Экология: MustRead за 17 - 23 января 2023 г.
-
Госдума рассматривает законопроект о штрафах за неправильное обращение с навозом
-
Росприроднадзор может усилить контроль за обладателями лицензий на обращение с отходами в 2025 г.
-
Законопроект об экологическом мониторинге рекомендовано рассмотреть в первом чтении
Планируемые изменения законодательства. Административная ответственность
Госдума рассматривает законопроект о штрафах за неправильное обращение с навозом
Напомним, что 1 марта 2023 г. вступит в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 248-ФЗ), о котором мы рассказывали в нашем алерте.
Закон № 248-ФЗ позволит сельхозпроизводителям самостоятельно принимать решение о том, относить ли образуемые навоз, помет, подстилку, стоки к отходам или к продукции. Если сельхозпроизводитель относит данные вещества к побочным продуктам животноводства, он обязан соблюдать требования к хранению, перевозке и реализации последних (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 1940 – подробнее см. наш алерт).
Поскольку действующее законодательство не предусматривает ответственности за нарушение указанных требований, депутаты Госдумы А.В.Гордеев (фракция «Единая Россия») и В.И.Кашин (фракция «КПРФ») в августе 2022 г. внесли в Госдуму законопроект, который призван устранить данный пробел в законе.
Парламентарии предлагают ввести в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) новую статью 10.8.1 «Несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства». За соответствующее правонарушение предложено наказывать штрафами в следующем размере:
-
для должностных лиц – от 30 до 40 тыс. рублей (при повторном нарушении – от 40 до 50 тыс. рублей);
-
для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 50 до 60 тыс. рублей (при повторном нарушении – от 60 до 70 тыс. рублей);
-
для компаний – от 250 до 350 тыс. рублей (при повторном нарушении – от 350 до 450 тыс. рублей).
В качестве альтернативы штрафу к нарушителям (за исключением должностных лиц) может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток даже в том случае, если нарушение совершено впервые.
Кроме того, если в результате использования побочных продуктов животноводства в качестве удобрения произошла порча земель или уничтожение плодородного слоя почвы, нарушителя предлагается также наказывать по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ «Порча земель». В указанную статью предлагается внести соответствующие поправки.
18 января 2023 г. сообщалось, что законопроект был одобрен комитетом Госдумы по государственному строительству и законодательству и может быть рассмотрен в первом чтении уже в весеннюю сессию 2023 г.
Законопроект № 183338-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в целях установления административной ответственности за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства)»
Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами
Росприроднадзор может усилить контроль за обладателями лицензий на обращение с отходами в 2025 г.
На заседании 18 января 2023 г. Комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям рекомендовал принять соответствующий правительственный законопроект в первом чтении.
Законопроект предусматривает, что Росприроднадзор получит право осуществлять периодический контроль за обладателями лицензий на обращение с отходами без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ).
Соответствующие изменения планируется внести в ч. 1 ст. 19.3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», указав, что в отношении обладателей лицензий на обращение с отходами должно проводиться периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям. Правила проведения данной процедуры установлены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Она проводится каждые три года со дня предоставления лицензии (или реже, если это предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности) на основании заявления держателя лицензии. Подтверждение соответствия может быть проведено в форме документарной и/или выездной оценки.
В ходе выездной оценки Росприроднадзор может оценить состояние производственных объектов, технических средств, оборудования, иных объектов, которые использует обладатель лицензии и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников. О проведении выездной оценки необходимо уведомить за три рабочих дня до начала ее проведения любым доступным способом, а ее результаты должны быть отражены в акте оценки.
Если в ходе оценки соответствия лицензионным требованиям выявлены грубые нарушения последних, Росприроднадзор направит лицензиату уведомление о необходимости устранения грубых нарушений в предусмотренный таким уведомлением срок, который должен составлять не менее десяти дней. Если нарушения не устранены, лицензиат может лишиться лицензии.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что проведение такого периодического подтверждения позволит отказаться от срочности лицензий, более обременительной с точки зрения административных процедур для хозяйствующих субъектов и от проведения плановых КНМ.
