Экология: MustRead за 18–24 апреля 2023 г.
Изменения законодательства. Экологический мониторинг выбросов
Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект о системах автоматического контроля выбросов
Законопроект об установке систем автоматического контроля на промышленных предприятиях для мониторинга объёмов выбросов в окружающую среду, был рассмотрен и единогласно поддержан депутатами Государственной думы на заседании, состоявшемся 20 апреля 2023 г. Мы рассказывали об этом законопроекте в ноябрьском выпуске Экология: Мастрид.
Согласно законопроекту, необходимо оснастить некоторые промышленные предприятия в городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух» приборами автоматического контроля выбросов так называемых «приоритетных» загрязняющих веществ. Напомним, что федеральный проект «Чистый воздух» направлен на улучшение экологической обстановки и снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
На сегодняшний день в проекте участвует 12 городов (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита). Срок оснащения предприятий системами автоматического контроля в этих городах – не позднее 31 декабря 2025 г. В других городах – участниках проекта, которые будут включены в него с сентября 2023 г., сделать это необходимо будет в течение двух лет и шести месяцев после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий.
Приборами онлайн-контроля загрязняющих выбросов предлагается оснащать только квотируемые объекты, относящиеся к I и II категории НВОС. Данные с приборов будут передаваться в Росприроднадзор автоматически без дополнительного участия человека и в онлайн-режиме.
Также законопроектом устанавливается обязанность квотируемых предприятий по достижению квот выбросов в сроки, установленные для проведения эксперимента (с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2026 г.).
Правительству РФ предстоит определить критерии определения источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и критерии выбора приоритетных загрязняющих веществ.
Законопроект предусматривает возможность перераспределения квот между предприятиями: если одно из них не может обеспечить установленные показатели по конкретному веществу, а у другого по нему остается резерв, то при соблюдении определенных условий возможен «взаимный зачет».
Одной из поправок, поступившей ко второму и третьему чтениям, стала поправка об исключении из Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» возможности предприятий, которые не смогли достичь установленных квот выбросов, выполнить компенсационные мероприятия. К таким мероприятиям, например, относятся высадка деревьев, приобретение электротранспорта, снижение загрязнения воздуха от ТЭС и котельных за счет модернизации и другие.
Эти поправки вызвали негативную реакцию среди представителей бизнеса. Так, например, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в своих письмах, адресованных М. Мишустину и В. Володину указал, что существует ряд методических проблем, следствием которых стало «установление непропорциональных и в ряде случаев заведомо невыполнимых требований по сокращению выбросов для отдельных организаций». Действующая редакция закона о выбросах, подчеркивает Шохин, позволяет «гибко преодолевать эти недостатки за счет реализации альтернативных мер (компенсационных мероприятий)».
Рекомендации
Законопроект вступит в силу с 1 января 2024 г. за исключением некоторых положений, вступающих в силу со дня его официального опубликования.
Предприятиям I и II категорий НВОС на территориях эксперимента по квотированию выбросов, рекомендуется уже сейчас ознакомится с законопроектом. Он подготовлен по поручению Президента РФ, поэтому следует высоко оценить вероятность того, что Совет Федерации поддержит изменения, и законопроект будет подписан и опубликован в ближайшее время.
В связи с тем, что законопроект исключает возможность осуществления компенсационных мероприятий для тех предприятий, которые не смогли достичь установленных квот выбросов, рекомендуем всем, кто полагался на это послабление, задуматься о переоснащении и модернизации своих производств. В противном случае предприятиям будут угрожать существенные штрафы.
Планируемые изменения законодательства. Административная ответственность
Предприятия, находящиеся в городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух», будут платить оборотные штрафы за несоблюдение квот на выбросы
На прошедшем в Государственной думе 19 апреля 2023 г. «Правительственном часе», посвященном актуальным вопросам природопользования и охраны окружающей среды, вице-премьер В. Абрамченко анонсировала законопроект, вводящий штрафы за превышение квот выбросов. Правительством предлагается ввести гибкие штрафы вплоть до 5% валовой выручки предприятия. «Если ты, как предприятие-загрязнитель, действительно выполнял программу экологической модернизации, снижал выбросы – 0,1% от валовой выручки. Если ты не делал ничего – а мы с вами это узнаем в 2027 г. – 5%», – сказала вице-премьер.
По словам вице-премьера, инициатива согласована со всеми сторонами, включая Российский союз промышленников и предпринимателей. В ближайшее время проект внесут в Государственную думу.
