Экология: MustRead от 24 июля 2024 г.
Планируемые изменения законодательства. Административная ответственность
Штрафы за сокрытие экологической информации вырастут
23 апреля 2023 г. Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, который ужесточает административное наказание за сокрытие и искажение экологической информации.
Изменения вносятся в ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), которая предусматривает ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, включая следующие данные:
-
полученные при осуществлении производственного экологического контроля;
-
содержащиеся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду НВОС);
-
содержащиеся в декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за НВОС;
-
содержащиеся в отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды;
-
содержащиеся в программе повышения экологической эффективности.
Штрафы за указанное правонарушение (при его совершении впервые) вырастут в 2-5 раз и составят:
-
для компаний - от 50 тыс. до 200 тыс. руб. (сейчас от 20 тыс. до 80 тыс. руб.);
-
для должностных лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (сейчас от 3 тыс. до 6 тыс. руб.);
-
для граждан - от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (сейчас от 500 руб. до 1 тыс. руб.).
Кроме того, вводится более строгое наказание за повторное нарушение, а именно:
-
для компаний – штраф в размере от 200 тыс. до 300 тыс. руб.
-
для должностных лиц – штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
-
для граждан – штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.
Рекомендации
В пояснительной записке к законопроекту повышение штрафов обосновывается необходимостью привести их в соответствие с другими штрафами за правонарушения в области охраны окружающей среды. Парламентарии традиционно ссылаются на рост числа соответствующих правонарушений и несущественность текущего размера штрафов для компаний.
Предприятиям, которые в соответствии с законом обязаны предоставлять в государственные органы различную экологическую информацию, следует учитывать, что теперь сообщение недостоверных данных будет влечь более строгую административную ответственность.
Изменения законодательства. Недропользование
Участки недр местного значения разрешат пользовать без аукциона
22 июля 2024 г. опубликован закон, позволяющий субъектам естественных монополий без аукционов получать участки недр местного значения для добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), необходимых для строительства и реконструкции магистральных трубопроводов.
Соответствующие изменения вносятся в ст. 9, 10, 10.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г № 2395-1 «О недрах».
Закон предусматривает возможность передачи без аукциона права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи ОПИ, необходимых для строительства, реконструкции, ремонта магистральных нефтепроводов и газопроводов.
Перечень магистральных нефтепроводов и газопроводов, на которые будет распространяться указанное регулирование, определит Правительство РФ. Для застройщиков прочих объектов магистрального трубопроводного транспорта сохраняется действующий порядок, предусматривающий необходимость проведения аукциона для получения права на разведку и добычу ОПИ.
Рекомендации
В пояснительной записке упоминается, что закон принят в качестве меры поддержки субъектов естественных монополий при строительстве магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в рамках переориентации соответствующих поставок с Запада на Восток, на рынки дружественных стран.
Возможность разведки и добычи ОПИ без аукциона в 2017 г. была введена для строительства автодорог, в 2022 году - для строительства железных дорог. Парламентарии отметили, что такая мера позитивно сказалась на темпах строительства.
Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами
Вносятся изменения в порядок нормирования отходов и лимитов на их размещение
24 июля 2024 г. Госдума приняла в третьем чтении правительственный законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Он предусматривает, что предприятия, эксплуатирующие объекты НВОС I и II категории, разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в составе комплексного экологического разрешения (при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям).
Предприятия, осуществляющие деятельность на объектах НВОС II категории, при отсутствии комплексного экологического разрешения - включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.
Кроме того, утверждение методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение будет отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Также вводятся новые правила, касающиеся понижающего коэффициента РОП, а именно:
-
при расчете перевыполнения норматива утилизации, которое возникло у субъекта РОП в предыдущем календарном году при выполнении самостоятельной утилизации, понижающий коэффициент не учитывается;
-
при расчете понижающего коэффициента не учитывается масса вторсырья, полученного при самостоятельной утилизации.
Рекомендации
Изменения направлены на гармонизацию положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В частности, устранена неопределенность в вопросе о том, обязаны ли предприятия, эксплуатирующие объекты НВОС I и II категорий, разрабатывать отдельно проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение.
Изменения законодательства. Контроль и надзор в экологической сфере
Усилен государственный надзор за золотодобывающими предприятиями
Опубликовано постановление Правительства РФ, которое вносит изменения в Положение о федеральном государственном геологическом контроле. Изменения коснутся категории риска влияния на окружающую среду объектов, связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей россыпного золота.
Так, в частности, изменения предусматривают:
-
повышение категории риска для объектов месторождения россыпного золота со среднего до значительного;
-
проведение плановых проверок на таких объектах один раз в три года, а не в четыре года, как было ранее.
Рекомендации
Необходимость изменения правового регулирования в части перевода объектов контроля в более высокую категорию риска основана на анализе правоприменительной практики Росприроднадзора.
Как правило, месторождения россыпного золота расположены по берегам рек, в лесах, и их освоение зачастую наносит вред этим экосистемам. Поэтому принято решение повысить категорию риска для таких объектов со среднего до значительного.
Это позволит контролирующим органам более оперативно выявлять и предотвращать нарушения природоохранного законодательства на месторождениях россыпного золота. В случае нарушений Росприроднадзор усилит контроль за таким месторождением и может повысить категорию риска до высокого и чрезвычайно высокого.