Вместо это контроль за держателями лицензий, согласно пояснительной записке, примет следующие формы:
-
в части утилизации отходов – будет проверяться выполнение нормативов утилизации, а также корректность данных по мощностям объектов утилизации;
-
в части размещения отходов – будет проверяться ограничение данной деятельности после истечения срока эксплуатации объекта размещения отходов.
Законопроект должен вступить в силу 1 марта 2025 г. Компаниям, получившим лицензию до этой даты, придется пройти процедуру подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечении трех лет с даты выдачи лицензии или последнего планового КНМ, но не ранее 1 сентября 2025 года.
Необходимость принятия законопроекта обосновывается тем, что количество выданных лицензий на обращение с отходами значительно, а при проведении КНМ Росприроднадзор в большинстве случаев выявляет отсутствие необходимых для обращения с отходами зданий, строений, сооружений и помещений, а также транспортных средств, оборудования и работников, которые были заявлены соискателем лицензии при получении лицензии.
По сути, законопроект предоставляет Росприроднадзору новые возможности для контроля за обладателями лицензий на обращение с отходами, что позволит ему не соблюдать требования, установленные для проведения плановых КНМ. Необходимо при этом отметить, что в 2023 г. будет действовать мораторий на плановые КНМ Росприроднадзора. Однако после прекращения действия указанного моратория Росприроднадзор сможет проводить как плановые КНМ, так и регулярные подтверждения соответствия обладателей лицензий лицензионным требованиям, что усилит административную нагрузку на бизнес.
Поэтому обладателям лицензий на обращение с отходами рекомендуется наблюдать за судьбой указанного законопроекта.
Планируемые изменения законодательства. Экологический монторинг
Законопроект об экологическом мониторинге рекомендовано рассмотреть в первом чтении
17 января 2023 г. на совместном заседании Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи депутаты рекомендовали рассмотреть в первом чтении правительственный законопроект об экологическом мониторинге, о котором мы рассказывали в одном из предыдущих выпусков мастрида.
Законопроект предусматривает создание к февралю 2025 г. масштабной информационной системы, которая должна объединить практически все существующие данные о состоянии окружающей среды на территории РФ (в т.ч. об источниках загрязнения, об обращении с отходами, о состоянии земель, водных объектов, воздуха и т.д.).
Вместе с тем к документу был высказан ряд замечаний, которые необходимо будет учесть при его рассмотрении. Так, председатель Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин считает, что система мониторинга окружающей среды должна быть не просто общей базой данных, а серьезной аналитической системой, позволяющей оценивать уровень загрязнения и выдавать соответствующие прогнозы.
Другие парламентарии также отметили необходимость доработки законопроекта с тем, чтобы созданная информационная система позволяла прогнозировать изменения состояния окружающей среды.
Ожидается, что законопроект пройдет первое чтение в весеннюю сессию 2023 г.
Создание информационной системы экологического мониторинга является проявлением тренда на цифровизацию охраны окружающей среды, а также попыткой государства собирать, сопоставлять и анализировать экологическую информацию, полученную из разных источников.
Компаниям рекомендуется наблюдать за судьбой законопроекта и принимать во внимание, что в случае его принятия у них вероятнее всего появится обязанность вносить информацию в информационную систему, а государственные органы, вероятно, смогут получать из нее данные об экологических правонарушениях.
Следует отметить, что законопроект получил положительный отзыв от Правительства РФ с некоторыми оговорками, что указывает на довольно высокую вероятность его принятия (вероятно, после внесения некоторых поправок).
В связи с этим сельхозпроизводителям, планирующим учитывать навоз, помет и подстилку в качестве побочных продуктов животноводства, рекомендуется уже сейчас проанализировать Постановление Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 1940 и принять необходимые меры, чтобы обеспечить правильное хранение, транспортировку и реализацию указанных побочных продуктов животноводства к моменту, когда будет введена административная ответственность за соответствующие нарушения (например, оборудовав навозохранилища, необходимые для хранения навоза).