их размещении не будет взиматься до тех пор, пока они не будут признаны отходами в соответствии со специальной процедурой, предусмотренной законом.
Безусловно, такой механизм стимулирования промышленного использования отходов недропользования более чем своевременен. По некоторым данным, отходы недропользования составляют подавляющую часть отходов, образованных и образующихся в настоящее время на территории России. За счет длительного функционирования горнопромышленного комплекса на сегодняшний день накоплено порядка 80 - 100 млрд. тонн отходов недропользования, ежегодно этот объем увеличивается на 1,5 - 2 млрд. тонн.
Побочные продукты животноводства
Закон о побочных продуктах животноводства вступил в силу 1 марта 2023 г. Установлено, что вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных (навоз, помет, подстилка, стоки) и используемые в сельскохозяйственном производстве являются побочными продуктами животноводства, а не отходами производства и потребления.
Ранее в отсутствие специального регулирования правоприменительная практика пошла по пути признания продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных отходами производства и потребления. Сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо было получать лицензию на деятельность по обращению с отходами, оформлять паспорта отходов, разрабатывать проекты нормативов образования и лимитов на их размещения и так далее.
Теперь же производители сельскохозяйственной продукции могут выбирать: относить вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или к отходам. О принятом решении они должны уведомлять органы Россельхознадзора.
Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 1940 утверждены Правила обращения с побочными отходами, которые вступили в силу с 1 марта 2023 г. В случае нарушения данных правил побочные продукты животноводства могут быть признаны отходами. Подробнее мы писали об этих правилах в нашем алерте.
Перечень нарушений, которые могут привести к таким последствиям, утверждён распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3256-р, о котором мы также рассказывали ранее. Указанные нарушения могут быть выявлены Россельхознадзором в рамках ветеринарного контроля (надзора) или в рамках земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения.
Уведомление об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства на 2024 год необходимо направить в территориальные органы Россельхознадзора в срок до 31 декабря 2023 г. В противном случае указные вещества будут признаны отходами.
Расширение перечня городов-участников федерального проекта «Чистый воздух»
Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу стартовал в 2019 году и насчитывал 12 городов, в которых остро стояла проблема качества воздуха. Цель эксперимента: сокращение объёмов вредных выбросов в атмосферный воздух на территории городов-участников федерального проекта.
В каждом выбранном городе проводятся сводные расчеты загрязнений воздуха и утверждается комплексный план по снижению выбросов, в котором указываются порядок и сроки проведения мероприятий, направленных на снижение объема выбросов.
1 сентября 2023 г. к эксперименту присоединились ещё 29 городов, преимущественно расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке. Целевой показатель для новых участников — снижение выбросов загрязняющих веществ в два раза по отношению к 2020 году в срок до 31 декабря 2030 г. Для каждого из них будет разработан комплексный план по снижению выбросов, направленный на улучшение экологической ситуации.
Предприятиям, расположенным на территории новых городов-участников федерального проекта, следует учитывать, что они обязаны провести инвентаризацию источников выбросов, результаты которой может запросить Росприроднадзор, а также допустить на свою территорию представителей контрольного ведомства для проведения сводных расчетов загрязнения воздуха.
Владельцам так называемых «квотируемых» объектов необходимо будет также разработать и представить в Росприроднадзор свои предложения по квотам выбросов, а после утверждения таких квот – разработать и реализовать план мероприятий по достижению квот. Такой план, как правило, предусматривает модернизацию промышленных предприятий.
Важно обратить внимание на нормативные правовые акты, которые уже приняты в развитие положений Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июля 2022 г. № 1852-р
Закон о системах автоматического контроля выбросов на предприятиях
Принятые законом поправки были внесены в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
Некоторые изменения уже вступили в силу, но основная часть изменений вступает в силу с 1 января 2024 г.
Согласно закону, собственники некоторых промышленных предприятий, расположенных в городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух» будут обязаны оснастить свои производства приборами автоматического контроля выбросов так называемых «приоритетных» загрязняющих веществ.
Приборами онлайн-контроля загрязняющих выбросов будут оснащены только квотируемые объекты, относящиеся к I и II категории НВОС. Данные с приборов будут передаваться в Росприроднадзор автоматически в онлайн-режиме без дополнительного участия человека.
До 1 сентября 2023 г. в состав городов-участников федерального проекта «Чистый воздух» входили 12 городов (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита). Срок оснащения предприятий автоматическими системами — не позднее 31 декабря 2025 г.