Рекомендации
Собственникам и руководителям всех предприятий, находящихся в городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух» следует внимательно следить за процедурой его принятия вместе с нами. Особенное внимание хотим обратить на расширяющийся с сентября 2023 г. перечень городов-участников этого федерального проекта, а значит увеличение числа предприятий, которым может грозить эта мера административной ответственности.
Пока ещё не до конца понятно, какие именно критерии будут влиять на размер штрафа и как будет определятся своего рода «добросовестность» выполнения предприятиями программы экологической модернизации, но, по предварительным оценкам бизнеса, такие штрафы могут превышать 300 миллиардов рублей в год.
Изменения законодательства. Обращение с отходами
Госдума приняла в третьем чтении законопроект о контроле Росприроднадзора за обладателями лицензий на обращение с отходами
В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям в отношении лицензиатов, которые занимаются сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I—IV классов опасности. Такое решение принято 19 апреля 2023 г. в ходе пленарного заседания Государственной Думы.
Мы рассказывали о данном законопроекте ранее в выпуске Экология: Мастрид от 23 января 2023 г.
Организации, которые занимаются обращением с отходами и получили (получат) лицензию до 1 сентября 2024 г., должны будут пройти процедуру первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечении трех лет с момента предоставления лицензии или даты последней проверки в части соблюдения лицензионных требований в зависимости от того, какое событие произошло позднее, но не ранее 1 марта 2025 года. В последующем периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям должно проводится каждые три года со дня предоставления лицензии, если больший период не предусмотрен положением о лицензировании данного вида деятельности.
Законопроект вступит в силу с 1 сентября 2024 г.
Рекомендации
Обладателям лицензий на обращение с отходами следует обратить внимание на данный законопроект и уже сейчас начать готовиться к ужесточению контроля за их деятельностью, устраняя имеющиеся нарушения лицензионных требований.
Планируемые изменения законодательства. Расширенная ответственность производителей и импортеров (РОП)
Правительство поддержало законопроект о реформе РОП
Правительство Российской Федерации на заседании 21 апреля 2023 г. рассмотрело и поддержало законопроект о реформировании института РОП, подготовка которого заняла более двух лет. Ранее 19 апреля вице-премьер В. Абрамченко на заседании Государственной думы в рамках «Правительственного часа» сообщала, что до конца недели Правительством будет рассмотрен законопроект в его финальной версии.
По словам В. Абрамченко, механизм РОП, работающий в стране с 2015 года, не показал своей эффективности, в стране массово не появились мощности утилизации, а зачастую производители прикрывались «липовыми» актами утилизации. Такое положение дел привело к необходимости реформирования этого института. Ключевыми изменениями стали:
-
обязанность утилизации отходов от упаковки будет возложена на её производителей, которые смогут делать это самостоятельно или уплачивать экологический сбор;
-
предусматривается поэтапное повышение нормативов утилизации выпущенной упаковки: в 2025 году - 55%, в 2026 - 75%, с 2027 года - 100%;
-
гарантиями переработки и утилизации товаров, ввозимых на территорию РФ, станут банковская гарантия, поручительство или оплата экосбора при ввозе товаров; указанное требование предлагается ввести с 2026 года, а до этого момента планируется проведение эксперимента в отношении отдельных групп импортируемых товаров;
-
будут введены коэффициенты, снижающие размер экологического сбора в зависимости от характеристик экологичности товара. (это нововведение направлено на стимулирование использования экологичных материалов);
-
будет создан реестр утилизаторов, в целях контроля за их деятельностью, фактической реализацией, исполнения договоров и наличия необходимых мощностей.
Рекомендации
Законопроект ожидает рассмотрение в Госдуме, поэтому текст, одобренный Правительством, вряд ли является окончательным, особенно с учётом участившейся в последнее время практики внесения ряда ключевых поправок в законопроект ко второму и/или третьему чтениям.
Некоторые опасения может вызывать риск большого числа отсылочных норм, которые повлекут за собой активную нормотворческую деятельность Минприроды по конкретизации норм законопроекта. Ведомство будет разрабатывать перечни видов товаров (отходов), подпадающих под РОП, формы отчётности, порядок внесения утилизаторов в реестр, порядок расчёта и уплаты экологического сбора и т.д. Это порождает вопрос о том, успеют ли ответственные исполнители издать соответствующие акты к моменту начала действия реформы.
Настоятельно рекомендуем продолжать следить за развитием реформы.