Экология: MustRead за 10–23 октября 2023 г.
Планируемые изменения законодательства. Обращение с медицинскими отходами
Госдума приняла в первом чтении законопроект об обращении с медотходами
Изменения планируется внести в том числе в следующие законы:
-
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
-
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Напомним, что в настоящее время медотходы исключены из сферы действия Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Обращение с ними регулируется санитарно-эпидемиологическим законодательством, которое содержит, в основном, требования по обращению с отходами непосредственно в медицинских и фармацевтических организациях.
Однако в действующем регулировании не описано, как обращаться с медицинскими отходами после их передачи транспортирующей организации для дальнейшего удаления, включая требования к их обеззараживанию и захоронению. Законопроект призван устранить этот пробел, а его основные положения предусматривают следующее:
-
устанавливается приоритет сжигания медотходов над их захоронением;
-
медотходы класса «А» (эпидемиологически безопасные отходы) передаются регоператорам по обращению с ТКО, поскольку такие медотходы подобны по составу ТКО;
-
создается система обращения с медицинскими отходами классов «Б», «В» и «Г», которые относятся к эпидемиологически опасным или токсикологическим;
-
отдельные медотходы класса «Г» (токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным) передаются федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (речь здесь идет только о медотходах, которые целесообразно обезвреживать на установках, предназначенных для обезвреживания отходов I и II классов опасности);
-
к медоотходам класса «Д» (радиоактивные отходы) применяются правила об обращении с радиоактивными отходами.
В части обращения с медотходами классов «Б», «В» и «Г» предлагается наделить действующих участников рынка соответствующими полномочиями. Предусматривается: создание реестра операторов по обращению с медотходами, ведение которого будут осуществлять субъекты РФ на основе санитарно-эпидемиологических заключений, выдаваемых Роспотребнадзором.
Договоры на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами будет возможно заключить только с операторами, включенными в указанный реестр.
Образователи медотходов, и лица, осуществляющие обращение с ними, будут обязаны представлять в Роспотребнадзор информацию о количестве образованных, полученных, переданных медицинских отходов, действиях, совершенных с ними.
Рекомендации
Создание описанной системы позволит устранить существующую неопределенность в вопросе о том, каким организациям допустимо передавать медицинские отходы. Также законодатель, очевидно, намерен наладить учет в области обращения с медицинскими отходами, как он сделал ранее в отношении отходов от использования товаров, подпадающих под расширенную ответственность производителей.
Мы продолжим следить за прохождением законопроекта в Парламенте.
Планируемые изменения законодательства. Наилучшие доступные технологии (НДТ)
Дума одобрила в первом чтении правила экспертной оценки на соответствие НТД для предприятий, претендующих на господдержку
Госдума приняла в первом чтении предложенные Правительством РФ поправки в закон «О промышленной политике РФ», которые предусматривают передачу Минпромторгу полномочий по проведению экспертной оценки на соответствие НДТ при предоставлении мер господдержки.
Напомним, что с 2019 г. промышленные предприятия, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и относящиеся к областям применения НДТ, должны перейти на соответствующие НДТ.
НДТ представляют собой совокупность технологических, технических и управленческих решений, направленных на повышение ресурсной и экологической эффективности производства экономически целесообразными методами.
Чтобы получить комплексное экологическое разрешение, а также одобрение программы повышения экологической эффективности такому предприятию нужно подтвердить, что (1) технологические процессы; (2) оборудование; (3) технические способы и методы, применяемые на объекте НВОС, соответствуют НДТ.
Для этого проводится экспертная оценка, в ходе которой компетентные специалисты проверяют, соответствуют ли показатели эффективности предприятия показателям, определенным в информационно-технологических справочниках по НДТ.
Такая экспертная оценка, по мнению авторов законопроекта, хорошо зарекомендовала себя, поэтому ее следует начать применять для конкурсного отбора инвестпроектов по созданию и модернизации промышленных предприятий, претендующих на получение мер государственной поддержки в соответствии с законом «О промышленной политике РФ». Такая поддержка предоставляется предприятиям в форме субсидий из бюджета на выплату процентов по кредитам или купонного дохода по некоторым облигациям.
Полномочия по проведению экспертной оценки планируется передать подведомственному учреждению Минпромторга – НИИ «Центр экологической промышленной политики».
Рекомендации
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его авторы намерены предотвращать ситуации, когда компании, получившие бюджетные субсидии, строят предприятия, на которых реализуются устаревшие ресурсоёмкие технологии, не соответствующие НДТ. При этом зачастую возникают сложности со вводом таких предприятий в эксплуатацию.
Так, п. 3 ст. 36 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что строительство и реконструкция предприятий, относящихся к областям применения НДТ, должны осуществляться с учетом технологических показателей НДТ.
Рекомендуем предприятиям, рассматривающим возможность получения господдержки в соответствии с законом «О промышленной политике РФ», ознакомиться с поправками и учитывать высокую вероятность их принятия при планировании своей деятельности.
Изменения законодательства. Отдельные производственные объекты (ПО)
Опубликована форма заключения о соответствии плану мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды при ликвидации отдельного производственного объекта
12 октября 2023 г. опубликован приказ Минприроды России «Об утверждении формы и содержания заключения о соответствии плану мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта». Документ издан во исполнение так называемого «Усольского закона»,Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
направленного на предупреждение накопленного экологического вреда.
Напомним, что под действие «Усольского закона» подпадают:
-
опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых осуществляется обращение с токсичными и высокотоксичными веществами, а также веществами, представляющими опасность для окружающей среды;
-
объекты размещения отходов I и II классов опасности;
-
угольные шахты.
Собственники таких объектов обязаны за пять лет до конца срока их эксплуатации разработать план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды (План).
Когда срок эксплуатации отдельного ПО подойдет к концу, его собственник обязан выполнить План, а затем сообщить об этом в Росприроднадзор, представив акт о выполнении Плана. Данное ведомство в ходе выездной проверки проконтролирует, выполнены ли предусмотренные Планом мероприятия в полном объеме.
Зарегистрированный Минюстом подзаконный акт утверждает форму и содержание заключения Росприроднадзора по итогам указанной выездной проверки.
В случае выполнения мероприятий в соответствии с Планом в полном объёме, соблюдения нормативов качества окружающей среды, а также приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением, Росприроднадзор выдаёт заключение по установленной приказом форме. Заключение выдается в течение одного месяца со дня окончания проверки.
В течение трёх рабочих дней со дня его выдачи заключение направляется в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности (Ростехнадзор) и Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Рекомендации
Владельцам отдельных ПО рекомендуется ознакомиться с приказом Минприроды России и учитывать, что по окончании срока эксплуатации принадлежащего им отдельного ПО потребуется выполнить План и отчитаться об этом в Росприроднадзор.