Для предприятий из городов, присоединившихся к федеральному проекту после 1 сентября 2023 г. установлен иной срок: в течение двух лет и шести месяцев после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий.
Правительству РФ предстоит определить критерии определения источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и критерии выбора приоритетных загрязняющих веществ.
Собственники квотируемых объектов будут больше не вправе выполнять компенсационные мероприятия (например, высадка деревьев, приобретение электротранспорта и пр.) в случае недостижения установленных квот выбросов.
Закон о контроле Росприроднадзора за обладателями лицензий на обращение с отходами
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предполагают, что владельцы лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами обязаны периодически подтверждать соответствие лицензионным требованиям: каждые 3 года со дня предоставления лицензии.
Владельцы лицензий, полученных до 1 сентября 2024 г., будут обязаны пройти процедуру первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечении 3 лет с наступления наиболее поздней из следующих дат (но не ранее 1 марта 2025 г.):
-
предоставления лицензии;
-
проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований.
Изменения вступят в силу 1 сентября 2024 г.
Новый перечень загрязняющих веществ
Правительство утвердило новый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
В перечень включены 79 новых веществ, загрязняющих атмосферный воздух, водные объекты, а также почвы.
Проработка и обновление перечня загрязняющих веществ велась с декабря 2020 года по поручению президента. Перечень актуализирован на основании предложений Росгидромета, Росприроднадзора, Роспотребнадзора и научных организаций.
Документ вступает в силу с 1 января 2024 г., однако ряд положений вступит в силу с 1 января 2025 г.
Прежний перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р, утратит силу с 1 января 2024 г.
Документ содержит ряд переходных положений, актуальных для владельцев объектов НВОС I, II и III категорий.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 г. № 2909-р
Некоторые важные законодательные инициативы 2023 года, хотя и не были окончательно одобрены в уходящем году, вполне вероятно, могут стать законами в самое ближайшее время в году наступающем.
Законопроект, регулирующий порядок обращения с медицинскими отходами
В 2023 г. в Госдуму было внесено два законопроекта об обращении с медицинскими отходами. Первый из них не дошёл до первого чтения и был отозван сенаторами, которые внесли его на рассмотрение. Второй успел пройти первое чтение и готовится к рассмотрению в весеннюю сессию Госдумы.
Законопроект предусматривает ряд существенных изменений в порядок обращения с медотходами, а именно:
-
возможность передавать медотходы класса «А» (на них приходится до 90% всех отходов лечебных учреждений и фармацевтических компаний) региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО);
-
возможность передавать отдельные медотходы класса «Г» федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (ФЭО) (речь идет только о медотходах, которые целесообразно обезвреживать на установках для обезвреживания отходов I и II классов опасности);
-
распространение порядка обращения с радиоактивными отходами на медотходы класса «Д»;
-
создание системы обращения с прочими медотходами классов «Б», «В» и «Г».
Законопроект позволит устранить существующую неопределенность в вопросе о том, каким организациям допустимо передавать медицинские отходы.
Также авторы законопроекта, очевидно, намерены наладить учет в области обращения с медицинскими отходами, как это было сделано ранее в отношении отходов от использования товаров, подпадающих под расширенную ответственность производителей (РОП).
Оборотные штрафы за загрязнение воздуха
Правительство готовит проект изменений в КоАП РФ о введении оборотных штрафов за несоблюдение установленных квот выбросов загрязняющих веществ.
Эта инициатива обсуждается на протяжении практически всего 2023 года, неоднократно о ней упоминала вице-премьер Виктория Абрамченко.
По ее словам, коридоры для штрафов будут достаточно «гибкими». Если предприятие-загрязнитель выполняло программу экологической модернизации, снижало выбросы, но соблюсти установленные квоты не смогло, то размер штрафа составит 0,1% от валовой выручки. Если же предприятие-загрязнитель не осуществляло никаких активных действий, направленных на снижение количества выбросов, то штраф может достигать 5% от валовой выручки компании.
Позднее в СМИ появилась информация, что минимальный размер штрафа будет составлять 1 миллион рублей.
Применять штрафы планируется с 2027 года, то есть на основании данных о выбросах, полученных по итогам 2026 года.
Вполне вероятно, что законопроект будет внесён на рассмотрение Госдумы до конца 2023 года, и будет принят в 2024 году.